Начнём с самого известного — проекта Фёдора Шехтеля.
Хотя о Шехтеле пишут, что после революции ему намеренно не давали заказов: настолько Ленин ненавидел некоторых из дореволюционных клиентов архитектора. Видимо, Ильичу заняться было нечем, кроме как лично следить за Фёдором Ивановичем. А как Ленин умер — у того сразу приняли проект на конкурс…
Но не Шехтелем единым… Участвовали в веселье и другие профессионалы.
Вот замечательный вариант, где смешаны, по-моему, не меньше трех стилей. И звездообразный в плане, что обычно наводит сторонников теорий заговора на мысли о масонском заговоре.
Что тут сказать? Конечно, любой из архитекторов мог, по логике, оказаться масоном… Почему бы нет? Масонов в поздней Российской империи было не так мало…
Но как быть с рабочими, крестьянам, мелкими служащими и прочими людьми из народа? Они тоже масоны? Ведь звезда присутствует во многих народных проектах. Так может, все проще и звезда в проектах советских памятников не несет мистической символики?
Но идем дальше. Этот проект Мавзолея, по-моему, замечателен, хотя вряд ли он вписался бы в ансамбль Красной площади.
Но ведь классно же?
Это проект Льва Руднева, в будущем автора нескольких известных построек, среди которых здание Наркомата… прошу прощения, Министерства обороны, Центральный музей вооруженных сил, станция метро «Павелецкая» и Московский государственный университет.
И да, большое здание университета — это хорошо. А Мавзолей все-таки должен как-то соотноситься с Кремлём. Хотя это ведь далеко не единственное предложение построить посреди Красной площади громадную усыпальницу.
К сожалению, я нашел не так много версий Мавзолея «от специалистов». Но вот, к примеру, такой вариант:
Очень схожий с той ступенчатой пирамидой, что в итоге построил Щусев.
Во всяком случае, везде этот проект указан в числе тех, с конкурса 1925 года. Конечно, саму идею ступенчатого сооружения не могла не подсказать форма тогдашнего, второго Мавзолея. Но ведь каменная усыпальница очень отличается от деревянной. И Щусев пришёл к ней далеко не сразу, фактически — уже во время строительства третьего Мавзолея.
А вот что-то, по-моему, очень странное: не могу отделаться от мысли, что в основе этого все та же Вавилонская башня, то есть все тот же зиккурат. Проект называется «Маяк».
Очень, на самом деле, символично, просто выглядит странно…
Хотя идея ступенчатой башни, прямо ассоциирующейся с Вавилонской, тогда витала в воздухе. Чуть позже она явственно проглядывалась в нереализованных проектах Дворца Советов и Пантеона, о котором речь пойдет чуть ниже.
Это версия Мавзолея от Андрея Константиновича Иванова, одного из архитекторов императорской резиденции в Ливадии.
Не так много почему-то удалось профессиональных проектов. Что странно, учитывая и значимость здания, и специфику времени: мастера нуждались в заказах, жить-то на что-то нужно.
Но приходится обходиться тем, что нашлось. Так что вот проект оформления кремлевского некрополя от Николая Ладовского.
Во всяком случае, в книге академика Хан-Магомедова проект Ладовского упоминается как оказавший влияние «на объединение Мавзолея и Некрополя в единый комплекс».
Но это был не единственный конкурс проектов усыпальницы Ленина. Да и идею перезахоронить вождя пытались реализовать ещё в СССР.
В 1953 году возникла идея: перенести тела Ленина и Сталина, а также останки захороненных в кремлевском Некрополе героев и государственных деятелей, в отдельный Пантеон. Предполагавшийся, в окончательном варианте, на Ленинских горах.
И вот его, в отличие от Мавзолея, уже не требовалось вписывать в ансамбль Красной площади. Хотя еще в 1924 году Леонид Красин высказывает предположение о возможном строительстве там большого музея Ленина.
Здесь я привожу всего два варианта, предложенных Михаилом Посохиным и Дмитрием Чечулиным.
Тот и другой в разное время были Главными архитекторами Москвы.
И в принципе, все имеющиеся в широком доступе варианты этой усыпальницы так или иначе обыгрывают классическую тему. А то и вовсе прямо отсылают к Римскому Пантеону.
Куда интереснее предложения, поступавшие на проводившийся тогда же, в 1924−25 годах, конкурс на проект памятника-мавзолея Ленину и жертвам революции в Одессе. Это сооружение, тоже сочетающее функции музея и трибуны, в отличие от Мавзолея в Москве, могло быть большим.
И вот проект все того же Льва Руднева, занявший первое место.
А это — вариант планировки мемориального комплекса.
Насколько понимаю, зубчатая дуга — это собственно здание, перед которым видна скульптура Ленина на броневике.
Проект архитекторов Владимира Гельфрейха и Владимира Щуко, авторов Библиотеки имени Ленина в Москве.
Помните, среди народных проектов встречался Мавзолей, выполненный в виде слова «Ленин»? Вот вариант включения надписи как части здания, и это совершенно нормальная тенденция того времени.
Мавзолеем дело, конечно, не могло ограничиться. Тем более, сила искусства прекрасно осознавалась, не зря Ленин уже в 1918 году утверждает План монументальной пропаганды. Так что многочисленные памятники Владимиру Ильичу начинают ставить сразу же. В том числе — большие и интересные.
Вот «памятник-эстрада» венгерского конструктивиста Ласло Пери.
Вот снова Владимир Щуко и его версия памятника в Ленинграде.
А автор этой работы — вообще не архитектор, а художник, Александр Самохвалов.
Грандиозно и, по-моему, ничуть не хуже прочих проектов.
И проект памятника в Разливе, ленинградского конструктивиста Александра Гегелло. Тоже уступчатая пирамида, и тоже трибуна. Я же говорю, что эти идеи буквально витали в воздухе…
И еще один вариант с конкурса 1953 года на проект Пантеона.
Руководил разработкой и отбором проектов Николай Колли. И вот тут, на его макете центра Москвы, есть и Пантеон, и Дворец Советов.
Ну и в завершение — Владимир Ильич Ленин там, где однажды появится его Мавзолей…
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...