И не столько то, к чему она призывала, сколько то, какие принимала формы. Проще говоря, речь пойдёт об агитационной тематике в советском дизайне.
В общем-то, этот разговор мы начали в статье о ГОЭЛРО. Но разумеется, советских мастеров дизайна впечатлила не только электрификация. В стране много что происходило, и все впервые. А многие художники искренне приняли революцию и к этому времени подошли с идеями сплава искусства и промышленного производства.
Так что переход к прикладному искусству, к массовому производственному дизайну, был для многих мастеров лёгким и естественным.
Кое-что из дизайна того времени широко известно. В первую очередь, наверное, знаменитые советские плакаты. Впрочем, здесь приведу только один пример — образец ставших популярными в 1920-е фотомонтажа и фотоколлажа.
Это было новым делом, использующим новые технологии — и уже поэтому вчерашние футуристы, поклонники технического прогресса, не могли не взять его на вооружение.
Но советский плакат — тема слишком масштабная, достойная большого и отдельного разговора.
И разумеется, был знаменитый агитационный фарфор.
Или вот такая тарелка 1929 года с более скромным дизайном, составленным из колосьев и серпов.
А это не совсем агитационный, но (и поэтому я никак не могу его не показать) супрематический сливочник.
Серп и молот здесь тоже присутствуют, но скорее на клейме или логотипе. И здесь же, на всякий случай, для художественно необразованных граждан, уточняется: да, это таки супрематизм и не что иное!
И супрематический же сервиз, правда, судя по названию, агитационный…
А вот совсем ранняя фарфоровая посуда первых лет Советской власти.
И юбилейный, посвященный празднованию пятилетия и первого десятилетия новой страны.
Здесь, кстати, видно, как менялись настрой и приоритеты…
И наконец, уникальный дизайн фарфора от Василия Кандинского.
Вроде бы три его эскиза тогда пошли в серию.
А вот другой фарфор — уже не посуда, а статуэтка. Агитационная! Между прочим, это знаменитый полярный исследователь Папанин.
И статуэтка, посвященная ликвидации безграмотности.
А вот это — «Кобальтовая сетка», орнамент, разработанный в годы войны в Ленинграде. И появившийся в 1944-м, в год снятия блокады.
Это до сих пор фирменный и самый известный узор Императорского фарфорового… нет, конечно же, Ленинградского фарфорового завода. Ленинградского, не прерывавшего работу и в годы блокады.
Но не только фарфор был агитационным.
Это электрическая лампа.
Правда, лампа поздняя, посвященная 50-летию Октябрьской революции. Агитации в СССР уделяли огромное внимание всегда, но особое значение она имела в начале существования новой советской страны.
Вот несколько образцов настольных ламп того времени. Популярное устройство массового изготовления — самое то для наглядной агитации.
И, разумеется, Ильич. Куда ж без него?
Хотя не стоит думать, что тогда были только агитационные сюжеты, а все остальное запрещалось под страхом смертной казни.
Да вот хотя бы такие, с медведем, одним из национальных символов.
А вот елочные игрушки, тоже не очень-то агитационные.
Хотя, конечно, такими нейтрально-детскими мотивами ассортимент ёлочных украшений не ограничивался. И это нормально или, как минимум, понятно: среда формирует психику. И разумеется, советские дети с детства должны были усваивать социалистические идеи как единственно нормальные. А символы служат мощнейшими психологическими «якорями», опорными точками.
Позволю себе показать единственное здесь несоветское и даже откровенно вражеское изделие. Образец елочной игрушки в виде… головы Гитлера. Из германских ёлочных украшений времен Третьего Рейха. В том числе, вроде бы, завозимых и на оккупированные советские территории как символы нового порядка и новой власти.
Зачем здесь именно это украшение?
Да потому, что «отрубленная» голова Гитлера и Гитлер, повешенный на дереве… Очень уж символично получилось.
И — из песни слов не выкинешь — наглядная агитация той эпохи была стилистически схожа. Нет, не в СССР и нацистской Германии, а во всем мире. И в Европе, и за океаном. Как была похожа, например, архитектура.
Впрочем, давайте вернёмся к наглядной агитации! Вот и образец советского послевоенного елочного украшения.
И вожди. Да, тоже на елочных шарах.
А это — довоенный сюжет, посвященный освоению Северного Полюса…
…и рекордным достижениям в воздухоплавании.
А это, как ни странно, шар вовсе не военного времени. Точнее, военного, но посвященного совсем другой войне, в Испании.
И конечно, нельзя не сказать об агитационном текстиле — наверное, наряду с агитационным же фарфором, наиболее известном и массовом применении агитационного дизайна.
Кстати, хотя все эти агитизделия изначально предназначались именно для наглядной агитации среди своих граждан, для «внутреннего употребления», но они были замечены и за границей. Конечно, единственное в истории социалистическое государство. Экзотика же!
Так что уже в 20-е годы тот же агитфарфор выставляется на международных выставках, поставляется за рубеж и становится предметом коллекционирования.
И завершим краткий экскурс в агитационный дизайн лаковой росписью. Той самой, на шкатулках и подобных предметах, изготавливавшихся в Палехе, Холуе, Федоскино, Мстере…
Вот шкатулка 1935 года «Мечты и действительность».
А тут «Зажиточная жизнь колхозника» времен коллективизации, 1935 г.
И торжество индустриализации — «Итоги пятилетки».
Встречаются в миниатюре традиционные и новые сюжеты, как здесь, где «Садко приветствует успехи индустриализации».
Все это — под надёжной защитой.
И давайте на этом закончим. Если тема советского изобразительного искусства окажется интересна — пока закончим…
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...