• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Филемон и Бавхида. Как они закончили жизнь?

Угасание жизни неизбежно, уход из жизни всегда трагичен. О чем думают те, кто подходит к этому пределу? Каковы их желания? О последних днях супружеской пары поведал Овидий в восьмой книге «Метаморфоз».

Жан-Бернар Ресту, «Филемон и Бавкида» Фото: ru.wikipedia.org

В покоях речного бога Ахелоя расположились на отдых, а заодно — и для дружеской пирушки, Тезей и его спутники. Один из них рассказал такую историю:

дуб с липою рядом
Есть на фригийских холмах, обнесенные скромной стеною.
В смертном обличье туда сам Юпитер пришел, при отце же

Был отвязавший крыла жезлоносец, Атлантов потомок.

Фригийские холмы — местность в Греции; жезлоносец, Атлантов потомок — Меркурий.

Фригийские холмы
Фригийские холмы
Фото: commons.wikimedia.org

Из рассказа Овидия не очень неясно, по какой причине богам понадобилось принимать человеческое обличье и ходить по домам в деревне. Возможно, до Олимпа дошли сведения о необычайной скупости этих крестьян.

Сотни домов обошли, о приюте прося и покое,
Сотни к дверям приткнули колы; единственный — принял,
Малый, однако же, дом, тростником и соломою крытый.
Благочестивая в нем Бавкида жила с Филемоном,
Два старика…

Едва гости вошли в избу, хозяин придвинул им скамью, хозяйка накинула на нее нечто вроде коврика, чтобы было помягче, расшевелила в печке тлеющую золу и добавила дров. Готовится ужин: овощи, копченая свинина. По всем признакам, хозяйство небогатое:

Посредине — кровать, у нее ивяные
Рама и ножки, на ней — камышовое мягкое ложе.
Тканью покрыла его, которую разве лишь в праздник
Им приводилось стелить, но была и стара, и потерта
Ткань, — не могла бы она ивяной погнушаться кроватью.

Рубенс,
Рубенс, «Юпитер и Меркурий в гостях у Филемона и Бавкиды», 1625 г., 153×187 см, музей истории искусств, Вена, Австрия
Фото: ru.wikipedia.org

Картину дополняет колченогий столик:

ставит Столик старуха, но он покороче на третью был ногу. Выравнял их черепок. Лишь быть перестал он покатым…

На стол ставят нехитрую закуску: салат, творог, запеченные яйца, фрукты, мед и вино.

Стали молитву творить Филемон оробелый с Бавкидой. Молят простить их за стол, за убогое пира убранство

Гостеприимные хозяева хотели для гостей зарезать единственного гуся, и тут они слышат:

«Боги мы оба. Пускай упадет на безбожных соседей Кара, — сказали они, — но даруется, в бедствии этом, Быть невредимыми вам; свое лишь покиньте жилище. Следом за нами теперь отправляйтесь. На горные кручи Вместе идите»

Филемон и Бавкида идут в гору, поднимаются по ней достаточно высоко, оглядываются и видят, что кругом вода, видно только крышу их дома. Внезапно их ветхая хижина

Вдруг превращается в храм; на месте подпорок — колонны, Золотом крыша блестит, земля одевается в мрамор, Двери резные висят, золоченым становится зданье. Старики в изумленьи, а Ласковой речью тогда говорит им потомок Сатурна: «Праведный, молви, старик и достойная мужа супруга, Молви, чего вы желали б?»

Потомок Сатурна — Юпитер.

Рубенс,
Рубенс, «Грозовой пейзаж с Юпитером, Меркурием, Филемоном и Бавкидой», 1625 г., 146×208 см, музей истории искусств, Вена, Австрия
Фото: ru.wikipedia.org

Филемон отвечает:

«Вашими быть мы жрецами хотим, при святилищах ваших Службу нести, и, поскольку ведем мы в согласии годы, Час пусть один унесет нас обоих, чтоб мне не увидеть, Как сожигают жену, и не быть похороненным ею».

Боги Олимпа исполнили их желанье: они стали смотрителями храма. Однажды они, спустя много лет, стали припоминать события своей жизни:

Отягченные годами, как-то Став у святых ступеней, вспоминать они стали событья. Вдруг увидал Филемон: одевается в зелень Бавкида; Видит Бавкида: старик Филемон одевается в зелень. Похолодевшие их увенчались вершинами лица. Тихо успели они обменяться приветом. «Прощай же, Муж мой!» — «Прощай, о жена!» — так вместе сказали, и сразу Рот им покрыла листва.

Статья опубликована в выпуске 14.05.2021

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Лариса Завьялова Лариса Завьялова Профессионал 14 мая 2021 в 15:33 отредактирован 14 мая 2021 в 15:34 Сообщить модератору

    !Борис, ничего личного. Что-то я сегодня не в духе. Статья отличная, читаю всегда с удовольствием.
    "Из рассказа Овидия не очень неясно, по какой причине богам понадобилось принимать человеческое обличье и ходить по домам в деревне."- да скучно им было, вот и пошли проветриться.
    Ну что уж не богатое- "Готовится ужин: овощи, копченая свинина. По всем признакам, хозяйство небогатое:" "На стол ставят нехитрую закуску: салат, творог, запеченные яйца, фрукты, мед и вино".-угу. если бы у меня был такой набор продуктов- я бы себя олигархом ощущала, а то что в доме столик колченогий стол да покрывало ветхое- то к хозяину дома вопросы есть. Столик-то нормально не мог отремонтировать?

    "Стали молитву творить Филемон оробелый с Бавкидой. Молят простить их за стол, за убогое пира убранство"- психология нищеты, даже не зная, что гости БОГИ- уже просят прощенья и незнамо для кого собираются ЕДИНСТВЕННОГО гуся зарезать, что бы показать, что НЕ ХУЖЕ других. Лицемерие полное.

    говорит им потомок Сатурна: «Праведный, молви, старик и достойная мужа супруга, Молви, чего вы желали б?»
    «Вашими быть мы жрецами хотим, при святилищах ваших Службу нести"- вот это самомнение и влажные мечты выношенные ГОДАМИ! Обычный человек, так сразу не ответит.
    Ну ладно, хоть умерли в один день и час на радость друг другу.

    • Лариса Завьялова, позвольте и мне попытаться внести ясность в историю:
      Боги, странствующие в образе людей, типичный мифологический образ. Им важно проверить, все ли в порядке в их владениях. В древних мифах боги не всеведущи, их можно обмануть, чтобы так не случилось, они сами хитро выведывают правду.
      У стариков, действительно, нищее хозяйство - на столе нет хлеба - дед не в силах пахать поле, а купить зерно им не на что. Довольствуется чета тем, что можно собрать в лесу, может, еще виноград выращивает. Хозяйство почти первобытного образца.
      Ветхое покрывало оттуда же - ткани в Античности были дороги. Стол старик не отремонтировал потому, что немощен.
      Накрывать для нежданного гостя богатый стол - древний обычай. Не имея возможности предложить путникам тот же сытный и важный для эпохи хлеб, старики просят у них прощения, понимания, что они не жадные и не утаили самое вкусное для себя.
      Желание быть жрецами в храме в рамках психологии человека той эпохи таково - они увидели чудо и хотят о нем свидетельствовать, да и идти старикам, чей дом превращен в храм, некуда. Это средневековый товарищ еще подумал бы, нужно ли ему такое "счастье", в античности религиозная жизнь была проще - вот даже жрецами могли быть супруги.

      Оценка статьи: 5

    • Лариса Завьялова,, отличный разбор полетов! Лучшего анализа психологии нищеты. пожалуй, не найдешь. Судя по развитию сюжета, миф преследовал цель (если у мифов бывает цель, они приводят слушателя к каким-то моральным ценностям) показать, насколько важно в супружестве не остаться одному и не переживать смерть спутника жизни. Всё остальное в этом мифе - сопровождение, антураж.