• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Курий Грандмастер

Хиты от BLACK SABBATH-2: как были написаны песни о свиньях войны, параноике и железном человеке?

После успеха дебютного альбома BLACK SABBATH лейбл «Vertigo» понял, что надо «пилить винил», пока горячо, и попросил группу выпустить следующий альбом как можно быстрее. Через 7 месяцев задание было выполнено.

Фрагмент обложки альбома «Paranoid», 1970 г.

Перейти к первой части статьи

На новом альбоме музыканты решили показать, что они могут писать не только истории про чёрные шабаши, Люциферов, «спящие деревни» и прочую чертовщину. Заглавным треком новой пластинки должна была стать песня под броским названием «Свиньи войны»…

«War Pigs» (1970)

На этот раз Гизер Батлер использовал демонические образы не буквально, а как метафоры для обличительного антивоенного гимна. Он называет организаторов войн «колдунами-конструкторами смерти» и грозит им «судным днём», когда «свиньи войны» будут ползать на коленях и «вымаливать прощение за свои грехи», но Сатана всё равно заберёт их в ад. Не обошлось даже без каламбуров:

Generals gathered in their masses,
Just like witches at black masses…
(букв. «Генералы собрались в массу,
Прямо, как ведьмы на чёрную мессу…»)

Как видите, это был не привычный пацифизм хиппи, а гневный приговор, злобное проклятие. При этом свой гнев BLACK SABBATH направляют не на простых солдат, а в первую очередь, на политиков и генералов.

Политики прячутся,
Они только начали войну.
Зачем им самим идти воевать?
Они оставляют этот удел беднякам…

Не будем забывать, что в то время США продолжали войну во Вьетнаме, и на неё мог попасть любой простолюдин (в стране до 1973 года действовал всеобщий призыв).

Билл Уорд:
— Тогда, в начале семидесятых, мы видели, как ветераны возвращаются домой. Когда ни зайдешь в аэропорт, обязательно встретишь несколько солдат. Я знаю многих ветеранов Вьетнама, скажем, ударника BOSTON — Сиба Хэшиана. Он несколько раз побывал во Вьетнаме и был ярым фанатом SABBATH. Когда мы исполняли «War Pigs» в Америке, атмосфера была непередаваемой, песня будто стала гимном возвращения домой.

Тяжёлая двухаккордная песня родилась, когда группа джемовала в цюрихском клубе «Hirschen». В итоге она растянулась на целых 8 минут.

Билл Уорд:
— Когда Тони сыграл те мощнейшие риффы из «War Pigs», я задумался: «Отлично, а мне что делать?» Тогда я стал играть её в ритме вальса. Думаю, если бы я просто играл на ударных, из песни ничего хорошего не вышло бы.

Кстати, поначалу музыканты назвали песню «Walpurgis» (с намёком на ведьмовской шабаш в т.н. Вальпургиеву ночь), но лейбл посчитал, что «сатанизма» в имидже SABBATH и так с избытком.

«War Pigs» рассматривалась как основная тема и должна была дать название всему альбому. Об этом свидетельствовала и обложка. На ней были изображены размытые розовые фигуры неких вояк в касках, напоминающих полицейские, на голове, но со щитами и мечами в руках.

Однако буквально в последние дни работы над альбомом вся концепция поломалась…

«Paranoid» (1970)

В самом конце студийной сессии неожиданно выяснилось, что хронометраж альбома маловат. И продюсер Роджер Бэйн попросил группу сочинить ещё одну небольшую песенку.

Сказано — сделано. Пока остальные члены группы вышли купить еды, Тони Айомми быстренько сочинил стремительную гитарную партию — наверное, самую быструю из всех, что группа записывала до этого. Оззи тут же напел на этот рифф мелодию, а Гизер написал текст от лица человека, страдающего депрессией и постепенно теряющего свой рассудок.

Если верить Уорду, на всё про всё, включая запись, у группы ушло полчаса!

Автор перевода — Макс Теребилов:

Я порвал со своей девушкой,
Потому что она не могла помочь мне с моим рассудком.
Люди считают меня ненормальным,
Потому что я всё время хмурюсь…
[…]
Пошути надо мной — и я опечалюсь,
И ты засмеёшься, а я заплачу.
Я не умею чувствовать счастье,
А любовь для меня — словно выдумка.

И теперь, когда ты слышишь эти слова,
Описывающие тебе моё состояние,
Я советую тебе наслаждаться жизнью,
Я бы и сам хотел, но для меня уже слишком поздно.

Гизер назвал песню «Paranoid», хотя, по его словам, смутно представлял себе истинное значение этого слова. Ведь паранойя — это заболевание, при котором человека одолевают навязчивые мысли о том, что все окружающие хотят причинить ему какой-нибудь вред (например, взять ту же манию преследования).

Говорят, что уже после того, как песня была записана, Оззи, наконец-то, спросил: «Ребята, а что это такое — параноик?»

Гизер Батлер:
— Тогда многие ходили и говорили: «Что-то я сегодня, как параноик». И это звучало круто. В общем, с этими настроениями мы и записали эту песню.

Хиты от BLACK SABBATH-2: как были написаны песни о свиньях войны, параноике и железном человеке?
Обложка диска

Услышав этот «довесок», на лейбле тут же поняли, что BLACK SABBATH, наконец-то, записали стопроцентный поп-хит. «Параноика» не только решили издать синглом, но и заставили группу назвать так весь альбом. Как говорил Оззи, из-за этого розовые солдаты на обложке стали похожи не на «свиней войны», а на каких-то «геев-фехтовальщиков» (на самом деле певец выразился более нетолерантно).

Конечно, назвать песню «Paranoid» «попсой» язык просто не поворачивается. Более того — сегодня её считают предтечей таких стилей, как «панк-рок» и «speed-metal». Тем не менее песня действительно стала первым коммерческим хитом группы (в каком-то перестроечном фильме я слышал, как «Paranoid» крутили на… дискотеке в пионерлагере!).

Сингл занял 4-е место в Британии, и BLACK SABBATH впервые угодили в передачу «Tops of the Pops». Что касается альбома, то на этот раз он достиг вершины британского топа, а в США стал № 12.

У успеха песни были и свои неприятные стороны. Оззи вспоминал, как на одной из пресс-конференций его спросили: «Правда ли, что в „Paranoid“ вы призываете к самоубийству?» Певец начал было объяснять, что основной призыв песни заключается в строчке «Наслаждайся жизнью», но журналисты тут же потеряли интерес и перестали его слушать…

«Iron Man» (1970)

Ну, и, конечно, нельзя обойти стороной ещё один впечатляющий трек с альбома «Paranoid» под названием «Железный человек». В нём звучит, наверное, самый запоминающийся из всех многочисленных риффов, придуманных Тони Айомми. Рифф, которому в унисон следуют и бас-гитара Батлера, и вокал Осборна. В общем, настоящий тяжёлый рок во всей своей девственной чистоте…

Юное поколение наверняка знает эту песню, благодаря одноименному фильму 2008 года с Робертом Дауни-младшим, где она играет в финальных титрах. Несмотря на это, содержание песни не имеет никакого отношения к герою комиксов «Marvel». Автор текста — Гизер Батлера — рос в католической семье, и в детстве ему не разрешали читать никаких комиксов.

Саму идею песни подкинул Оззи Осборн — ему показалось, что грозный рифф напоминает тяжёлую поступь огромного металлического парня. Отталкиваясь от этого образа, Батлер придумал целую фантастическую историю.

Она повествовала о человеке, который отправился в космос, и ему привиделся Апокалипсис, ожидающий Землю в будущем. Возвращаясь домой, герой попал в магнитную бурю и превратился в железное существо, потерявшее дар человеческой речи. Все попытки как-то предупредить землян о грядущей гибели встречали у окружающих только насмешки. Не выдержав подобного отношения, железный человек впал в ярость и уничтожил человечество, тем самым исполнив своё же пророчество.

Песня начинается с жуткого гитарного запила, на фоне которого искажённый роботизированный голос Оззи произносит: «I am iron man!» Одни говорят, что этот эффект был достигнут с помощью устройства «кольцевой модулятор». Другие — что всё было проще, и Оззи произнёс слова сквозь лопасти вращающегося вентилятора.

«Iron Man» стал для группы не менее значимым музыкальным хитом, чем «Paranoid», а его гитарная партия регулярно входит в топы классических риффов рок-музыки.

В мультсериале «Симпсоны» можно увидеть, как во время своей предвыборной компании хулиган Нельсон распевает: «Я — железный человек! Голосуй за меня! Давай-давай…».

Очень смешную пародию на «Iron Man» записал в 1993 году Боб Риверс. Она называлась «I Am Santa Claus» («Я — Санта Клаус»). Кроме нового текста, можно услышать, как знаменитый рифф Айомми постоянно сбивается на мелодию «Jingle Bells».

Под песню был снят клип, где отец семьи под Рождество неожиданно превращается в брутального Санта Клауса, который летает на лимузине, запряжённом оленями, выступает на рок-концерте и клеит цыпочек. На его тулупе даже можно прочесть надпись: «Поцелуй меня, я — северный поляк» (видимо, игра слов «polish» — поляк, и «pole» — полюс). За этим выступлением наблюдает по ТВ Оззи Осборн, и оно ему явно не по душе. В итоге певец стреляет в телевизор, и Санта Клаус прямо на сцене снова принимает облик робкого обывателя.

Спустя год Оззи уже сам поучаствует в записи кавера на «Железного человека» вместе с группой THERAPY?. Запись вошла в трибьют BLACK SABBATH «Nativity in Black», но ничем особо интересным не порадовала.

Более творчески подошёл к переосмыслению хита SABBATH хип-хоп исполнитель Баста Раймс. В 1998 г. он записал на основе «Железного человека» песню «This Means War» («Это значит — война»), где перемежал вокал Оззи с собственными рэп-речёвками. Подобно железному человеку, герой Басты исполнен гневом и жаждой мести.

Перевод Rainy_day:.

…Порой я не могу описать то злобное дерьмо, что засело у меня в сердце.
Нарушу тишину и случайно порву вас на части,
Ударю в отместку и, прежде чем вы умрёте,
Заставлю вас испытать худшее и посмотреть мне в глаза!
Чтобы вы смогли увидеть ту боль, что причиняет предательство…

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 10.11.2020

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: