Герменевтик Беотийский Профессионал

Надо ли знать историю, чтобы понять картину?

Историки искусства прибегают к невероятным ухищрениям, пытаясь истолковать ту или иную картину. Возьмем, к примеру, одно из самых загадочных произведений живописи — «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка. Столько вокруг картины придумано, измышлено, как по-разному толкуются факты!

Казалось бы, что за сюжет! Что проще — мужчина и женщина в интерьере. Стоят. Все замерло. От картины веет покоем и миром. Остановилось мгновение. Ничто не меняется — и взгляд зрителя, скользя по изображению, то и дело замирает, отмечая подробности парного портрета.

Портрет четы АрнольфиниА подробности начинают вызывать догадку за догадкой — и вопросы. Арнольфини — итальянец? Бледное, еще бледнее от огромной черной шляпы, лицо, с еле заметными бровями. Внешность совсем не итальянская… Мужчина изящен, узкоплеч, явно не атлет… Купец эпохи Возрождения — из страны, где родилось Возрождение! Что значит жест мужчины — эта раскрытая к зрителю правая рука — приветствие или клятва?

Полунаклон головы юной женщины да еще раскрытая кисть руки, доверчиво вложенная в руку мужчины, рождает в душе зрителя трогательное переживание умиления. Одета в соответствующие тогдашней моде одежды, из-за которых все дамы казались беременными. И в то же время — характерный именно для беременной жест левой руки…

Ян ван Эйк написал картину в Брюгге, в 1434 году — это авторская датировка (на самой картине, в необычном месте — в самом центре, над круглым выпуклым зеркалом, написано: «Ян ван Эйк был здесь, 1434»).

Длительное время фактом считалось, что на картине — купец из Лукки Джованни ди Арриджо Арнольфини в момент заключения брака с Джованной Ченамо. Совсем недавно было установлено, что этот брак относится к 1447 году — ван Эйк к этому времени несколько лет уже как в могиле.

И все же мужчина — один из Арнольфини, в описи картин Маргариты Австрийской 1516 г. полотно именуется «Эрнуль изящный с женою в комнате». Сейчас принято считать мужчину Джованни ди Николао Арнольфини (кузен первого Арнольфини).

Более чем над определением имен персонажей, ломают историки головы над разъяснением деталей картины. Действительно ли именно в деталях этих заложен такой смысл, действительно ли они определяют все в картине?

В люстре над головами персонажей — горящая свеча. Что это — обязательный атрибут свадебной церемонии, символ Христа, свидетельствующего этот брачный союз; либо указание на то, что картина — воспоминание о браке, для Арнольфини — память об умершей в родах жене (над головой женщины — тоже свеча, но погасшая).

Рама круглого выпуклого зеркала украшена десятью медальонами с изображением Страстей Христовых. Слева — с той стороны, где стоит мужчина — эти изображения связаны с живыми персонажами, справа — с мертвыми. Тоже намек на то, что женщина — уже в мире теней?

Историки предполагают: между героями картины, между мужем и женой заключен «брак левой руки» — посмотрите, как соединены руки персонажей. «Брак левой руки» — брак между людьми разного социального положения, чаще всего в таких случаях невеста происходила из низших сословий (брачный контракт в таких случаях предусматривал отказ жены от прав на наследование после смерти супруга для себя и рожденных в браке детей).

На полу — уличная деревянная обувь, женские красные сандалии у кресла; ближе к зрителю — неокрашенные мужские, немного забрызганные грязью… Из внешнего мира роскоши, в великолепных модных костюмах пришли сюда мужчина и женщина. Серьезный мужчина и смиренная женщина. Суетная толчея осталась за порогом. Вневременной зритель, наблюдая эту спокойную неподвижность, интуитивно чувствует кипение страстей за стенами дома, за окном комнаты.

«И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая…» (Исход 3:1−6). Мужчина и женщина разулись — для совершения обряда бракосочетания? Оставляют за стенами комнаты обыденность, и таким образом «святой землей» оказывается пол комнаты, в которой совершается таинство?

Справа от зеркала, на спинке стула — изображение — это либо св. Маргарита, покровительница рожениц, либо св. Марфа, покровительница домохозяек, в пользу этого же предположения свидетельствует висящая рядом с этой фигуркой метелка…

Слева, у окна, — несколько апельсинов. Символика этих плодов многопланова: это и чистота, невинность, и напоминание о плодах из райского сада, и плодовитость…

Символично расположение фигур. Женщина стоит около супружеского ложа, в глубине комнаты, ее лицо обращено к супругу, голова наклонена, мужчина — ближе к окну и к зрителю, к внешнему, то есть, миру. Он и смотрит на зрителя — и на входящую в комнату пару (их отражения заметны в зеркале). Вот так в картине, по сути, смыкаются две реальности — публичной и приватной жизни. Мужской — и женской.

И «замковым камнем» смысла картины оказывается вот эта собачка у ног четы, как символ верности. Значит, все-таки — бракосочетание? Реальное, свершающееся в эту самую минуту. Или воспоминание о нем, память о браке той, что в урочный час принесла обеты верности, стала женой, пыталась стать матерью — и по воле Господа оставила этот мир?

…Странной жизнью живет в веках произведение искусства. Чем дальше отдаляет нас время от творца этого произведения — тем больше смыслов обретает оно. Безвозвратно теряя, возможно, при этом начальный замысел автора.

Смотрите, как все интересно получается: неподготовленный зритель ничего не знает об этой картине — кроме, может, названия ее. Получается, что истинными являются именно переживания зрителя, его впечатление от изображения. Истинно лишь это ощущение мира и покоя, излучаемое полотном. И где-то на грани сознания брезжит налет тревожности.

Что к нашим ощущениям добавляет знание истории персонажей и истории картины? Только — вопросы. И тоскливую печаль от сознания быстротечности жизни…

Обновлено 26.12.2007
Статья размещена на сайте 23.12.2007

Комментарии (22):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • И мне понравилось. Жалко только, что картинка мелкая получилась: долго выискиваешь то обувь на полу, то собачку...
    Ну, а вообще - про все эти условности и символы - было интересно, и даже немного жутковато (погасшая свеча над головой женщины)

    А вот это здорово прозвучало:
    "...Суетная толчея осталась за порогом. Вневременной зритель, наблюдая эту спокойную неподвижность, интуитивно чувствует кипение страстей за стенами дома, за окном комнаты."

  • «Брак левой руки» - с ума сойти, а я и не знала....

    Оценка статьи: 5

  • Интересно, занимательно, увлекательно!!! Благодаря вам открыла для себя эту недоступную раньше картину! Кстати, психологи считают, что подсознательно левая сторона в теле человека (может, и вообще) - женская, материнская, а правая - мужская (женщина стоит справа от мужчины). И еще поняла после вашего детального анализа, что тревога исходит от мужчины - он жив, а женщина - умиротворена, она спокойна (голова в белом), - может, это тоже подтверждает вашу мысль?

    Оценка статьи: 5

  • 5 А меня всегда занимал вопрос, почему они так тепло одеты? Босиком, с открытым настеж окном, но в многослойных одеждах, отделанных мехом, - в зимних. Это явное несоответствие.

    Оценка статьи: 5

    • Хе, "тепло одеты". Не видели они нашего глобального потепления!
      А вообще, как я понимаю, им было холодно в любую погоду. Как мы, они не бегали, отопление было печное такое, везде сквозняки... Оттого, кстати, кровати такие грандиозные делали, с пологами, чтоб локально тепло сохранять.

      Оценка статьи: 5

      • Там на улице лето: ставни сняты, фрукты свежие. И обувь - летняя. А на них зимняя одежда: на ней из толстого сукна, на нем из бархата, и все отделано мехом. Меха летом не носили.

        Оценка статьи: 5

        • Ну да! Меха как доказательство некоего уровня благосостояния - носили, особенно в странах северных. Меховые шапки английских гвардейцев - чем не доказательство?
          В этой же комнате Арнольфини все завозное! Меха - из Московской Руси. Апельсины - из какой-нибудь Франции-Италии, ткани - из Франции (возможно, произведены в Англии, во Франции окрашены), мужчина и женщина - из Италии, наконец. Может, им там, в прохладной Голландии, студено было?
          Если все привозное - значит, люди богатые. Меха - не шубы какие-нибудь, не мантия с горностаем, которую венценосные особы круглый год при случае носить должны были.
          Вот, кстати, картинка - фреска, кажется, Боттичелли. Дама в правом верхнем углу - в мехах. Все прочие - обходятся так.
          Римляне, помнится, тоги в поздний период тоже мехами окантовывали. Красиво, богато, душу греет. Разложение, упадок, изнеженность...

          Оценка статьи: 5

          • Не, обсуждаемая пара все равно ненормально одета. Я много историей костюма занималась - ну, не носили меха летом. Королевских кровей одевали плащи с опушкой, но наверно, для понта.

            Оценка статьи: 5

            • А что вы тут спорите? На картинке-то действительно дама и мужчина в мехах.
              Да какие это, в общем, меха! Для украшения - это жене провинциальные тетки в норках от макушки до пятки!
              Вот она, картина, на ней все так, как есть. В нидерландских натюрмортах в одной вазе могли изобразить что угодно - весенние и осенние цветы, и ни у кого об этом голова не болела!

              Оценка статьи: 5

              • Я не спорю. Я, как и автор статьи, ищу тайный смысл. Я его с детства ищу. И мне кажется (в статье тоже есть об этом), что кто-то из двоих - не живой, а всего лишь воспоминание...

                Оценка статьи: 5

  • долго-долго рассматривала картину.... ну надо же... а для меня просто скучная и никогда бы не остановилась надолго около нее... Как интересно получилось читать и рассматривать.

    Вот вам другая парочка в награду !

    Оценка статьи: 5

  • Хороша статья! +5

    Оценка статьи: 5

  • Мне эта картина всегда казалась очень трогательной и печальной. Хотя, конечно, знать язык искусства неплохо. Но бывают такие картины, которые говорят с тобой без переводчика, без разума-посредника.

    Оценка статьи: 5

  • Пятерка.
    Хотя без знания нет не только полного понимания, до которого - ой, как неблизко, но и базы для попыток понять. Точно-то только художник и знал. А мы обречены гадать.

    Оценка статьи: 5

  • 5.

    Спасибо за такой экскурс, очень интересно!

    Оценка статьи: 5

  • Очень интересно. 5+.

    Оценка статьи: 5