Эта авангардная танцевальная форма появилась в послевоенный период 1950-х годов. И, вероятно, это был такой способ утверждения чувства самости страны через искусство, т.к. театральная индустрия (и многое другое) Японии того времени все больше ориентировалась на западные ценности.
Чтобы отличиться от западных танцев, Буто сосредоточился на выражении японского тела, как бы странно это ни звучало.
- В упрощенном виде это значит, что экспрессионизм и движения танца отражали простого японского простолюдина и его связь с природой,
т. е. движения человека, привыкшего спать на футонах, сидеть на татами, молиться у алтаря и тяжело трудиться на полях.
Каждая страна отличается, и культура существует из-за этих различий. В то же время, существует человеческая «универсальность» в эмоциях, независимо от национальности или культуры, поэтому Буто приобрел последователей на международном уровне, потому что движения — как способ осознать сложные эмоции и выразить сострадание — в той или иной форме существуют и в других культурах.
Когда я впервые увидела танец Буто много лет назад, он показался мне имитацией моего давнего танца, который я вытащила из глубин своего первобытного подсознания. Я смотрела и понимала смысл всех движений и зачем они нужны. У меня был опыт настолько странный, что я о нем никому не говорила, предполагая, что это опозорит меня навеки.
В то время я переживала горе утраты и полностью погрузилась в застывшее состояние. Однажды моё внимание сосредоточилось на мухе: она быстро бегала по столу, внезапно замирала, начинала потирать передние лапки. Потом она вытягивала задние лапки, застывала в таком положении и вдруг резко взлетала, кружила по комнате и снова приземлялась на стол.
В конце концов, я неожиданно начала подражать ей. Я издавала жужжащие звуки, ползала по полу и принимала странные позы. Это продолжалось около двух минут, но казалось, будто время остановилось, и потом меня прорвало потоком слёз.
Сейчас я могу интерпретировать это как некое первобытное излияние, импульс изнутри, который подсказало тело, чтобы начать приходить в себя. А тогда я задавалась вопросом, было ли это какой-то психической ненормальностью или какой-то моей странностью.
И вот, спустя годы, я узнаю те же движения в Буто и понимаю, что это было своего рода наивное Буто, вытекающее из подсознания, стремящееся сбросить мышечные блоки и исцелить застывшую боль. Это была потребность моего (нашего) умного интуитивного тела, хотя такого рода потребность, которую осознаешь только со временем.
Так что такое танец Буто? Безусловно, это то, что нужно увидеть самому, чтобы сформировать мнение, его невозможно должным образом описать. Это импровизация и аритмичные изгибы тела, выражающие слияние страдания и восторга, смесь прошлого и настоящего. По сути, этот танец не поддается классификации и его сложно разложить на составные части.
В отличие от обычной хореографии, где каждая последовательность движений отработана, Буто направлен на ощущения и передачу невыразимого словами, а также на трансформацию. Танцор волен использовать любые средства и движения, необходимые для этих целей. Танец часто создаёт впечатление, что человек рождается, становится кем-то или чем-то новым или проходит через болезненную эволюцию. Вот почему ни одно выступление Буто не похоже на другое.
Кстати, некоторые уверены, что суть Буто в механизме, посредством которого танцор перестает быть собой и становится кем-то другим. Что ж, так тоже можно сказать.
Все формы экспрессионизма рассказывают истории, но истории в Буто нелегко понять, тем более что у каждого танцора свой собственный язык движений, отражающий его личные переживания и мировосприятие.
Важно здесь то, что танец всегда вызывает определенную реакцию, потому что Буто задействует скрытые эмоции, неизведанные в повседневной жизни большинства людей, и танец передаёт их через тело. Мощные символы и образы в сценах захватывают. Но для этого нужно привыкнуть к довольно неприятному на вид гриму и мрачным образам, и тогда послание танца даже может вызвать слезы.
Если для вас это выглядит несколько сложно (тревожно, отвратительно, пугающе), то это потому, что это намеренно эфемерно. На самом деле это ведь не только про боль, страх, отчуждение, но также про жизнь и возрождение.
Существует бесчисленное множество тонкостей и интерпретаций, и самый простой способ начать понимать что-то — испытать на собственном опыте. Вспомните свои непрожитые и спрятанные глубоко эмоции и предоставьте телу возможность сделать движение, которым оно выпускает эти эмоции наружу. Это движение может быть началом вашего танца Буто. Не думайте, просто танцуйте, черпайте вдохновение в растениях, животных, в характерах окружающих людей, в своем прошлом. И тогда танец вырвется из подчинения и превратит ваши движения в заклинания.
Ваш танец может быть про страхи или про любовь, про попытки найти выход из какой-то ситуации или разрешить внутренние противоречия. Он может быть смешным, пугающим, красивым… Каким угодно!
В Буто, если в теле рождается необходимость, можно позволить себе всё: стоять неподвижно или кататься по полу, дрожать, искажать лицо. В подсознании живёт много всего, поэтому танец иногда шокирует даже самого танцора, как меня когда-то, но через него можно получить облегчение и исцеление.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...