Теоретически существование эоантропа было допущено в конце XIX века уважаемыми учеными-палеонтологами из Франции и США, М. Булем и Г. Осборном, но открыть его удалось только в 1913 году.
Археолог-любитель Чарльз Даусон нашел во время раскопок в Суссексе осколки челюсти и черепа. Реконструировав обломки, в Британском музее получили череп пре-человека, объем мозга которого составлял 1070 куб.см. В одном с ним слое были найдены кости животных эпохи плиоцена, что позволяло датировать находку — минимум 2.6 миллиона лет.
Тем временем Чальз Доусон продолжал делать все более сенсационные открытия. Он нашел сначала вырезанное из бивня ископаемого слона орудие труда, а затем, уже в 1915 году, кусочки еще одного черепа и зуб, без всякого сомнения, принадлежащий уже зарегистрированному официально виду Eoanthropus dawsoni. Находки заняли почетные места в Британском музее.
Открытия были горячо поддержаны многими учеными европейских стран и США (хотя имелись и скептики). Более того, в Америке в древних отложениях на западе штата Невада палеонтолог Гарольд Кук в 1922 году нашел окаменелый зуб, похожий на зуб человека, датируемый примерно той же эпохой плиоцена. Осборн написал статью «Гесперопитек, первый антропоидный примат, обнаруженный в Америке», напечатанную в трех самых уважаемых научных журналах США. Увы, тесты находки, проведенные в 1927 году показали, что это зуб пекари, ископаемой дикой свиньи.
Шло время, скептики продолжали ворчать. Наконец в конце 1949 года английский антрополог Кеннет Окли начал проводить серию тестов, в ходе чего установил, что костям черепа не более 50.000 лет, а челюсть принадлежит обезьяне, скорее всего — орангутангу. Она была подточена, дабы подошла к человеческому ископаемому черепу, после чего кости были дополнительно окрашены и состарены. То есть «человек зари» — подделка.
Кто же автор этой мистификации? Времени прошло уже слишком много и многие документы не сохранились, но, разумеется, главный подозреваемый все же Чарльз Доусон. Установлено, что кроме эоантропа он создавал и продавал в музеи и коллекционерам и другие палеонтологические подделки.
Однако кроме него под подозрением находятся еще Артур Вудворд, Пьер Тейяр де Шарден, Мартин Хинтон и Артур Конан Дойл.
Сэр Артур Вудворт был ученым-палеонтологом, служил в должности хранителя отдела геологии Британского музея, специализировался по ископаемым рыбам. Он безоглядно поддержал Доусона и сам участвовал в дальнейших раскопках в месте обнаружения эоантропа (правда, безуспешных). По должности мог прикрыть жулика в самом начале, но это маловероятно, похоже, он добросовестно заблуждался.
Пьер Тейяр де Шарден учился палеонтологии, был священником-иезуитом, участвовал в начальных раскопках, в ходе которых и был найден уникальный череп. Его начали подозревать в соучастии в фальсификации в конце 1970-х годов, на основании анализа его работ и писем периода начала XX века. Вполне возможно, что он помогал Доусону подделывать кости — с целью поднять на смех примитивных материалистов.
Мартин Хинтон — служил в Британском Музее под началом Вудворта, имел большие трения с начальством по поводу невыплаченной, полагавшейся ему премии. В 1978 году, разбирая чердак его дома, нашли обломки костей и зубы ископаемых животных, окрашенные точно так же, как были окрашены кости поддельного черепа. Возможно, он участвовал в фальсификации, чтобы подставить своего начальника.
Артур Конан Дойл жил по соседству с местом раскопок и был знаком с Доусоном, посещал раскопки. В его романе «Затерянный мир», напечатанном в апреле 1912 года (Доусон заявил об археологической находке в декабре 1912), были выпады насчет ученых, которые слишком доверчивы и принимают кости обезьян за гоминидов. Будучи увлеченным спиритизмом, писатель мог участвовать в афере с целью проучить заносчивых эволюционистов и материалистов. Но тогда он, скорее всего, максимально способствовал бы ее скорому разоблачению.
Итак, мистификация разоблачена, но точно неизвестно, кто именно жульничал, а кто добросовестно заблуждался.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...