Переход к первой части статьи…
Несомненной удачей стал образ «сладкой парочки» негодяев — наемных убийц Винта и Кидда. Кидда сыграл джазовый музыкант Паттер Смит, Винта — Брюс Гловер, кандидатуру которого первоначально отвергли по причине того, что он выглядел слишком нормальным для такого персонажа.
В романе Флеминга это по-настоящему опасные преступники, внушающие ужас, однако в фильме их поступки напоминают сцены из «черного комедии», а сами Винт и Кидд похожи на шутов. В книге действительно дается намек, что они гомосексуалисты. В фильме же авторы постоянно возвращаются к этой теме, и, несмотря на то что эти парни — жестокие убийцы, профессионально владеющие своим ремеслом, зрителям трудно воспринимать таких жеманных киллеров всерьез, тем более что один из них постоянно душится женским парфюмом.
Красотке Джилл Сент-Джон (урожденная Оппенхайм) первоначально была предложена эпизодическая роль Пленти O’Tул — девушки, которая сначала падает в бассейн, а потом тонет, правда, уже в другом бассейне. Но позднее, по авторитетной рекомендации Сиднея Коршака, который помогал продюсерам фильма организовывать съемки в Лас-Вегасе (и, по слухам, был связан с мафией — впрочем, может ли быть иначе в этом «городе грехов»?), она получила более значимую роль — мисс Тиффани Кэйс. Роль же Пленти была предложена Лане Вуд, сестре знаменитой актрисы Натали Вуд (она же — Наталья Захаренко; настоящее имя Ланы — Светлана).
Кроме запоминающихся персонажей, еще одна сильная сторона фильма — это юмор, по преимуществу черный. Разумеется, он всегда присутствовал в бондиане, однако обычно его генератором являлся Джеймс Бонд; в этом же фильме, что называется, «шутят все».
Как заявил в одном из интервью сценарист фильма Манкевич, решение сделать фильм более комедийным, чем обычно, было не случайным. Продюсеры не были уверены, что Шон Коннери примет их предложение, и на тот случай, если бы пришлось заменить его другим, менее известным и харизматичным актером, решили компенсировать образовавшуюся (точнее, могущую образоваться) лагуну тем, что в западном кинематографе дублирует «песни и танцы» Болливуда, — юмором и сценами перестрелок и погонь.
Свой вклад в общее дело вносит колоритная парочка киллеров — мистер Винт и мистер Кидд. Злодеи бондианы часто действуют группами, однако обычно их отношения строятся по принципу «ты начальник, я дурак» (помощник Голдфингера Оджоб вообще обходился без слов, отдавая команды подчиненным жестами и звуками). Но эти двое действуют практически на равных, они друзья (и даже больше, чем друзья) и, общаясь между собой, то и дело шутят.
Например, в самом начале фильма сладкая парочка подкладывает бомбу в вертолет, и тот, едва оторвавшись от земли, взрывается. Чем не повод для шутки?
— Если бы людям суждено было летать, бог дал бы им крылья, — произносит мистер Винт (или мистер Кидд?).
Гангстер выкидывает сопротивляющуюся Пленти из номера Бонда. Всем кажется, что она разбилась, но Бонд, выглянув из окна, видит барахтающуюся в бассейне Пленти и не может удержаться от того, чтобы не произнести:
— Неплохой бросок!
Громила:
— Я и не знал, что внизу бассейн!
Человек стреляет в Уилларда Уайта, ответным огнем сотрудников Лейтера он уничтожен.
Бонд — Уайту:
— Это Саксби.
Уайт:
— Берт Саксби? Он уволен! (Tell him, he’s 'fired!).
Юмор этого диалога заключается в том, что по-английски to fire одновременно означает и уволить, и застрелить — что, собственно, и произошло с Бертом Саксби, помощником Уайта, а потом и Блофельда — он был застрелен и уволен практически одновременно.
Но лучшая шутка, разумеется, не может не принадлежать Бонду.
Феликс Лейтер встречает Бонда в Америке на таможне. Он предупрежден, что тело Франка использовалось в качестве контейнера для перевозки бриллиантов, но, как и в большинстве случаев, потерпел неудачу.
Лейтер:
— Я сдаюсь. Уверен, что алмазы на теле, но где?
Бонд:
— Алиментарно (alimentary), доктор Лейтер!
(Отсылка к знаменитой шутке «Это элементарно, доктор Ватсон»). Алиментарный — пищеварительный тракт, так что представляем самим читателям догадываться, куда были спрятаны драгоценности.
И еще один момент, стоящий внимания. Фильм снят по роману Флеминга, но на первый взгляд может показаться, что между этими двумя произведениями больше различия, чем сходства. Но так ли это на самом деле?
Создатели бондианы, как я уже упоминал, в целом трепетно относятся к наследию Йена Флеминга, однако временами создается впечатление, что этот трепет ограничивается по большей части пиететом к форме, но не содержанию книг писателя.
Так, десятый фильм бондианы носит название «Шпион, который меня любил». Роман Флеминга о Бонде действительно имеет такое наименование, но все сходство между книгой и фильмом этим и ограничивается (впрочем, в книге Флеминга есть персонаж, имеющий отдаленное сходство с киллером по прозвищу Челюсти — помощником главного злодея фильма Стромберга).
Главными злодеями в книге Флеминга были американские гангстеры, Джек и Серафимо Спэнги (банда Спэнгов), однако этих персонажей нет в фильме, и его создатели оставили лишь некоторых второстепенных лиц, в частности, Винта и Кидда и Шэйди Три, которого зачем-то сделали стендапером.
Среди персонажей романа нет Блофельда, и уж тем более его двойников, рождающихся «из грязи в князи», равно как и сцены в крематории, где Бонда едва не сожгли заживо. И все-таки не все так однозначно: в книге есть эпизод, из которого, с большой долей вероятности, и родились эти эпизоды фильма.
После скачек в городе Саратога (которых нет в фильме) Бонд направляется в заведение, в котором проводят грязевые процедуры, на встречу с жокеем, который за деньги придержал лошадь на скачках. При описании помещения, куда попал 007, используются слова про морг.
Бонд даже представить себе не мог, что за картина ждет его в процедурном помещении. Сначала ему показалось, что он в морге. Вдоль стен стояли деревянные помосты на козлах. Бонд автоматически пересчитал их: двадцать. На каждом из них стояли похожие на гробы деревянные ящики, закрытые крышками на три четверти.
Но внезапно появляются бандиты (все те же Винт и Кидд), которые жестоко избивают работника заведения и едва не убивают жокея, вылив на него чан с горячей грязью. Что же, сходство не буквальное, но все-таки вызывает определенные ассоциации.
Так стоит ли смотреть этот старый-старый фильм? На мой взгляд, таки да. И не только из-за игры сэра Шона Коннери, для которого участие в этой ленте, по мнению некоторых критиков (на мой взгляд, сильно преувеличенному), обернулось пирровой победой.
Шон Иган в своей книге «James Bond: The Secret History» пишет:
За четыре года, пока мы его не видели, у него появились седые волосы, морщины на лице и ясно различимый, особенно в профиль, двойной подбородок. Его уже ставший привычным парик становится все больше и больше, и наконец становится неубедительным. Его голос становится столь невнятным, что его впору имитировать комикам. Нынешний Коннери в качестве человека действия и повесы — это лишь воспоминания о человеке, которого аудитория когда-то знала и любила.
Но неужели все на самом деле так плохо? Уверен, что большинство зрителей не согласятся с этими оценками. Но с другим суждением Игана трудно не согласиться, все-таки не будем забывать, что «Бриллианты навсегда» — это не просто фильм о Лас-Вегасе и Америке, а взгляд на Новый свет глазами человека Старого света, англичанина. И взгляд этот какой угодно, но не однозначно восторженный.
Иган:
То, что в этом фильме однозначно получилось лучше всего — это насмешка над трэшем и пошлостью, доминирующими в американской культуре. Безвкусный Лас-Вегас, погруженность в себя, замкнутость американцев, культ насилия и несмешной юмор — эти и многие другие аспекты жизни страны стали объектом немилосердной иронии. В то же время, фильм демонстрирует и достоинства этой культуры в сценах, где мы слышим истошный визг шин и вой полицейских сирен.
Похоже, что немилосердная ирония является свойством не только создателей фильма, но и кинокритиков.
Джеймс Бонд — он и в Лас-Вегасе Джеймс Бонд. А лучший Джеймс Бонд — это все-таки Шон Коннери, пусть он и носит парик, который становится все больше от фильма к фильму!
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...