Новые церкви и монастыри возводились на Руси после отпора нашествиям ханов Ахмата, Мамай-Гирея, Казы-Гирея, взятия Казани, Изгнания из Москвы польских интервентов, побед в Северной войне и войнах с Турцией. Морякам, погибшим в боях за Отечество, посвящен храм Спаса на водах в Санкт-Петербурге.
В 1812 году, после изгнания наполеоновских полчищ из России, был обнародован императорский манифест о строительстве храма Христа Спасителя. В одном из красивейших мест столицы на берегу Москвы реки возвели величественный храм. Издалека шли к нему люди поклониться подвигу соотечественников. В тридцатые годы нашего века храм Христа спасителя разделил участь многих лучших людей Отечества. В наши дни храм-памятник воинской славы возродился вновь, идут к нему люди, горят лампады и свечи, сохраняется память и слава российского воинства.
Некоторые храмы-памятники русской военной славы оказались далеко за пределами Отечества. В Германии на окраине Потсдама, на фоне потемневших от времени рубленых русских домов с резными наличниками, стоит устремленный ввысь храм святого Александра Невского. Интересна его история. В период наполеоновских войн в Пруссии оказались пленные русские гренадеры.
Когда Пруссия примкнула к антинаполеоновской коалиции, они участвовали в Битве народов под Лейпцигом, штурмовали Париж. Из их числа прусский король Фридрих-Вильгельм III отобрал 14 человек, хорошо певших русские песни, и Александр I подарил их своему союзнику. Солдат поселили в специально построенной деревне Александровке, на окраине которой возвели храм в честь Александра Невского.
Много лет минуло с того времени. Давно рассеялись по Европе потомки первых прихожан, но в храме продолжают бережно хранить военные реликвии. На видном месте четырнадцать русских фамилий и напротив каждой — потемневшие от времени боевые медали.
История другого православного храма не менее интересна. В 1813 году под Лейпцигом коалиционное войско России, Австрии, Пруссии и Швеции нанесло решительное поражение Наполеону. Дорого заплатила русская армия за общую победу. Более двадцати тысяч русских воинов остались покоиться в земле Германии. В канун столетия битвы русское правительство приняло решение открыть в Лейпциге храм-памятник. В течение года церковь Святителя Алексия была построена. В часовне-склепе храма перезахоронили останки героев Лейпцигской битвы генерал-лейтенанта Ивана Шевича, генерал-майора князя Николая Кудашева и полковника Андрея Юргенева.
Через год началась первая мировая война. Храм лишился многих реликвий, церковной утвари, части колоколов, но службы в нем не прекращались. Даже в годы фашизма церковь Святителя Алексия продолжала укреплять веру людей в доброту, справедливость и милосердие. В 1945 году храм посетил
Храмы, связанные с русской военной славой можно найти во многих странах. 20 августа 1876 г. в бою с турками у сербского села Горный Андровац погиб полковник Николай Раевский (внук героя войны 1812 года). В начале нашего века на месте его гибели была построена церковь Святой Троицы. Этот храм, поставленный в честь русского воина — представителя славной боевой династии, действует и по сей день.
Стоит отметить, что еще при Петре I появились собственно военные храмы, первоначально это были походные церкви, которые можно было быстро развернуть в большой палатке или в любом помещении. На кораблях церкви размещались в специальных каютах. В 1748 г. первая постоянная деревянная церковь была построена для Семеновского гвардейского полка. В 1753 г. был возведен Морской Николо-Богоявленский собор в Санкт-Петербурге, а в 1764 г. первую полковую каменную церковь получил Преображенский гвардейский полк. С этого времени во многих гарнизонах, при воинских частях и учреждениях стали возводиться церкви. В начале ХХ в. на балансе военного ведомства было уже 24 собора и порядка 630 церквей — гарнизонных, полковых, крепостных, госпитальных, портовых
Армия в России была многоконфессиональной, поэтому было немало и так называемых иноверческих храмов, строительство которых полностью или частично финансировалось из военного бюджета. Так, только в городе российских моряков — Кронштадте рядом с православными храмами находились: мечеть, евангелическо-лютеранская церковь Святой Елизаветы, лютеранская церковь Святого Николая, а римско-католическая церковь Вознесения Господня даже была первоначально размещена в здании Морского кадетского корпуса.
Есть в истории такие несимпатичные факты, как расстригание монахов для принуждения служить в армии. А ведь параллельное существование двух армий - обычной и монашеской - могло бы решить многие вопросы.
0 Ответить
Любопытно. Хотя из названия статьи было не очень понятно: толи они стали памятниками, так как там были боевые дейтсвия. Толи как изложено в статье.
Но тем не менее прочитать было интересно.
0 Ответить
Хорошая, качественная статья.
0 Ответить
Интересно. 5.
0 Ответить
Все приходские храмы должны были быть памятниками если не воинской славы, то хотя бы местами зримого напоминания о погибших на фронте.
С началом Всемирной войны - Первой мировой - в уезды рассылались типографским способом изготовленные списки погибших - и на основе этих списков в каждой приходской церкви должны были на специально заведенной каменной доске гравировать имена погибших прихожан. Доскам положено было быть установленными в храмах.
0 Ответить
В то время церкви были центрами общения и такое решение было вполне обосновано.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Прекрасная статья!Вот еще посылаю вам снимок Храма на горе Шипка, в Болгарии, в честь победы русских воинов и освобождения Болгарии от турецкого ига. Снимок любительский, 1989года.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Отличное дополнение. Спасибо
Оценка статьи: 5
0 Ответить