Вообще в Нижнем Новгороде есть три музея, связанных с имеем Горького.
- Это «Домик Каширина» — тот самый дом, куда маленький Алеша Пешков приехал вместе с мамой после того, как от холеры скончался его отец — Максим Савватеевич.
- Ещё в нашем городе есть дом-квартира на ул. Семашко, стены которой тоже хорошо помнят и Горького, и тех, кто приходил к нему:
В. Г. Короленко , П.И. Мельникова-Печерского,Ф. И. Шаляпина и многих других. - Третий музей — Литературный. «Королевская игрушка», — так называют его те, кто в нем работает.
Наверное, правильнее его было бы назвать «Царской игрушкой», ведь он был построен в 1855 году, как раз в то время, когда к власти пришёл царь Александр II. Увы, в 2020 году при реставрации Литературного музея в здании вспыхнул пожар. Информации о том, когда очаг культуры распахнет свои двери для посетителей, пока нет.
Я напишу только об одном — наверное, самом любимом и самом посещаемом музее, который связан с жизнью писателя. Это — «Домик Каширина».
Василий Васильевич Каширин — дед писателя — был очень своенравным и тщеславным человеком. И более того, он был очень жадным. В наших краях до сих пор, если хотят упрекнуть человека в скупости, так и говорят: «Ты прямо как дед Каширин! Разве только ещё чаинки не посчитал!»
Эта фраза имеет вполне реальную основу. Дело в том, что, садясь пить чай с супругой, Василий Васильевич подозрительно смотрел, как бы она не насыпала себе в чашку больше заварки. Допустить, чтобы Акулина Ивановна могла сделать себе чай покрепче, он никак не мог. В один прекрасный день это закончилось тем, что муж стал высыпать заварку в ладонь и… считать чаинки по принципу: «Одна мне — другая тебе». И так продолжалось до тех пор, пока все чаинки не были распределены поровну. Довольный Василий Васильевич откидывался на спинку стула и приказывал налить кипятку, приговаривая, что чай разделен «по справедливости и всем правилам».
Вот так: кто-то остается в памяти потомков благодаря своей доброте, кто-то — благодаря незлобивому характеру. Дед Каширин, несмотря на то что после описываемых событий прошло уже более 150 лет, остался в народной памяти как пример редкой скупости.
* * *
В 1871 году перед взором маленького Алёши по приезду в Нижний Новгород возник одноэтажный домик грязно-розового цвета с выходящим на проезжую улицу заборчиком и четырехгранным фонарем на столбе около ворот.
Над калиткой была прибита небольшая жестяная вывеска, которая гласила:
Дом нижегородского мещанина Василия Васильевича Каширина, 3-й Рождественской части, 2-го квартала. Свободен от постоя.
Такую необычную для современного человека надпись можно было встретить в старой части Нижнего Новгорода на многих домовых вывесках. Она указывала на то, что владелец данного дома освобожден (за определенную плату, вносимую им в городскую казну) от обязанности пускать по приказу властей на временное проживание — «постой», как говорили раньше — проходящих через город отпускных солдат, переселенцев, ищущих работу мастеровых людей
В этом доме Алеше предстояло теперь жить. Открывалась в биографии будущего писателя М. Горького новая страница его детства. Невыразимо странная жизнь людей «неумного племени», среди которых он будет постоянно чувствовать себя чужим, начнется для него в каширинской семье.
Первая комната, которая встречает посетителей музея — комната дяди Михаила. Он, как старший ребенок в семье, имел право на свою личную комнату. Правда, слово «личная» не совсем подходит в данном случае, потому что все комнаты (за исключением бабушкиной) в доме были проходными.
Прямо из комнаты Михаила посетители попадают в кухню — самое большое помещение в доме. Здесь собиралась за трапезой вся семья, ссорились из-за наследства Яков и Михаил, играли дети, устраивались редкие праздники.
Комната деда считалась в доме «парадной комнатой». Обычно двери в неё были плотно закрыты и открывались только когда в доме бывали гости или во время праздников. В застекленном шкафу около двери стоит посуда, которую доставали лишь по «особым случаям» (в основном в доме Кашириных пользовались деревянной и железной посудой), а напротив висит купеческая шуба на енотовом меху (дед Горького всю жизнь мечтал получить купеческое звание).
Рядом можно увидеть кафтан, шитый золотым позументом. Такую одежду раньше носили те, кого избирали старшими в своей профессии. Василию Васильевичу кафтан был пошит в связи с тем, что он девять лет подряд избирался старшиной красильного цеха.
А около стола можно увидеть фото, где изображены члены городской управы. В 1861—1863 гг. г.
Бабушкина комната — самая маленькая, но она же самая уютная.
Рядом с киотом располагается небольшой станок с коклюшками. Акулина Ивановна была искусной мастерицей. В этой комнате маленький Алёша жил вместе с бабушкой, спал на старом сундуке под часами с гирями.
По вечерам он слушал сказки и песни, которых Акулина Ивановна знала великое множество. В детские годы в маленькой полутемной комнатке, которая была наполнена особой атмосферой сердечной теплоты и ласки, будущий писатель начинал впитывать в себя поэтическую красоту и богатство мудрости русского народа.
В сенях висит много веников. Это и банные веники, которыми пользовались по субботам при посещении бани, и травяные веники, которые помещали в комнатах для придания воздуху особого аромата.
А в самом низу, практически под домом, находится подклеть — полуподвальное помещение с отдельным входом из сеней. Оно предназначалось для работников — красильщиков, деревообработчиков, дворников. Однако в 1871 году в подклеть поселили мать Алёши, ввиду того, что места в доме ей просто не нашлось.
Стремление выбраться из «отупляющей ум и сердце», как говорил позднее сам писатель, среды Кашириных и подобных им зародилось в душе Алеши Пешкова с ранних лет. Он не сохранил о своем детстве радостных картин и, вспоминая ранние годы своей жизни, не мог сказать о них словами
Счастливая невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней!
А для Максима Горького эта «счастливая, невозвратимая пора» всегда будет вспоминаться только как «суровая сказка» о жизни, наполненной тяжестью.
Много любопытных фактов о детстве великого русского писателя. Почему-то меня особенно поразило про счет чаинок в стакане. Я читал, конечно, что в дореволюционной России чай был редким и дорогим напитком, но такая рачительность и скрупулезность - это все-таки чересчур, тем более для человека небедного. Судя по всему, дед Алеши был действительно скупцом, и родным было с ним непросто...
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Александр, да - и во время экскурссии это подчёркивалось постоянно - В.В. Каширин при в общем-то неплохих доходах был человеком редкой скупости! Видимо, воспоминания из детства постоянно давали о себе знать.
Он, когда вырос, дал себе слово - выбраться из бедности любым путём. И ему это удалось, потому что окрашенные ткани, дерево и другие вещи стоили дорого. Предпочитали купить, например, белую ткань и отнести красильщику, это было куда выгоднее. У В.В. Каширина не было недостатка в клиентах. Но как бы то ни было, он экономил на всём, чем можно.
Кстати, чай в его доме покупался один из самых дешёвых. Был, конечно, и чай подороже, но это было только для гостей и важных людей, которые иногда приходили к нему в дом.
Он и посудой разрешал пользоваться самой примитивной - железной да деревянной. Хорошая же стеклянная, фарфоровая и фаянсовая посуда была тоже для людей посторонних. В общем, пускал человек пыль в глаза, как мог!
2 Ответить
Большое спасибо за экскурсию по местам, где происходили события повести "Детство". С творчеством Максима Горького я познакомился в студенческие годы, потому самым интересным в его творчестве находил описание характеров. Читая автобиографическую повесть о ранних годах писателя, удивлялся сочетаниям достатка в доме и привычкам его обитателей, свойственным крайне бедным людям. Фотографии производят то же впечатление: добротная, с претензией на шик, мебель, а на полу коврики, чтобы пореже красить доски, и совсем сиротская комната в полуподвале.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Знаете, Карл, меня это тоже всегда удивляло. Есть один кадр - он сюда не попал - на нём изображен чайник, который был подвешен около печи на железной проволоке. Кому хотелось пить - просто подходил из пил из этого чайника воду. Я тоже всё удивлялась: вроде не бедные люди были, но вот почему-то кувшина в доме не водилось. Пили все из одного чайника, что, в общем-то не очень гигиенично.
3 Ответить
Магдалина Гросс, представил себе этот чайник - типично для помещений, где временно живут работники. Даже домашняя прислуга, как правило, пользовалась большим разнообразием посуды. Кувшин, самый простой керамический, и такая же кружка рядом в доме Каширина выглядели бы гораздо органичнее. Жаль, что такой кричащий элемент явно чуждого быта не попал в число иллюстраций. Пусть к нему требовалось бы небольшое текстовое пояснение, но он бы и коврики затмил бы.
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Да, я теперь сама жалею, что не вставила в текст фотографию этого чайника. Он был с двумя носиками, кстати. То есть подходить и пить можно было с двух сторон. Негигиенично и не особенно красиво. Но В.В. Каширин - хозяин дома - я написала об этом в начале статьи - был человеком редкой скупости. Видимо, жалел деньги на приобретение посуды и кухонной утвари.
1 Ответить