…и радость принесла…
То, что день сменяет ночь и на смену ночи приходит день, знает все живое с момента возникновения жизни. То, что с точно такой же неотвратимой закономерностью дни складываются во времена года и так же повторяются извечно, замечено людьми, пожалуй, еще до того, как стали они прямоходящими и разумными.
Цивилизация человеческая начинается тогда, когда возникает попытка летосчисления. Считать пройденные дни и годы умели китайцы, египетские жрецы, астрономы майя. Все они это делали по-своему, но звездное небо и обращение планет вокруг собственной оси так или иначе были основою всех математических расчетов.
С 4240 года до нашей эры египтяне уже используют 365-дневный год, до этого пользовались неизвестно как долго 360 днями, хотя и знали, что остаток в пять дней необходимо как-то оправдать, а потому отводили это время на всяческие ритуальные обряды и празднования.
Славянский мир тысячелетиями вступал в новогодний цикл с началом первого осеннего месяца — 1 сентября.
Конечно же, с самого начала требовалось как-то привязать все к твердому основанию — нужна была точка отсчета времени, и формула иудеев «от сотворения мира» своей обобщенностью и фундаментальностью устраивала всех. Хотя, естественно, справки о том, что именно за 5508 лет до условленного рубежа был сотворен мир, в наличии не имелось.
Мудрое и математически безупречное решение добавлять к каждому четвертому году целый день — чтобы привести в соответствие с астрономическими процессами летописание — было принято в году 45 до н.э. императором Юлием Цезарем — так называемый юлианский календарь.
Позже выяснилось, что этого было недостаточно, и в 1582 году папа Григорий особым указом ввел календарь, получивший имя григорианского — набежала разница в тринадцать дней со старым исчислением. То бишь, почти в две недели. Кстати, семидневную неделю в обиход ввели вавилоняне. И прижилась она со временем повсеместно, так как удобно вписалась в природную цикличность.
Но вот что касается н.э., или новой эры, тот тут, конечно же, много проще, чем «от сотворения мира».
В шестом веке римский монах Дионисий Малый предложил считать годы не от начала правления очередного монарха, который может оказаться и тираном, и просто негодяем, но от даты рождения основателя церкви, иначе говоря, от Рождества Христова. Год этот приходился на 745-й от основания Рима и, как уже было указано, на 5508-й от сотворения мира. Широкое распространение христианской веры способствовало тому, что новое летоисчисление достаточно скоро стало общепринятым, привычным.
Однако в просторах бескрайней Российской империи все еще велось старое счисление, и новогодний праздник приходился на 1 сентября.
Только в 1699 году, а именно 15 декабря, молодой монарх Петр Алексеевич Романов, двадцатисемилетний кузнец, плотник, корабел, фортификатор, бомбардир и навигатор — преобразователь, одним словом, — вернувшись из длительной и полезной, поучительной поездки по Европе, издал указ, подписанный собственноручно: приказано было вести летосчисление не от сотворения мира, как делалось до сих пор, а от Рождества Христова, и новый год считать не с 1 сентября, а с 1 января, так продолжилась история праздника.
Известно великому государю, — гласил указ, — что не только во многих европейских странах христианских, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: валахи, молдавы, сербы, далматы, болгары, и самые великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, — все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова восемь дней спустя.
Указ провозглашал начало нового года и нового века. Первый Новый год нового летосчисления приказано было праздновать торжественным молебствием, пушечной и оружейною пальбою, а в Москве для украшения улиц и домов повелено было заготовить ельнику изрядно.
Сам царь Петр I принимал живейшее участие в приготовлениях к празднованию Нового года. В полночь началось во всех церквях всенощное бдение, утром — обедня с молебственным пением при колокольном звоне. Вызывая радостное возбуждение зевак и даже обычно ропщущих на все новое обывателей московских, из разных частей города в Кремль с распущенными знаменами, барабанным боем и музыкою шло войско.
Царь выстроил солдат на Ивановской площади Кремля, митрополит говорил проповедь, в коей доказывал необходимость и пользу перемены летосчисления. Совершено было молебствие с коленопреклонением. При возглашении царю и царскому дому многолетия пошел по всей Москве колокольный звон, загремела пушечная пальба, и войско произвело троекратный беглый огонь.
Петр I поздравил всех с Новым годом и новым веком. Потом, как водится, началось угощение. Государь потчевал как знатных светских особ, так и духовных, обнимал и пил за здравие солдат и простых горожан. Во время торжественного обеда пели придворные и патриаршие певчие.
Для народа перед дворцом и у триумфальных ворот, нарочно для торжества сооруженных, доставлены были столы и чаны с вином. Вечером весь город был освещен, сожжены были фейерверки при беспрерывной пушечной пальбе и заключалось торжество дворцовым балом и ужином со многими зваными гостями. Так же повелено было во всех домах угощать друг друга и дарить подарки.
Праздник в столице, конечно же, понравился и запомнился. Кто ж не захочет порадоваться, погулять, выпить и хорошо закусить! А тем более в ясный морозный день да под свежесрубленной елочкой, украшенной разными блестками и снежинками. Однако народ роптал: как мог молодой государь переменить солнечное течение и посягнуть на то, что бог создал землю именно в сентябре?! Разумеется, долго еще предстояло приживаться нововведению на бытовом уровне, но в присутственных местах во всем государстве летосчисление было принято с началом нового 1700 года.
Вот уже с лишком триста лет царскому указу. О нем самом как о государственном документе, конечно же, давно уже никто не помнит. Но введенный праздник стал привычным, домашним, самым любимым.
Новый год всегда бывает, когда в определенный день Солнце занимает на небе определенное положение среди звезд, в период, когда день имеет наименьшую продолжительность, спустя несколько дней после так называемого зимнего противостояния Солнца.
И начинается медленное, постепенное прибавление света дня.
Египтяне, майя, вавилоняне, римляне, китайцы, мы, православные, встречаем начало каждого нового года с надеждою на то, что он будет лучше, чем прожитый. И эта условная граница, ритуал, праздник всех объединяет в простом и понятном на любом языке пожелании: с Новым годом, с новым счастьем!
А для особо взыскательных и педантов можно добавить, что настоящая продолжительность каждого года — 365 дней, 5 часов, 48 минут 45,975 секунды.
И так — от сотворения мира…
В мифологии угро-финских народов «кузька, кузя, кузь, кузьо» - это хозяин леса, т.е. леший, черт. Проживает он и зимует вместе с матерью в дремучей чаще. В русских народных сказках злая мачеха посылает добрую падчерицу зимой в лес на погибель. Послать кого-то к кузькиной матери в дословном переводе – послать к чертовой матери, чтобы он заблудился в дремучем лесу и погиб.
Невол Свидет, задавая вопрос над знать и ответ.
Оценка - 4.
0 Ответить
Статья десятилетней выдержки.
Как жаль - это не вино.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Хорошая информация для урока в школе. Только я не понял, почему в названии присутствует кузькина мать. И терзают смутные сомнения по поводу написания слова "и так". По-моему, должно быть слитное...
Вступление и описание праздника в Москве - класс. Остальное - суховатый инфоблок. Поэтому 4.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Алексей Зайцев, итак и так совершенно разные
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Если бы Алексей Зайцев (alex)
учился в школе и успешно усваивал азы художественной информации, то смог бы за "суховатым инфоблоком" прочесть поздравление с наступающим Новым годом, а не терзаться смутными сомненьями про название места, где именно зимует кузькина мать...
0 Ответить
За поздравление спасибо. И за то, что мои сомнения по "И так" развеяли. Но если знаете, каким образом кузькина мать связана с Новым годом - поделитесь. Я вот не знаю, и мне дико интересно.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Алексей Зайцев (alex)мне дико интересно.
И это главное.
Ведь после дождика в четверг после полудня на горе свистнет рак и появится двоюродная прабабушка снегурки, которая никому до нового года не признается, где зимует.
Потому она и кузькина.
0 Ответить
Слово "итак" пишется слитно и употребляется в качестве вводного... Фразы "дни складываются во времена года и так же повторяются извечно" и "И так – от сотворения мира" не содержат вводных слов.
0 Ответить
Марианна Власова, !
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Марианна Власова,
подтверждает, что школа жизни включает в себя и школу грамматики...
0 Ответить
Хорошая статья.
Ой, ник сразу не поняла - думала, дебютант, оказывается - уже читан.
Очень хорошая статья. И мой голос принят!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересная статья и написана хорошо. 5.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
информационный все ближе
0 Ответить