- Педант на состязаниях в Риме в 1000 году (на празднестве в честь тысячелетия со времени основания Рима) увидел атлета, который потерпел поражение и плакал. В утешение Педант сказал ему: «Не горюй, на следующих тысячелетних играх ты наверняка победишь». (Что называется, обнадежил).
- Двое педантов шли по дороге, и один из них по нужде сошел с дороги и задержался. Вернувшись, он увидел надпись, оставленную товарищем на верстовом камне: «Догоняй меня». И приписал внизу: «А ты подожди меня».
- У педанта родился сын. Его спросили, какое он даст сыну имя. Педант сказал: «Дам ему моё имя, а сам пока поживу без имени».
В наше время насмешками над педантом особо никого не удивишь. В современном понимании педант — это человек, с излишней требовательностью относящийся к формальной стороне дела, разного рода мелочам и деталям, короче — обычный зануда, над которым не грех посмеяться и подшутить.
- Жена мужу:
— Ох. Сколько раз я тебе уже сегодня говорила, что нельзя быть таким дотошным? — Одиннадцать… - — Вы просто образец занудства!
— Ну я бы Вас поправил: не образец, а эталон.
Но хотя слово «педант» действительно заимствовано из греческого языка, две тысячи лет назад, в античную эпоху, оно имело другой смысл. Греческий педант, если исходить из буквального значения этого слова — это педагог, наставник, человек, получивший хорошее (по представлениям той эпохи, разумеется) образование. обычно это выходец из богатой или знатной семьи, поскольку обучение по тем временам стоило весьма недешево.
Из «Филогелоса» явствует, что если педанты и зарабатывали на жизнь собственным трудом, то обычно выбирали такие профессии, как врачевание, риторика, грамматика или коммерция; некоторые из педантов наверняка были — во всяком случае, считали себя — философами.
Тем не менее практически все анекдоты о педантах из сборника — это истории про глупость и дураков.
- Педанту приятель прислал из путешествия письмо с просьбой купить для него книг. Педант об этом не позаботился и, повстречав вернувшегося приятеля, сказал ему: «Твоего письма о книгах я не получал». (Герой этого анекдота пусть и хитрый, но все-таки дурак).
История о педантах, которые занялись не своим делом — войной.
- Двое трусливых педантов спрятались, один — в колодце, другой — в камыше. Солдаты спустили в колодец шлем, чтобы зачерпнуть воды; педант подумал, что это спускается солдат, стал просить пощады, и его схватили. Солдаты сказали, что если бы он молчал, они бы прошли мимо него, не заметив. Тогда педант, спрятавшийся в камыше, закричал: «Ступайте же мимо меня, ведь я молчу!»
Арифметика и жизнь
- Педанту, отправлявшемуся в путешествие, приятель сказал: «Купи мне, пожалуйста, двух мальчиков-рабов лет по пятнадцать». Педант ответил: «Хорошо, а если таких не найду, то куплю одного тридцатилетнего».
Автор книги «Занимательная Греция» М. Гаспаров назвал педанта «ученым человеком с удивительной логикой», однако эта «удивительная» или, быть может, парадоксальная логика сильно напоминает глупость. Человеческая глупость во всех ее видах и формах служила основным объектом для насмешек во все эпохи и у всех народов. Но почему же именно педант, носитель знаний и наставник, стал персонифицированным воплощением тупости, бестолковости и ограниченности для жителей Древней Греции — страны, в которой родились и творили такие выдающиеся мыслители, как Сократ, Платон и Аристотель?
Признаюсь, сначала я решил, что все дело в том, что в соответствии с известной поговоркой, гласящей «на всякого мудреца довольно простоты», греческие педагоги и ученые люди, как и множество интеллектуалов других стран и эпох (британские ученые не в счет), отличались от простого люда не только знаниями, но и разного рода причудами, странностями и удивительной (опять это слово!) непрактичностью, если не сказать наивностью, в простых житейских мелочах, что и нашло отражение в текстах анекдотов.
- Педант, возвращаясь с прогулки домой и поднимаясь на крутой холм, сказал с удивлением: «Когда я здесь в первый раз проходил в ту сторону, тут был спуск; как быстро он превратился в подъем!»
- Педант на уроке вдруг посмотрел в угол и крикнул: «Дионисий там в углу безобразничает!» Ему объяснили, что Дионисий еще не пришел. Он сказал: «Когда придет, то все равно будет безобразничать!» (Что, если Дионисий — это своего рода античный Вовочка?)
Что-то в этом, наверное, есть. Что называется, «Штирлиц задумался». Продолжение шутки известно: «Ему понравилось, и он задумался еще раз». (Кстати, Штирлиц тут упомянут не случайно, о нем еще пойдет речь). Задумавшись второй раз, автор пришел к выводу, что есть еще одна причина.
Но сначала — несколько анекдотов из «Филогелоса», в которых фигурирует другой его популярный персонаж — шут.
- У шута в бане попросили скребницу двое людей; одного он не знал, а другого знал как мошенника. Шут сказал: «Тебе не дам, потому что я тебя не знаю, а тебе — потому что я тебя знаю».
- Шут увидел плохого учителя грамоты и, подойдя к нему, спросил, почему он не обучает играть на кифаре. Тот сказал: «Я не умею». Шут возразил: «А как же ты учишь грамоте, если не умеешь?» (Кифа́ра — древнегреческий музыкальный инструмент, разновидность лиры.)
- На вопрос болтливого цирюльника: «Как тебя побрить?» — шут ответил: «Молча».
Почему герой анекдота назван шутом? Если вдуматься в смысл его слов, то на самом деле он произносит не глупости (они же — суждения, отличающиеся «удивительной логикой), а вполне разумные вещи, причем делает это не без изящества и остроумия. Почему же тогда создатели анекдотов не назвали его педантом, философом-киником или кем-то еще?
Все достаточно просто. Когда умный человек, философ или гуру произносит мудрые афоризмы или совершает деяния, могущие служить образцом для подражания — тут нет пространства для смеха хотя бы просто потому, что подобного рода фабула лишена неожиданности. Гораздо комичнее, когда умные слова и здравые действия исходят от персонажа, названного шутом, то есть человека, который, даже не будучи дураком по природе, в рамках своего амплуа обязан произносить несуразные, глупые и бестолковые слова и совершать дерзкие и нелепые поступки на потеху окружающим.
Шут же, изрекающий афоризмы — это намного более неожиданный и смешной образ, чем мудрствующий философ. Тем более что зачастую речь идет о ситуациях, в которых мудрец, даже если бы ему и пришла в голову та же самая мысль, что и шуту, едва ли прямо высказал бы ее в лицо собеседнику («что у мудрого на уме…» — хотя следует признать, философы-киники не боялись выглядеть шутами). Превратив дурака (шута) в умника, хитроумные греки не остановились на этом и совершили еще одну «метаморфозу» — сделали наставника и учителя (он же — «педант») тупицей, глупцом и кем-то вроде скомороха.
- Педант ехал на телеге. Когда мулы выбились из сил и не могли дальше идти, возница распряг их, чтобы дать им отдых; а они, высвободившись, пустились бежать. Педант крикнул вознице: «Негодяй, ты же видишь, как они бегают: значит, дело в телеге, а не в мулах!»
Затрудняюсь сказать, как можно было лучше всего назвать секрет юмора, открытый хитроумными потомками Одиссея — способом «поменяться местами», сменой масок (маскарадом), перевоплощением, подменой понятий (или, точнее, образов) или как-то еще… Но главное заключается в том, что этот прием не только работает, но и активно используется в современном юморе.
Продолжение следует…
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...