Но сейчас разговор не о политике. И даже не об истории. А об искусстве, всегда отражающем то, чем живет эпоха. И одним из колоссальнейших произведений искусства того великого времени стал Московский метрополитен.
Начнем… С чего бы начать? Ведь в Московском метро, как выясняется, Сталин присутствовал едва ли не повсеместно.
Так давайте и начнем со станции «Сталинская» (сейчас больше известной как «Семеновская»). Тем более, она еще и расположена на территории бывшего Сталинского района Москвы.
Станция, между прочим, открыта зимой 1944 года. И не удивительно, что посвящена она Советской Армии.
В торце станционного зала расположен вот такой горельеф с изображением ордена Победы:
Этот лозунг под орденом — на самом деле, цитата. И до примерно 1960 года под ним стояла подпись: «И. В. Сталин».
Барельеф с профилем вождя украшал и вход в наземный вестибюль станции.
Совсем недалеко от «Семеновской» — открытая тогда же станция «Партизанская». На самом деле — «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина». Среди украшающих ее скульптур есть трехфигурная группа «Партизаны».
Позади которой первоначально было выбито: «Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР».
Вроде бы нет в этой фразе ничего плохого или провокационного. Да и замени «СССР» на «Россию» — и актуальность сохранится. Вот только автор этой фразы… ну да, вы правильно поняли. Над цитатой находился и его традиционный портрет-профиль.
В общем, почему-то убрали и надпись. Видимо, на всякий случай…
А вот мозаики на «Добрынинской». Нам интересны две: с военными-гвардейцами и с портретом Юрия Гагарина.
К сожалению, оригинала этой мозаики я не нашел. Но и здесь заметно, что под знаком гвардии фрагмент знамени словно стирали ластиком. Не ластиком, конечно, но действительно, вышло неаккуратно.
А вот другое панно.
Все вроде бы здесь хорошо. Только Гагарин полетел в 1961 году. А авторы панно, похоже, узнали об этом на 11 лет раньше…
Еще топорнее «исправлен» декор на станции «Завод имени Сталина»… ой, прошу прощения, конечно же, «Автозаводская».
Замазаны две фразы. Первая принадлежала самому Сталину: «Труд в СССР — дело славы, дело чести, дело доблести и геройства». А напротив неё было такое высказывание: «Это всё дела, что сталинская мудрость родила».
Несколько особняком стоит станция «Сокол», открытая в 1938 году.
Вот в этих прямоугольниках должны были располагаться тексты из Сталинской Конституции: «Право на труд», «Право на образование», «Право на отдых», «Право на обеспеченную старость».
Их не вписали тогда. И, видимо, теперь эти панно еще долго останутся пустыми…
А вот на «Новокузнецкой» сохранилось упоминание имени вождя, пускай и в названии города-героя.
А вот станция «Комсомольская» кольцевой линии. Вообще-то, в Москве целых две станции, в оформлении которых… закодированы слова вождя — «Комсомольская-кольцевая» и «Добрынинская».
Давайте остановимся на одной — «Комсомольской», тем более это еще и последний крупный проект нашего великого архитектора Алексея Щусева.
Вот здесь, на месте таблички с информацией о станции, должна была висеть табличка побольше. Следы ее креплений и теперь видны. Видимо, отверстия заделали, а замаскировать поленились? Или намеренно не стали?
Здесь должна была быть цитата из речи Сталина, произнесенной 7 ноября 1941 года:
Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!..
Надпись убрали. А мозаичные панно с изображениями полководцев, иллюстрирующие речь Сталина, остались. 5 панно с полководцами и три, посвященных событиям Великой
Отечественной войны.
Правда, вроде бы мозаики расположены в обратном порядке: так, чтобы панно с современными изображениями оказались вначале. И как самые актуальные и значимые. И потому, что на них был изображен вождь.
Итак, вот Сталин на мозаике «Вручение гвардейского знамени на Красной площади 7 ноября 1941 года».
Сейчас вместо этой мозаики — «
Вот взятие рейхстага советскими войсками в 1945 году.
И Парад Победы 24 июня 1945 года.
Вместо «Парада Победы» появилось панно «Родина-Мать», стоящая на поверженных знаменах Третьего Рейха.
Павел Корин. 1962. «Триумф Победы».
А вот мозаика «Взятие Рейхстага», вроде бы сохранилась почти в первоначальном виде. Просто раньше солдаты несли знамя с профилями Ленина и Сталина. А теперь — одного Ленина. Есть предположение, что профиль Ильича был вырезан из первой, уничтоженной, мозаики «Вручение гвардейского знамени на Красной площади 7 ноября 1941 года».
А вот интересное панно на «Новослободской»: «Мир во всем мире», на котором ребенок словно пытается поймать голубя мира.
Все, кажется, нормально. Правда, до начала 60-х ребенок на руках у матери тянулся к медальону вождя.
И наконец — вестибюль станции «Курская-Кольцевая» с еще одной сталинской цитатой.
После 1961 года эта строка из советского гимна исчезла с подкупольных балок. А после реставрации в 2009… снова появилась, вместе с надписью «за Родину, за Сталина!»
…и медалью «За оборону Сталинграда».
Последнее, как мне кажется, особенно важно. Поскольку до того здесь красовалась малоизвестная медаль «За оборону Волгограда»…
А в вестибюле станции «Бауманская» есть примечательная надпись:
«Фронт и тыл представляют у нас единый и нераздельный боевой лагерь».
Видите, вон там, справа внизу, прямоугольник? На самом деле, это заплатка на месте фамилии автора этих слов. Думаю, называть фамилию уже нет необходимости?
К сожалению, в небольшой статье не скажешь и о десятой части упоминаний, изображений, цитат Сталина в московском метро. И как ни воспринимай эту историческую личность, а к московскому метро он имеет самое прямое отношение. И больше, чем кто-либо другой, достоин увековечения памяти именно здесь.
А мы завершаем наш очень краткий экскурс еще одним из не дошедших до нас изображений на «Бауманской».
Разумеется, профили Сталина и Ленина вырезали. Заменив на изображение одного только Ленина, причем контуры вырезанного фрагмента хорошо видны.
И примечательно, что теперь Ильич смотрит в противоположную сторону.
Были ли тому чисто технические причины? Или дело в извечном советском (при всем уважении, что было — то было!) разгильдяйстве?
Кто знает! А может, если не власти, то сам художник вложил в это некий символический смысл…
Про станцию метро "Завод имени Сталина" (хорошо-хорошо, "Автозаводская" - и это к лучшему, перед Вождём стыдно за бездарно погубленный завод) я знал и на Курской (кольцевой) периодически вижу надписи. Радует, что хоть они остались, а то вообще забыли бы наше славное прошлое, без которого не будет славного будущего.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Хорошо написали, интересно! А ведь действительно москвичи во многом обязаны именно Сталину, что у них есть такой замечательный метрополитен.
Сталин, конечно, понимал, что со стратегической точки зрения метро очень нужно. Но мало того, что оно было построено - каждая станция - это своеобразный музей, выставка. Недаром, московское метро давно уже признано самым красивым в мире.
Если бы не Сталин - такой оценки оно бы не получило.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Магдалина Гросс, спасибо, что читаете.
Интересно, что Сталин, насколько я в курсе, дал метростроевцам основную директиву касательно дизайна станций: чтобы было красиво.
Если читателям интересно - можно попытаться еще развить тему раннего метро.
0 Ответить
Александр Смирнов, мне интересно... я бы с удовольствием почитала и о раннем метро..
Спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Гуля Азимова, спасибо. попробую, посмотрю что сумею сделать. Ранее - я имею в виду первые линии московского метро. Того самого "сталинского". Это был знаковый проект, там и архитектура, и декор уникальные были, и много что.
Продумаю, спасибо!
0 Ответить
Александр Смирнов, спасибо! Буду ждать..
Оценка статьи: 5
0 Ответить