• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Котов Грандмастер

«Иван Васильевич меняет профессию». 2. Как Бунша и Милославский попали в будущее?

«Вера в то, что сновидение раскрывает перед нами будущее, не лишена доли истины. Сновидение, рисуя перед нами осуществление желания, переносит нас в будущее, но это будущее, представляющееся грезящему настоящим, благодаря неразрушимому желанию представляет собою копию и воспроизведение прошлого».
© Зигмунд Фрейд. «Толкование сновидений»

Прежде чем создать свой шедевр — «Ивана Васильевича», М. А. Булгаков написал по заказу московского Мюзик-холла пьесу «Блаженство», герои которой переносятся из современной автору Москвы в XXIII столетие. Впрочем, договор с мюзик-холлом был по каким-то причинам расторгнут, и автор предложил свою пьесу Театру сатиры.

Панорама Триумфальной площади, 1934 г. Фото: общественное достояние

В апреле 1934 года драматург прочел новую пьесу артистам, причем их реакция была неоднозначной. В письме другу Булгаков сообщает:

Очень понравился всем первый акт и последний. Но сцены в «Блаженстве» не приняли никак. Все единодушно вцепились и влюбились в Ивана Грозного. Очевидно, я что-то совсем не то сочинил.

Иногда такую реакцию артистов объясняют чисто политическими соображениями: мол, будущее, которое по представлениям советских людей, не могло быть иным, нежели светлым и коммунистическим, показано у Булгакова недостаточно привлекательным, к тому же откровенно скучным, и слушатели просто испугались того, что пьесу не пропустит цензура.

Что же, это тоже могло оказать свое влияние. Но достаточно вероятен и другой вариант: картина будущего, изображенная драматургом, артистам на самом деле не понравилась.

Конечно, Булгаков был выдающимся литератором, но даже люди такого калибра испытывают творческие неудачи, не говоря уже о том, что публика, тем более театральная, часто бывает капризна, прихотлива и близорука. При жизни автора эта пьеса не ставилась на сцене и не публиковалось. И была напечатана лишь в 1966 году; считается, что ее сюжет лег в основу нового произведения драматурга — знаменитого «Ивана Васильевича».

Итак, М. А Булгаков создал целых две пьесы о путешествии во времени: в одной из них герои путешествуют в будущее, в XXIII век, в другой — в прошлое, в XVI-й, во времена Ивана Грозного. Можно ли их рассматривать как своего рода сериал о путешествиях во времени, наподобие голливудских кинолент «Назад в будущее«?

Открытка из серии «Москва будущего», 1914 г.
Открытка из серии «Москва будущего», 1914 г.
Фото: Серия открыток кондитерской фабрики «Эйнем», общественное достояние

Что же, попробуем разобраться. Самым важным для нас является тот факт, что в пьесе действуют те же самые основные персонажи, что и в «Иване Васильевиче». Правда, некоторые из них фигурируют под другими именами.

  • Изобретатель машины времени из «Ивана Васильевича» — это инженер Рейн, правда, зовут его Евгением Николаевичем.
  • Бунша (в обоих пьесах он именуется Бунша-Корецкий) носит имя Святослав Владимирович.
  • Жорж Милославский назван Юрием (каковым он, впрочем, и был, поскольку Жорж — производное от Георгий).
  • А стоматолог Шпак — совслужащий Михельсон.

Сновидение — один из основных лейтмотивов пьес Булгакова. Его знаменитый «Бег» имеет подзаголовок «Восемь снов», а в «Иване Васильевиче» путешествие в эпоху Ивана Грозного оказывается сновидением. Странствия во времени в «Блаженстве» происходят наяву, в реальности — литературной, разумеется; однако пьеса имеет подзаголовок «Сон инженера Рейна».

Инженер Рейн — личность с более активной жизненной позицией, чем Шурик из фильма Гайдая. Он не просто отправляет людей в другие эпохи, но и сам становится путешественником во времени.

«Блаженство» у Булгакова — это не состояние, в котором пребывают люди будущего, как можно было предположить, а топоним, название части «Москвы Великой» (Москва-Сити?), в которую попали гости из прошлого. Вот как описывает место, куда попали гости из прошлого, автор пьесы:

На чудовищной высоте над землей громадная терраса с колоннадой. Мрамор. Сложная, но малозаметная и незнакомая нашему времени аппаратура (айфоны и ноутбуки, быть может?). За столом, в домашнем костюме (это важно!), сидит Народный Комиссар Изобретений Радаманов. Над Блаженством необъятный воздух, весенний закат.

Картина будущего не слишком впечатляет, как не впечатлила она и артистов Театра сатиры, потому что мы не видим практически ничего, за исключением мелких деталей и презентаций общего характера. В принципе, общество XXIII века, показанное Булгаковым, в чем-то напоминает коммунизм, каким его видели основатели утопического социализма — Фурье и Оуэн.

Победил ли коммунизм на всей планете в XXIII веке? Автор прямо не называет общество, в которое попали герои, коммунистическим, но некоторые признаки этого строя в пьесе все-таки существуют.

Бунша:
— А общество ваше бесклассовое?
Радаманов:
— Вы угадали сразу — бесклассовое.
Бунша:
— Во всем мире?
Радаманов:
— Решительно во всем.

Классики марксизма говорили об отмирании в будущем государства («Государство не „отменяется“, оно отмирает», — писал Фридрих Энгельс). И действительно, пришельцы с удивлением узнают, что в новом обществе нет ни милиции, ни профсоюзов. Бюрократия в «Блаженстве» тоже отменена.

Но существовать без каких-либо форм организации (или самоорганизации?) никакое, даже самое бесклассовое, общество не в состоянии, поэтому на планете существует Совет Народных Комиссаров. Радаманов — один из членов этого Совета, Народный Комиссар Изобретений, берет под свою опеку гостей из далекого ХХ века.

Если есть комиссар изобретений то, логично предположить, должны существовать и сами изобретения, но с ними как раз не слишком здорово. Небоскребы в будущем строить научились — как мы уже знаем, «Блаженство» расположено «на чудовищной высоте» (впрочем, людям из 30-х годов ХХ века современная дубайская «Бурдж-Хали́фа» высотой 828 метров наверняка показалась бы чудовищной, равно как и еще недостроенное здание Лахта-центра в С.-Петербурге).

Комплекс Лахта центр в 2021 году
Комплекс Лахта центр в 2021 году
Фото: Anton Galakhov. Собственная работа, по лицензии CC BY-SA 4.0

Что касается остальных достижений научно-технического прогресса, то кроме «малозаметной и незнакомой аппаратуры», мы их видим не так уж и много: большие аэропланы, маленькие летательные аппараты (один из них Милославский прихватит с собой в прошлое) и переговорное устройство, отдаленно напоминающее современный телевизор. Как бы то ни было, Милославскому ни разу не представляется случай произнести свою знаменитую фразу: «Видел чудеса техники, но такого никогда!»

Согласно пьесе, некоторые детали быта остались неизменными: люди XXIII века курят (Куда смотрит Народный Комиссар здоровья? Или такого в «прекрасном далеко» нет?), имеют портсигары и носят часы. Впрочем, в отличие от 1930-х, в новой Москве большое значение придается сохранению «приватности»: в гости без предупреждения обычно не ходят, и прежде чем заявиться с визитом, визитер должен с помощью специального аппарата подать хозяину сигнал.

Про высохшие болота и свирепых диких зверей, в одночасье утративших свою одичалость и свирепость, в пьесе ничего не говорится, однако без лимонада, обещанного Фурье, люди будущего не остались. Впрочем, Милославский, которому довелось отведать этот «нектар богов», остался не слишком доволен.

«Иван Васильевич меняет профессию». 2. Как  Бунша и Милославский попали в будущее?
Фото: по лицензии PxHere.com

Тем не менее в «Блаженстве» пьют и более крепкие напитки, преимущественно шампанское. Судя по всему, лимонад в морях-океанах, обещанный Фурье, М. А. Булгаков заменил другой человеческой мечтой, с национальным, быть может, оттенком, которую наверняка одобрили бы многие его современники (и не только они). В частности, жильцы квартиры No 50 в доме 10 по Большой Садовой улице, где писатель прожил около трех лет, и которой посвятил рассказ «Самогонное озеро».

Анна (секретарь Радаманова):
— Вы пьете спирт?
Милославский:
— Кто же откажется?
Анна:
— Ах, это интересно. У нас, к сожалению, его не подают. Но вот кран. По нему течет чистый спирт.

«Иван Васильевич меняет профессию». 2. Как  Бунша и Милославский попали в будущее?
Фото: по лицензии PxHere.com

Как выясняется, в новом мире по-прежнему отмечают 1 мая, однако само празднование имеет некоторую специфику, потому что его участники одеваются во фраки и бальные платья и пьют шампанское.

Бунша:
— Все это довольно странно. Социализм совсем не для того, чтобы веселиться. А они бал устроили. И произносят такие вещи, что ого-го-го… Но самое главное — фраки. Ох, прописали бы им ижицу за эти фраки!

Возможно, Бунша и не был так уж неправ, когда возмущался фракам на балу, ощущая их неправильность и, не исключено, своего рода «инфернальность».

«Бал же в честь 1-го мая, на котором веселятся пролетарии во фраках, напоминает о Вальпургиевой ночи на 1-е мая, празднике весны древнегерманской мифологии, в средневековой демонологии трансформировавшемся в великий шабаш (праздник ведьм) на горе Брокен в Гарце», — можно прочесть в «Булгаковской энциклопедии». — Дальнейшее развитие тема 1 мая и Вальпургиевой ночи получила в «Мастере и Маргарите», где Воланд и его свита прибывают в Москву после шабаша на Брокене".

Новая Москва встретила незваных гостей достаточно приветливо: Рейна сразу же признали гениальным изобретателем и обещали:

Все ваши потребности и все ваши желания будут удовлетворяться полностью, независимо от того, чего бы вы ни пожелали.

Выходит, не все жители будущего равны, и чьи-то потребности и желания не удовлетворяются или удовлетворяются, но не полностью? Как тут не вспомнить известную фразу: «Все люди равны, но некоторые равнее других».

Милославский позиционировал себя как артист и начал выступать с чтением стихов Пушкина (точнее, одной строки из них), которые он выдавал за свои. И даже Бунше, несмотря на отсутствие прописки и ЖЭКов, обещали найти какое-нибудь применение.

Появляется в пьесе и любовная линия: дочь Радаманова, Аврора, влюбилась в Рейна, а секретарша комиссара завязала роман с Милославским. Описанное Булгаковым грядущее было, не в пример будущему из романов братьев Стругацких — таких, например, как «Полдень, XXII век», аморфно, скучно, беспроблемно и почти бесполо. И люди из прошлого — живые, пылкие и непредсказуемые — произвели сильное впечатление на прекрасную половину «Блаженства».

Саввич, директор Института Гармонии и бывший жених Авроры, был пассионарием по меркам своей эпохи, и, возможно, именно поэтому Аврора проявляла раньше к нему интерес. Но гость из прошлого со своей машиной времени поразил девушку намного сильнее, чем адепт всеобщей гармонии.

Аврора:
— Мне надоели эти колонны, мне надоел Саввич, мне надоело Блаженство! Я никогда не испытывала опасности, я не знаю, что у нее за вкус! Летим!

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 7.07.2024

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: