• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Подкаст
Невол Свидет Дебютант

Где зимует Кузькина мать, или Приказано праздновать Новый год!

«В лесу родилась елочка, в лесу она росла…» Что с нею случилось дальше, знает каждый: мужик топором рубанул под самый корень, приволок в жарко натопленный дом и разукрасил по мере возможности. Эти ритуальные действия и сейчас, в третьем тысячелетии, вполне понятны и привычны огромному числу жителей планеты.

…и радость принесла…

То, что день сменяет ночь и на смену ночи приходит день, знает все живое с момента возникновения жизни. То, что с точно такой же неотвратимой закономерностью дни складываются во времена года и так же повторяются извечно, замечено людьми, пожалуй, еще до того, как стали они прямоходящими и разумными.

Цивилизация человеческая начинается тогда, когда возникает попытка летосчисления. Считать пройденные дни и годы умели китайцы, египетские жрецы, астрономы майя. Все они это делали по-своему, но звездное небо и обращение планет вокруг собственной оси так или иначе были основою всех математических расчетов.

С 4240 года до нашей эры египтяне уже используют 365-дневный год, до этого пользовались неизвестно как долго 360 днями, хотя и знали, что остаток в пять дней необходимо как-то оправдать, а потому отводили это время на всяческие ритуальные обряды и празднования.

Славянский мир тысячелетиями вступал в новогодний цикл с началом первого осеннего месяца — 1 сентября.

Конечно же, с самого начала требовалось как-то привязать все к твердому основанию — нужна была точка отсчета времени, и формула иудеев «от сотворения мира» своей обобщенностью и фундаментальностью устраивала всех. Хотя, естественно, справки о том, что именно за 5508 лет до условленного рубежа был сотворен мир, в наличии не имелось.

Мудрое и математически безупречное решение добавлять к каждому четвертому году целый день — чтобы привести в соответствие с астрономическими процессами летописание — было принято в году 45 до н.э. императором Юлием Цезарем — так называемый юлианский календарь.

Найденный на дне Роны бюст, отождествляемый с Цезарем
Найденный на дне Роны бюст, отождествляемый с Цезарем
Фото: ru.wikipedia.org

Позже выяснилось, что этого было недостаточно, и в 1582 году папа Григорий особым указом ввел календарь, получивший имя григорианского — набежала разница в тринадцать дней со старым исчислением. То бишь, почти в две недели. Кстати, семидневную неделю в обиход ввели вавилоняне. И прижилась она со временем повсеместно, так как удобно вписалась в природную цикличность.

Но вот что касается н.э., или новой эры, тот тут, конечно же, много проще, чем «от сотворения мира».

В шестом веке римский монах Дионисий Малый предложил считать годы не от начала правления очередного монарха, который может оказаться и тираном, и просто негодяем, но от даты рождения основателя церкви, иначе говоря, от Рождества Христова. Год этот приходился на 745-й от основания Рима и, как уже было указано, на 5508-й от сотворения мира. Широкое распространение христианской веры способствовало тому, что новое летоисчисление достаточно скоро стало общепринятым, привычным.

Однако в просторах бескрайней Российской империи все еще велось старое счисление, и новогодний праздник приходился на 1 сентября.

Только в 1699 году, а именно 15 декабря, молодой монарх Петр Алексеевич Романов, двадцатисемилетний кузнец, плотник, корабел, фортификатор, бомбардир и навигатор — преобразователь, одним словом, — вернувшись из длительной и полезной, поучительной поездки по Европе, издал указ, подписанный собственноручно: приказано было вести летосчисление не от сотворения мира, как делалось до сих пор, а от Рождества Христова, и новый год считать не с 1 сентября, а с 1 января, так продолжилась история праздника.

Известно великому государю, — гласил указ, — что не только во многих европейских странах христианских, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: валахи, молдавы, сербы, далматы, болгары, и самые великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, — все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова восемь дней спустя.

Указ провозглашал начало нового года и нового века. Первый Новый год нового летосчисления приказано было праздновать торжественным молебствием, пушечной и оружейною пальбою, а в Москве для украшения улиц и домов повелено было заготовить ельнику изрядно.

Сам царь Петр I принимал живейшее участие в приготовлениях к празднованию Нового года. В полночь началось во всех церквях всенощное бдение, утром — обедня с молебственным пением при колокольном звоне. Вызывая радостное возбуждение зевак и даже обычно ропщущих на все новое обывателей московских, из разных частей города в Кремль с распущенными знаменами, барабанным боем и музыкою шло войско.

Царь выстроил солдат на Ивановской площади Кремля, митрополит говорил проповедь, в коей доказывал необходимость и пользу перемены летосчисления. Совершено было молебствие с коленопреклонением. При возглашении царю и царскому дому многолетия пошел по всей Москве колокольный звон, загремела пушечная пальба, и войско произвело троекратный беглый огонь.

Петр I поздравил всех с Новым годом и новым веком. Потом, как водится, началось угощение. Государь потчевал как знатных светских особ, так и духовных, обнимал и пил за здравие солдат и простых горожан. Во время торжественного обеда пели придворные и патриаршие певчие.

В. И. Суриков, «Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И. Ф. Ромодановского»
В. И. Суриков, «Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И. Ф. Ромодановского»
Фото: ru.wikipedia.org

Для народа перед дворцом и у триумфальных ворот, нарочно для торжества сооруженных, доставлены были столы и чаны с вином. Вечером весь город был освещен, сожжены были фейерверки при беспрерывной пушечной пальбе и заключалось торжество дворцовым балом и ужином со многими зваными гостями. Так же повелено было во всех домах угощать друг друга и дарить подарки.

Праздник в столице, конечно же, понравился и запомнился. Кто ж не захочет порадоваться, погулять, выпить и хорошо закусить! А тем более в ясный морозный день да под свежесрубленной елочкой, украшенной разными блестками и снежинками. Однако народ роптал: как мог молодой государь переменить солнечное течение и посягнуть на то, что бог создал землю именно в сентябре?! Разумеется, долго еще предстояло приживаться нововведению на бытовом уровне, но в присутственных местах во всем государстве летосчисление было принято с началом нового 1700 года.

Вот уже с лишком триста лет царскому указу. О нем самом как о государственном документе, конечно же, давно уже никто не помнит. Но введенный праздник стал привычным, домашним, самым любимым.

Новый год всегда бывает, когда в определенный день Солнце занимает на небе определенное положение среди звезд, в период, когда день имеет наименьшую продолжительность, спустя несколько дней после так называемого зимнего противостояния Солнца.

И начинается медленное, постепенное прибавление света дня.

Египтяне, майя, вавилоняне, римляне, китайцы, мы, православные, встречаем начало каждого нового года с надеждою на то, что он будет лучше, чем прожитый. И эта условная граница, ритуал, праздник всех объединяет в простом и понятном на любом языке пожелании: с Новым годом, с новым счастьем!

А для особо взыскательных и педантов можно добавить, что настоящая продолжительность каждого года — 365 дней, 5 часов, 48 минут 45,975 секунды.
И так — от сотворения мира…

Где зимует кузькина мать, или Приказано праздновать Новый год!
Фото: Depositphotos
Статья опубликована в выпуске 16.12.2007
Обновлено 18.07.2022

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: