Ну, во-первых, сами эти методы являются постоянным объектом насмешки.
— Ватсон, вы опять поссорились с женой?
— Но как, Холмс, вы догадались об этом?
— Это элементарно, Ватсон. У Вас в спине торчит кухонный нож!
— Холмс, но как? Как вы догадались, что убитый шел из поликлиники?
— Бахилы, Ватсон.
А во-вторых, главной темой анекдотов обычно служит не гениальный ум Холмса, а феноменальная тупость его друга Ватсона (иногда — кого-то еще, но обычно Ватсона вполне достаточно), который никак не может понять вещи, элементарные не только для Холмса, но и для любого здравомыслящего человека.
— Дуралея часто дают в партнеры Логичному Умнику… Из столкновения противоположностей рождается конфликт, — пишет уже упомянутый нами Скотт Седита.
— Холмс! Почему эти люди бегут перед нашей машиной?
— Это же элементарно, Ватсон! Вы уже полчаса как едете по тротуару.
Многие эксперты считают, что фольклор является порождением традиций карнавала, где все участники скрываются под масками и меняются местами: богач переодевается в лохмотья, а простолюдин надевает костюм знатной персоны; старуха пытается выглядеть юной барышней, а важная дама — особой легкого поведения.
Чем серьезнее человек и чем выше вознесен он на пьедестал, тем проще осуществить пресловутое «снижение образа» до формата карикатуры или комикса — именно поэтому, а не только из-за своей известности, в качестве мишени для шуток так часто выступают государственные деятели и политики.
Сделайте героя педантом и занудой — и люди будут смеяться над ним; сделайте своего персонажа шутником — и люди, в лучшем случае, будут повторять его удачные остроты, как это делают фанаты Бонда.
Психолог:
— Давайте начнем с простых ассоциаций. Я говорю — день, а вы…
Бонд:
— Прошел зря.
Фильм «007: Координаты «Скайфолл».
Бонд:
— Вы не в моем вкусе.
Веспер Линдт:
— Умна?
Джеймс Бонд:
— Не замужем.
Фильм «Казино «Рояль»
Возможно, негативное влияние на потенциальную «фольклоризацию» Бонда оказало избыточное разнообразие мира бондианы: почти в каждом очередном фильме сериала у агента 007 появляется новая девушка, новые сподвижники и новые враги. И, как результат, он перестает ассоциироваться с постоянными персонажами-спутниками, такими, например, как доктор Ватсон и профессор Мориарти из эпопеи Шерлока Холмса (хотя на самом деле профессор Мориарти появляется лишь в очень немногих произведениях писателя; кинематограф внес свои коррективы в нарратив Конан-Дойла).
Еще одним принципом сочинения анекдотов является разрушение привычного шаблона действий положительного персонажа, замена плюсов на минус и хорошего на плохое. Разумеется, этот метод эффективен в тех случаях, когда герой имеет устоявшуюся репутацию социально ответственного человека, для которого главной ценностью является не собственное благополучие или карьера, а верность идеалам и долг перед обществом.
Аудитория воспринимает как непреложный факт то, что Шерлок Холмс является одним из столпов законности и порядка викторианской Британии. Раз так, то в анекдотах не может не появиться еще одна ипостась великого сыщика — нечистая на руку, нерадивая или маргинальная.
— Ватсон, дружище, вы приготовили большую клетку, как я вас просил?
— Приготовил. Но Холмс, объясните, зачем нам эта клетка?
— Помилуйте, Ватсон, мы же джентльмены! Сэр Генри Баскервиль с нами расплатился?
— Расплатился!
— Значит, пора перевозить собаку на другое болото, к другому сэру!
— Послушайте, Холмс, там кто-то кричит, просит о помощи. Может, выйдем и выясним, в чем дело?
— Зачем, Ватсон? Узнаем все из утренних газет.
— Холмс, с вашими талантами вы давно могли бы упрятать за решетку всех лондонских преступников. Почему же вы этого до сих пор не сделали?
— Элементарно, Ватсон! Если я это сделаю, то у кого я буду покупать опий для своей трубки?
Джеймс Бонд постоянно нарушает заповеди «не убий» и «не прелюбодействуй», да и бонусы, полученные в процессе основной работы, не прочь прикарманить — ну, или подарить какой-нибудь очередной «девушке Бонда». Однако хотя и собирается время от времени уйти в отставку, а приказы начальства часто демонстративно игнорирует, бесконечно предан королеве. Может быть, нарушение этого постулата могло бы стать предметом для насмешек? Но, возможно, для британской аудитории эта тема является предметом табу (хотя на самом деле судить об этом не берусь). Что же касается публики российской, то, если уж быть честным, ей этот сюжет попросту безразличен.
Конечно, есть множество других приемов сочинения анекдотов, которые могут быть применимы и к случаю с Бондом, но тут уже вступает в действие известная максима: «сначала ты работаешь на имя, а потом оно на тебя», которая наверняка является частным случаем какой-то более общей закономерности, формулировать которую я не берусь.
Но сама идея вполне прозрачна: став популярным героем анекдотов, персонаж обретает собственную жизнь, теперь уже в рамках жанра фольклора, и первоначальный импульс в силу пресловутого закона инерции позволяет ему какое-то — иногда достаточно длительное — время сохранять движение, пусть не всегда равномерное и лишенное прямолинейности.
Статус «любимого героя анекдотов» нужно заслужить, и тогда имидж начинает работать на тебя. Во внешнем мире происходит множество событий, которые находят отражение в мире фольклора, а значит, появляются и новые анекдоты с любимыми персонажами.
Профессор Мориарти, прогуливаясь вечером по болотам, видит собаку Баскервилей, с ужасным воем убегающую от какого-то странного человека.
— Не иначе, мистер Шерлок Холмс вышел на охоту, — говорит с усмешкой Мориарти.
— Если бы Холмс… Это сам Герасим, из новых русских.
— Холмс, а почему сегодня на болотах так непривычно тихо?
— Элементарно, Ватсон: вчера сбежавшая от британской разведки русская кошка Скрипалей сожрала собаку Баскервилей!
Тем не менее анекдоты и шутки про Джеймса Бонда все-таки существуют, пусть их и не так много, и далеко не все из них смешные.
Заходит агент 007 в бар и видит, что у стойки сидит сногсшибательная красотка. Бонд подходит к ней и представляется:
— Бонд. Джеймс Бонд!
Девушка смеривает его холодным взглядом и c презрением отвечает:
— Офф. Фак офф!
Этот анекдот, судя по иностранному звучанию ругательства, является калькой с англоязычной версии. Равно как и следующий:
Джеймс Бонд заходит в бар и садится за стойкой рядом с очень привлекательной женщиной. Заказав себе напиток, он начинает с упоением возиться со своими часами. Заинтригованная дама спрашивает:
— Что, ваша дама опаздывает?
— Нет, просто я тестирую свои новые часы, последнее достижение искусственного интеллекта.
— Ну и что же в них особенного?
— Я могу с ними телепатически общаться с помощью альфа-волн.
— Ну и что же они вам сейчас говорят?
— Что на вас нет нижнего белья!
Женщина заливается смехом и восклицает:
— А вот и неправда! Ваши часы — ерунда! На мне есть нижнее бельё!
Джеймс, озабоченно постукивая по циферблату:
— Вот чёрт, похоже, они на час спешат…
— Бонд. Джеймс Бонд.
— Дамм. Ван Дамм. Клод ван Дамм. Жан Клод ван Дамм.
— Бонд, Джеймс Бонд.
— Брат, медбрат.
Новый чукотский фильм про Джеймса Бонда: «Однако не говори „однако“!»
Блондинка и брюнетка смотрят фильм про Джеймса Бонда. Блондинка:
— Я бы тоже хотела иметь лицензию на убийство!
Брюнетка:
— У тебя уже есть водительские права…
Это уже анекдот не про Джеймса Бонда, а про блондинку, название же фильма просто оказалось тем самым «лыком в строку».
Итак, практически все анекдоты (за исключением истории о нижнем белье, которая стоит особняком) сводятся либо к обыгрыванию мемов бондианы (которые, стоит обратить внимание, всегда произносятся главным героем серьезно и с пафосом), либо самих названий фильмов («Лицензия на убийство», «Никогда не говори никогда»). А Джеймс Бонд из персонажа, который демонстрирует из фильма в фильм образцы британского юмора, так и не превратился в героя фольклора, над которым шутят — такого, как Шерлок Холмс.
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...