Одна из легенд рассказывала, что осенью 1836 года на окраине Красноуфимска Пермской губернии к кузнице подъехал мужчина лет 60 и попросил кузнеца подковать его верховую лошадь. Кузнец, выполняя работу, заинтересовался красивой лошадью и самим стариком, одетым в простой кафтан, но с величественной осанкой и некрестьянским мягким говором. Он назвался Федором Кузьмичом. На вопрос властей заявил, что документов у него нет, конь принадлежит ему и сам он — «бродяга, не помнящий родства». Его приговорили к 20 ударам плетьми и высылке в Западную Сибирь, село Зерцалы близ Ачинска.
Обходились с ним хорошо, приглашали на жительство, строили ему кельи, которые он содержал в чистоте и был чрезвычайно аккуратен. Посещал соседние деревни, летом пошел работать на золотые прииски. По возвращении старец окончательно поселился в келье у Зерцалов.
Он никому не отказывал в беседе, давал советы, наставления, избегая важнейших политических событий, живо рассказывал о войне 1812 года, о вступлении русских в Париж, поражал толкованием Священного Писания и ласковым обхождением. Многие находили в нем сходство с почившим императором. Федор Кузьмич был высокого роста, широкоплеч, с правильными чертами лица, глуховат на ухо. К нему приезжали епископы Томска и Иркутска, старший сын Александра II Николай и великий князь Алексей, брат Александра III.
Однажды какой-то солдат, увидев старца, закричал: «Царь! Царь-батюшка, Александр Павлович!» — и тот поспешно ответил: «Я всего лишь бродяга. Не кричи, а то попадешь в острог». До последнего дня он говорил, что не знает своего прошлого, а тем, кто умолял открыть себя, говорил: «Это Бог знает».
Он умер 20 января 1864 года в возрасте 87 лет, окруженный общим почитанием. Могила старца стала местом паломничества. На могильном кресте надпись: «Здесь погребено тело Великого Благословенного старца Федора Кузьмича». Надгробие установил купец Хромов, в последние годы опекавший старца.
Александр III хранил портрет старца в своем кабинете. Великий князь Николай, будущий император Николай II, возвращаясь из поездки в Японию, побывал в Томском Богородице-Алексеевском монастыре, чтобы поклониться святой могиле. Позже над ней была сооружена часовня, а в домике старца организован музей, где висел портрет Александра I.
При вскрытии саркофага Александра I, разрешенном Александром III и проведенном графом И.И.Воронцовым-Дашковым, гроб оказался пустым. В 1921 году при повторном вскрытии саркофага присутствовавшие констатировали отсутствие тела в гробе Александра I.
Почему стало возможным существование такой легенды? Причина — таинственность последних лет жизни Александра I, его склонность к мистицизму, его постоянное отсутствие в столице. Скоропостижная кончина и похороны в закрытом гробу тоже сыграли на легенду. Официальной историей существование старца подвергается сомнению.
Иван, легенда о царе ходит давно.Что правда, что в ней неправда, кто знает! Но всякий раз забавно что-то услышать. Вдруг откроется новое.Поставила 5! Удачи!
Оценка статьи: 5
0 Ответить