Анекдоты, темой которых были многотрудная и хлопотливая работа отдела кадров, и люди, приходившие туда с целью получить работу, существуют давно. Что же изменилось за последнее время?
Во-первых, отделы кадров стали называть службой HR (Human resources, или «человеческие ресурсы»), а их сотрудников — «эйчарами», а иногда и другими мудреными именами, например рекрутерами или даже «охотниками за мозгами».
Когда у меня спрашивают возраст, я отвечаю: я настолько старая, что помню, как HR называли «отдел кадров».
Во-вторых, таких историй стало значительно больше, а их содержание — намного разнообразнее.
В паре эйчар—соискатель (т.е. человек, который ищет работу) зависимой стороной является, разумеется, вторая. Соискатель хочет получить вакансию, и от службы HR во многом зависит, одобрить его кандидатуру или отказать. Впрочем, бывают, конечно, и особенные случаи:
В отделе кадров банка (все таки ОК, а не HR, хотя анекдот недавний).
— Ваш отец — известный банкир. Почему вы решили устроиться на работу в нашем банке, а не в фирме своего отца?
— Мой папа сказал, что я уже вырос, и купил мне ваш банк.
Обратимся к более традиционным ситуациям. Логично предположить, что отношения кадровика и соискателя будут развиваться в соответствии с фабулой, используемой во «врачебных анекдотах», где доктор выступает в роли сурового и капризного тирана, а пациент — бесправной жертвы.
— Доктор, у меня болит все!
— Ну это вы загнули, батенька. На все у вас денег не хватит.
— Доктор, я работаю как лошадь, ем как свинья, устаю как собака — что мне делать?
— Не знаю, я не ветеринар… Следующий!
Что же, подобного рода анекдоты действительно есть, но их на самом деле немного:
Два менеджера по персоналу, опытный и стажёр, сидят в офисе и обсуждают текущие дела. Стажер достает огромную пачку резюме, как минимум штук 300:
— Мы должны просмотреть их все, чтобы подобрать кандидатов на эту вакансию.
Опытный хладнокровно берет у него пачку, делит ее пополам, одну часть кладет на стол, вторую кидает в шредер. У молодого глаза на лоб:
— А как же претенденты?!
Опытный невозмутимо:
— А зачем нам неудачники?
Однако по каким-то причинам в большинстве историй из этого цикла фабула строится по иному образцу: стороны неожиданно меняются местами, и проситель не только не заискивает перед работодателем (точнее его представителем), но и пытается доминировать. Что же, анекдот — это стихия неожиданности и парадокса.
Начальник ОК — кандидату на должность:
— Сейчас мы можем платить вам 50 000 рублей в месяц, а позднее будет и больше.
Кандидат:
— Я, пожалуй, зайду позднее.
На собеседовании:
— Меня заинтересовала ваша вакансия. Пожалуйста, отправьте мне контакты ваших бывших сотрудников, хочу спросить, рекомендуют ли они вас.
Семен Семенович. А этот анекдот — переделка комического диалога героя фильма Л. Гайдая «Бриллиантовая рука»
В отделе кадров.
— А у вас есть точно такая же зарплата, но только побольше?
— К сожалению, нет!
— Нет? Будем искать…
Известно, что сотрудники ОК/HR (некоторые из них по образованию психологи) любят оценивать те или иные качества людей и проводить разного рода тестирование. Но свойства людей, даже положительные, имеют свою оборотную сторону.
На собеседовании:
— Назовите ваши сильные стороны.
— Настойчивость!
— Спасибо, мы свяжемся с вами.
— Я подожду здесь.
Собеседование в отделе HR.
— Ваши недостатки?
— Излишняя прямота.
— Я думаю, что это, наоборот, достоинство.
— А мне плевать, что вы думаете!
Герои некоторых анекдотов, будучи соискателями, откровенно издеваются над сотрудниками ОК/HR.
Собеседование при приеме на работу.
Сотрудница HR-отдела:
— Вы планируете в ближайшие пять лет уйти в декретный отпуск?
Я:
— А вы?
Сотрудница:
— Я считаю, это неуместный вопрос!
Я:
— Полностью с вами согласна!
В отделе кадров:
— Я смотрю, у вас два диплома?
— Да, купила по акции.
Идея таких историй достаточно прозрачна: фирма-работодатель надувает щеки и требует от работников слишком многого, не предлагая ничего взамен, однако наиболее ушлые из соискателей научились искусству выгодно продавать себя и сами дурачат работодателей.
Расклады сейчас такие. Люди, которые не умеют работать, научились проходить собеседование. Люди, которые умеют работать — не умеют проходить собеседование, и никогда не умели их проходить.
Когда работодатель ищет волшебника, то чаще всего он находит сказочника.
А теперь — коучи, бизнес-тренеры и прочие…
История каждого преуспевающего бизнес-тренера обычно начинается с того, что прогорает его собственная фирма.
Ну что же, напрашивается прямая параллель с известным афоризмом: «Тот, кто умеет — делает, кто не умеет — тот учит других», автором которой считается Бернард Шоу.
У меня вопрос к коучам. Ну вот вышли мы из зоны комфорта. Дальше что?
Популярность анекдотам о коучах принесло одно главное понятие — «зона комфорта». В принципе, в этом нет ничего удивительного. «Собака Баскервилей» — всего лишь одна повесть сэра А. Конан-Дойла и одна серия многосерийного телефильма режиссера И. Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсон». Тем не менее число историй о собаке Баскервилей, сэре Генри и дворецком Бэрриморе, кормящем гостей овсянкой, превысило массу всех прочих анекдотов цикла, вместе взятых.
Зона — слово в русском языке многозначное. Да и в звучании самого термина «комфорт» для русского уха есть что-то вызывающее если не тревогу, то обеспокоенность и сомнение.
Вот взяли теперь всяческие мозгокопатели, психологи и психотерапевты на вооружение фразу — «выйди из своей зоны комфорта». Сволочи, да дайте мне на эту зону хотя б одним глазом взглянуть сначала!
Они говорят: «Чтобы чего-то добиться в жизни, ты должен выйти из зоны комфорта!» А вам не кажется, что если у человека есть «зона комфорта», то он уже кое-чего добился в жизни…
Бизнес- коучи, равно как и предлагаемые ими методы и стратегии (хочется верить, что такие у них есть), забыты, и смысл многих анекдотов, обыгрывающих эту тему, сводится к тому, что принято называть «игрой слов».
Так, а чё никто раньше не сказал, что если выйти из зоны комфорта, то обратно никто не пустит?!
Вспомним один из популярных анекдотов про Штирлица:
Гестапо перекрыло все ВЫХОДЫ из дома Штирлица, но хитрый разведчик вышел через ВХОД.
Возможно, что именно этот анекдот и послужил основой для следующего:
Чтобы выйти из зоны комфорта, надо сначала войти в зону комфорта, а у нас на это денег нет.
Похоже, что, в отличие от героя этой истории, деньги у нашего любимого Штирлица были (как гласит другой анекдот, он получал зарплату сразу в двух ведомствах) — или он не заморачивался такой ерундой и просто делал свое дело.
Ну, оставим зону и ее комфорт в покое. Есть, в конце концов, и другие сюжеты (впрочем, что не так уж и много).
Беседуют двое:
— Я тиктокер, практический психолог, тета-хилер и саксесс-коуч.
— Я тоже бездельник и тунеядец.
Заглянув в энциклопедию, я выяснил, что:
Тета-хилинг — это зарегистрированный товарный знак метода медитации, впрочем, признанного псевдонаучной практикой; сторонники метода утверждают, что он учит людей развивать естественную интуицию, изменяя ритм головного мозга до тета-волн (?). Саксесс-коуч — это, конечно же, человек, который учит добиваться успеха (success).
На самом деле диалог парочки бездельников — не что иное, как вариация более старого, более длинного и, следует признать, более смешного анекдота о трех подругах.
Встретились три давние подруги, не видевшиеся несколько лет.
— Ну как поживаешь? — спрашивает одна другую.
— Неплохо… У меня муж генерал.
— А сколько ему лет?
— 65.
— А как же интимная жизнь?
— А у него есть адъютанты, молодые офицеры из штаба…
— А ты как поживаешь? — спрашивают другую.
— Отлично! У меня муж профессор.
— Сколько ему лет?
— 75.
— А как же интимная жизнь?
— Ну, есть же студенты, аспиранты, младшие научные сотрудники. Так и живу.
— Ну, а ты как? — спрашивают третью.
— А я тоже (женщина с пониженной социальной ответственностью), только не замужем.
Спрашивается, зачем в рассказе нужны подробности о тета-хилинге и саксесс-коучинге? На самом деле, для того же, для чего в более старой истории нужен точный возраст и род деятельности мужей.
Разумеется, анекдот должен иметь неожиданный и парадоксальный финал, тем не менее его начало (и середина, если она есть) должно создавать впечатление достоверности происходящего. А лучшее средство достичь этого — приводить конкретные детали (саксесс-коуч, 75 лет).
Встречаются как-то два бизнес-коуча, и один другого спрашивает:
— Как увеличить продажи?
— Могу рассказать…
— Рассказать и я могу, как увеличить?
Эта история — тоже перефраз более старой, в которой фигурировали не коучи, а бизнесмены или экономисты, поскольку речь шла о росте прибыли.
Можно ли упрекать создателей анекдотов за то, что они заняты не сочинением новых, а переделкой или, быть может, модерацией придуманных ранее (не исключено, что еще в незапамятные времена «Филогелоса») историй и шуток? Как поется в старой песне, «и не то чтобы да, и не то чтобы нет», потому что:
Анекдоты — это такой жанр, где плагиат не воровство, а вид искусства. (Владимир Борисов)
Вывод прост: похоже, что люди, использующие услуги бизнес-коучей и прочих тета-хилеров, составляют, несмотря на всю шумиху вокруг этой темы, ограниченную аудиторию, которая не то чтобы не обладает чувством юмора, но просто занята иными вещами и, что называется, страшно далека от народа, который сочиняет и слушает анекдоты.
Исключением, пожалуй, является лишь тема нового «бермудского треугольника» — «зоны комфорта», из которой одни стремятся выбраться, другие жаждут войти, ну, а третьи бесследно там пропадают. Кстати, чем не сюжет для нового анекдота?
Трансгендеры и трансвеститы. Как бы то ни было, при всем желании без этих персонажей никак не обойтись. Хотя на самом деле историй о них (смешных) оказалось меньше, чем можно было предполагать, учитывая пикантность этой темы.
После того как женская федерация бокса сняла запрет с ударов ниже пояса, количество трансгендеров в этом виде спорта резко уменьшилось.
Пока еще, как будто, федерация такой запрет не приняла, о чем свидетельствует разразившийся на Олимпийских играх в Париже гендерный скандал: то ли представительница, то ли представитель Алжира нанес (нанесла?) поражение итальянской спортсменке, причем поединок, как пишут, не продлился и минуты. Уроженка Апеннинского полуострова отказалась продолжать поединок, заявив при этом, что так сильно ее никогда в жизни еще не били (а она случаем не перепутала боксерский ринг с какой-то иной спортивной площадкой — например, кортом для тенниса или беговой дорожкой?).
Декларация независимости США не подписана ни одной женщиной, негром или трансгендером.
Не считается! Принимайте заново!
О трансгендерах. С виду — дура, а приглядишься — дурак.
А вот анекдот, в котором появляется, наконец, один из наших любимых персонажей — Вовочка:
Вовочка:
— Мама, что такое «трансвестит»?
— Знаешь, сынок, я точно не знаю, пойди на кухню, спроси у дяди Наташи…
Классический треугольник — муж, жена и любовник — с появлением трансвеститов приобрел новый оттенок или, быть может, акцент.
— Слышь, сосед, а чё, у тебя жена — трансвестит?
— Ну, да…
— Предупреждать же надо.
В следующем анекдоте слова «трансгендер» как бы и нет, но всем понятно, о чем идет речь:
Мотоциклист, идентифицирующий себя как велосипедист, установил новый мировой рекорд в велоспорте.
Вспомним в очередной раз классику — монолог Жака из комедии «Как вам это понравится» Уильяма Шекспира.
Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Уильям наш Шекспир и не подозревал (или подозревал?), насколько разными могут быть человеческие роли. Между прочим, в его время все женские партии в театральных постановках исполнялись молодыми людьми. Но юноши, изображавшие Офелию, Дездемону или Джульетту, я думаю, отлично понимали свое актерское предназначение и, превращаясь на сцене в женщин, знали, что это всего лишь образ или амплуа. Люди на современном Западе, похоже, слишком заигрались с ролями и уже не в состоянии понимать в каком мире — реальном или наполненном химерами и целиком выдуманном — они живут.
Костя, слово "нан" на всех тюрских языках, на которых и говорят практически большинство азиатов, означает "хлеб", вне...