Алексей Норкин Грандмастер

Кто изобрел дорожные чеки? Закат ордена тамплиеров.

Владения родившегося в нищете ордена тамплиеров со временем раскинулись по всей Европе и Ближнему Востоку. В лучшие времена под его знаменами находилось до 25 000 человек, из которых примерно десятая часть была рыцарями.

Оплоты храмовников были распространены по многим странам, им принадлежало множество замков и других строений. В отличие от недвижимости, подсчитать которую принципиально возможно, количество денег, находившихся в распоряжении тамплиеров, доподлинно никому не известно. Но денег было очень много. Тратили их храмовники не только на нужды ордена.

Широко известна строительная деятельность монахов-рыцарей. Орден строил замки, дворцы, монастыри и храмы, дороги. Последние не только строились, но и охранялись тамплиерами. Проезд по отличным для того времени дорогам, находящимся под присмотром ордена, был относительно безопасен и даже не облагался таможенными пошлинами.

Устав предписывал рыцарям не только раздавать милостыню, но и трижды в неделю кормить бедных в своих домах. Поэтому благотворительность была заметной статьей расходов ордена. Известен факт, когда во время голода в городе Мостере тамплиеры ежедневно кормили по тысяче человек.

Долги принято платить. И тамплиерам платили обычно исправно. Чтобы не «дурить голову» формальностями, французский король Филипп II назначил своим министром финансов магистра ордена, а при Людовике IX казна вообще переехала в Тампль. В своем стремлении упростить управление финансами французы не были одиноки. Задолго до них свою казну доверил храмовникам король иерусалимский.

Но, тем не менее, долги монархов накапливались. Во времена Филиппа IV французская корона задолжала тамплиерам полмиллиона ливров. Конечно, в начале XIV века ливр уже не был таким полновесным, как при Каролингах, когда он весил без малого полкилограмма. При упомянутом Филиппе IV вес ливра составлял всего-то менее 73 граммов. Но даже с учетом обесценивания полмиллиона — сумма астрономическая.

Филиппу платить очень не хотелось. С другой стороны кредиторы уже не были такими едиными и могущественными. Коррупция и разгул местнических интересов — бич любой крупной организации. Тамплиеры не были исключением.

«Нет человека — нет проблемы», — гласит известное изречение. Филипп IV Красивый решил, что если не будет тамплиеров, то не придется и возвращать долги. Разгром могущественного и богатейшего ордена Красивый провел блестяще. Историки спорят, одобрил ли папа Климент V действия короля или ограничился тем, что «закрыл глаза» на королевские «проказы». Но разве в этом суть?

Как бы там ни было, «операция» была проведена и удалась. Подготовка к ней началась в обстановке «строжайшей секретности», как написали бы сегодня. На протяжении трех недель королевские чиновники, командиры военных отрядов и инквизиторы получали запечатанные пакеты с приказами, вскрыть которые надлежало 13 октября 1307 года.

В одночасье всех рыцарей арестовали и предали суду. Обвинения были стандартными для тех времен — ересь. Суды длились долгих семь лет. Наверное, не стоит напоминать, каким образом тогда добывались обличающие показания на самих себя и товарищей. Один из тамплиеров заявил после пыток: «Я бы признал все; я думаю, что признал бы, что убил Бога, если бы этого потребовали». В результате разгрома кого-то казнили, кого-то простили, но все имущество было конфисковано, разграблено и поделено между «заинтересованными сторонами».

Казнь великого магистра ордена Жака де Молэ красочно описана известным французским писателем Морисом Дрюоном в романе «Железный король». С его легкой руки распространилась легенда о проклятии королю, папе и их потомкам до тринадцатого колена, якобы наложенным де Молэ, пылающем на костре. Увы, это только красивая романтическая легенда. На самом деле, последними словами старца была всего лишь просьба к палачу повернуть его лицом к собору богоматери.

С гибелью ордена завершилась целая эпоха рыцарства и символизма. Никакая организация не смогла больше достичь вершин, покоренных тамплиерами. А вот изобретенными рыцарями-финансистами дорожными и банковскими чеками мы пользуемся и поныне.

Обновлено 20.02.2008
Статья размещена на сайте 19.02.2008

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: