Шиваизм наряду с вишнуизмом — весьма почитаемая религия в Индии. Особенно ярко выражено это почитание на юге страны. Самое раннее изображение Шивы относят ко II или I веку до н. э. Изваянный из камня бог в храме Гудималлама (на севере штата Мадрас) стоит на фоне лингама (фаллоса — символа божественной силы), словно составляя с ним единое целое. Высота скульптуры равна росту человека — 1 м 52 см. Шива изображен сильным и уверенным в себе, веселым и готовым к действию. Он стоит на плечах якши — существа ужасного: с огромным ртом и выпученными глазами, мощным туловищем. Якша представляет здесь силы природы, а Шива — высший аспект созидательных творческих сил Вселенной.
Шива — один из индийских богов, которые так удачно сочетают в себе аскетизм и чувственные услады во всех их проявлениях, жестокость и милосердие, разрушительную силу созидающее начало… Его образ — владыка Вселенной, в танце создающий миры, — красив и притягателен. Недаром именно Шива Натараджа (танцующий Тандава — танец созидания, мужской танец) стал излюбленным изображением скульпторов Индии. В этом удивительном облике Шивы отражены и сплетены воедино религия, философия и искусство.
Начиная с
Ранние изображения Шивы Натараджи, отлитые из бронзы, найдены на юге Индии и Цейлона (куда они могли быть завезены тамильскими мастерами). Датируются они X — серединой XII вв. Вплоть до XVII века традиция литья танцующего Шивы была широко развита. Именно эти изображения прославили южно-индийскую металлическую скульптуру. Натараджа — символ движения, круговращения мира. Его скульптурное изображение рисует одну из поз танца экстаза Ананда-тандава. Большинство поз изображено в каменной скульптуре надвратных башен храма Шивы Натараджи в Чидамбараме. В Ананде-тандаве Шива изображен с приподнятой левой ногой, две пары рук, ноги и корпус находятся в сложном ритмическом взаимодействии. Эта поза традиционна и сохраняется уже в течение тысячелетия. Практически все фигурки Шивы, которые можно найти в эзотерических магазинах, представляют собой именно этот образ.
Равновесие в танце символизирует вечность движения Вселенной; развевающиеся пряди волос — энергия, излучаемая божеством. Карлик, похожий на ребенка, под ногой Шивы олицетворяет силы зла, неведения, навлекаемые Майей. Обычно Натараджа окружает красивый пламенеющий нимб — тирувази, символизирующий материальные силы Вселенной. В правой руке Танцор держит маленький двусторонний барабанчик — дамару — символ пробуждения Вселенной к новой жизни через вибрацию звука. Вторая правая рука согнута в жесте абхайя-мудра, жесте ободрения, благословления. В левой руке, соприкасающейся с тирувази, Натараджа держит пламя — агни — символ очищения и обновления мира. Вторая левая рука вытянута поперек груди в положении гаджа-хаста («застывший хобот слона»), указывая на попираемого демона. Иначе этот жест называется данда-хаста и означает власть и силу.
Божества двуполы — в данном случае это выражено в серьгах Шивы: удлиненная, мужская, в правом ухе, принадлежащая божествам высшего ранга и называемая макара-кундала, и круглая, женская, простая и именуемая патра-кундала, в левом. Справа в красивой прическе джата-мукута помещена дева вод с рыбьим хвостом — символ священного Ганга; слева расположились полумесяц и кобра Васуки как символы божественности и силы Шивы. Другая кобра, обвитая вокруг поясницы Натараджа, означает его мировую энергию. Два глаза — Солнце и Луна, третий — во лбу — Огонь. Череп у основания прически — символ рассеяния мира в конце эволюции, а ожерелье из черепов Брахмы, Вишну и Рудры — инволюция и эволюция Вселенной. Это сильный образ. Не только в художественном смысле, но и в философском.
Культ Шивы самый распространенный и любимый на северо-западе страны у раджпутов. И Шивой его редко здесь называют: он или Махадев или Великий бог. Один из излюбленных образов — Великий аскет, медитирующий на горе Кайласа в Гималаях. Также весьма почитаемы ипостаси Шива-Бхайрава (Бхеру) и Шива-Экалинг. Бхайрава изображается в виде мужской фигуры, стоящей на лотосе, с гирляндой из змей на шее, со спутанными волосами, четырьмя руками. В руках у него дамару, чаша для питья крови поверженных врагов, сделанная из человеческого черепа, меч и трезубец. Экалинг — фаллический символ из камня, окрашенный графитом или суриком с пятью, восемью лицами по окружности. Лингам-йони (единение мужского и женского начала) является неизменным атрибутом храма Шивы и предметом поклонения.
У шиваитов существует собственный свод священных книг. В отличие от вайшнавов шиваиты сокращают значение гуру, единственная роль которого заключается в раскрытии истинной природы наставничества. Существует множество сект приверженцев Шивы: шайва, пашупата, капалика, каламукха, вирашайва и др.
Могущественный владыка Вселенной, танцующий вседержитель и грозный защитник своих преданных является также ярким мифологическим персонажем. С именем Шивы, как уже стало ясно, связан не только религиозный путь, но и культура и искусство Индии, ее философская составляющая.
Всего хорошего.
"Лингам-йони (единение мужского и женского начала) является неизменным атрибутом храма Шивы и предметом поклонения."
Очень распространенная в Индии янтра, которую называют "шаткона", везде обычно считается "звездой Давида". В Индийской традиции она означает то же самое, что и Шивалингам с Йони - единение, баланс и равенство мужского и женского начала.
А по поводу того, что в шиваизме сокращают значения гуру, не соглашусь. На практике это не так. Один из самых священных текстов шиваизма - это Гуру-гита, где сам Шива описывает исключительно важную роль гуру.
0 Ответить
Понять бы нам все глубину индийской культуры! Да и наша русская не мельче...
0 Ответить
Олеся, не надо думать о зарабатывании денег, когда пишешь статьи, получаются плохими, вернее не точными.
почему бы тебе по основным моментам не провести исследование, хотя бы в рунете? это относится к этой статье и к статье про Калари паятту, тобой же написанной.
должна же быть ответственность за свою писания - тебя люди читают, у них может сформироваться неправильное представление о предмете статьи. результат будет в твоей карме.
я не пророк ))
0 Ответить
Алексей Шиванов, что ж вы так голословны?)))
0 Ответить
А можете указать конкретные неточности, чтобы можно было поправить текст?
Автор с сентября не заглядывала к нам...
0 Ответить
Так о Богах не пишут...???????????????????????????????????????????????????
0 Ответить
Концовочка не очень: "Шива такой, Шива сякой, все, всем чао!" А где же переход от повествования к прощанию?
0 Ответить