После начала стихийных раскопок-разграбления разрушенного древнегреческого полиса Ольвия братья переехали в Очаков, где открыли торговлю древностями, которые они скупали у грабителей могил и черных копателей. Признаться, торговля шла не очень хорошо. Но очень быстро братья обнаружили, что можно без труда подделать древние редкости, сделав их чуть лучше оригинала — и их бизнес начал быстро расти. Ведь коллекционеров древностей в те времена в России было очень много.
Да и местным крестьянам показалось намного проще (чем на самом деле копаться в земле в надежде найти что-то красивое и редкое) получить от жуликов какое-то украшение и по их же наводке, и по их легенде предложить коллекционеру красивую подделку.
Одесскому историческому музею был продан целый ряд поддельных надгробных плит.
Работая через подставных лиц, братья расширяли свои продажи. Теперь их подделки продавались не только в России, но в Европе. Наиболее доходной из их афер была продажа Франции (Лувр) короны скифского царя Сайтаферна.
Дело в том, что в 1820 году в Ольвии была найдена разбитая плита с надписью, в которой описывалось, как гражданин полиса Протоген преподнёс, спасая город, царю скифов Сайтаферну 900 золотых монет… У плиты был отбит кусок, и что было написано дальше — неизвестно.
В 1896 году Шепсель Гохман вывез в Австрию золотую тиару царя Сайтаферна. Венский антиквар Фогель и маклер Шиманский взялись ее продать какому-нибудь европейскому музею. Британский музей от покупки отказался, а вот Парижский Лувр был согласен купить это великолепное произведение искусства за 200.000 золотых франков (примерно 50.000 тогдашних рублей).
По иронии судьбы сделка состоялась 1 апреля. Деньги на покупку были собраны меценатами. Шедевр был выставлен в отдельной витрине в зале античного искусства. Правда, специалисты сразу же заявили, что они сомневаются в подлинности тиары. Но администрация музея не давала ходя сплетням, потому широкая публика этого не знала.
Громкий шум поднялся только в 1903 году, когда монмартрский художник и скульптор Анри Майенс был привлечен к судебной ответственности за подделку картин. Он вдруг заявил, что решил сознаться и разоблачить все свои подделки. И сказал, что это он подделал скифскую золотую тиару (он называл ее «короной Семирамиды»).
Напечатанные газетами его признания вызвали взрывной рост интереса парижан к тиаре: за несколько дней ее посмотрели больше 30.000 человек. К приобретению Лувра наконец-то были допущены знающие эксперты, которые очень быстро разоблачили фальшивку.
Тем временем бизнес братьев Гохманов в России был остановлен еще в 1897 году. Они попали под суд за мошенничество. На них подал в суд коллекционер, которому они продали фальшивку (одну из многих).
Шум во Франции из-за золотой тиары и наглый самозванец, приписавший себе авторство, заставил Израиля Рухомовского, ювелира из Одессы (того, что на самом деле сделал ту тиару), выступить с официальным заявлением о своем авторстве. Он затем поехал в Париж и сумел это доказать.
Осужден он не был, так как не участвовал в продаже. Зато получил золотую медаль 3-й степени от «Салона декоративных искусств». Его творение переехало в Лувре из зала античности в зал современного искусства. А Анри Майенс сказал, что про тиару он просто пошутил.
Ювелир, получивший известность во Франции, вскоре переехал туда и перевез семью. Тиара — до сих пор экспонат Лувра.
Братья Гохманы получили скандальную славу, так что вскоре их поймали на очередной фальшивке и посадили, хотя всего на полтора года.
Кстати, если подумать, то эти жулики делали благое дело. Ведь крестьяне, которых они взяли в свой бизнес, перестали раскапывать древние могилы и портить археологический материал. Коллекционеры получили красивые и качественно сделанные поделки. Ну, да, не античные — но ведь очень похожие! В итоге выиграли все, кроме бизнесменов, хотевших выгодно вложить деньги.
В детстве моя семья отдыхала в Севастополе, мы купались на пляже мыса Херсонес. Вокруг была древность — и между нее бродили всякие туристы и отдыхающие. Валяющиеся вокруг обломки древних кувшинов и амфор провоцировали нас взять их и отвезти домой.
Правда, мне потом объяснили, что ради спасения настоящих археологических экспонатов работники музея били обыкновенные глиняные горшки и разбрасывали осколки на радость ищущих сувениры туристов. А если подумать, то и Гохманы делали нечто похожее. Хотя их целью, разумеется, были деньги.
Лет 50 назад один поэт написал "...Опять он здесь. Я завтра явится Такие зрители - беда. Вам все на выставке не нравится Зачем Вы Ходите...