Бесплатного сыра не бывает
Механизм поставки был следующим: вначале США предоставляли займы странам-союзникам, а потом в рамках этих займов поставляли «оборонные материалы». В частности, спустя полмесяца, 27 марта 1941 года, конгресс США ассигновал 7 млрд. долларов, в рамках которых и должен был действовать закон. Первой страной, которой была оказана помощь, стала Великобритания, уже 11 марта Рузвельт подписал директиву о поставке Британии 28 торпедных катеров. Второй шла Греция, в тот же день ей было решено выделить 50 пушек калибром 75 мм и несколько сотен тысяч снарядов…
В Советский Союз первый морской ленд-лизовский конвой отправился 12 августа 1941 года. Грузы пошли в наши северные порты: Мурманск, Архангельск, Северодвинск. Примечательно, что автомобили «студебеккер», которых в СССР было поставлено более 150 тысяч штук, в своей кабине имели новенькую хрустящую кожанку из тюленьей кожи, предназначенную для водителя-красноармейца. Кто-нибудь помнит водителя в тюленьей кожанке? Конечно, нет, ибо это «излишество» изымалось сразу после прибытия машин. Зачем баловать бойцов?
Надо сказать, что за первый год войны к нам поступило «оборонных материалов» на сумму около 100 млн. долларов, хотя 1 октября 1941 года в Москве был подписан Первый Московский Протокол о снабжении СССР, окончанием срока действия которого было определено 30 июня будущего года. Закон о ленд-лизе был распространен на СССР 28 октября 1941 года, в результате чего Союзу был предоставлен заем на 1 млрд. долларов. В ходе войны было подписано еще три протокола — Вашингтонский, Лондонский и Оттавский, которые продлили соглашение до окончания войны.
Согласно этому документу США и Великобритания обязались отправлять в Советский Союз ежемесячно 400 самолетов, 500 танков, 152 зенитных и 756 противотанковых орудий, 200 противотанковых ружей, 2 тыс. т алюминия, 1 тыс. т броневых листов для танков, 7 тыс. тонн свинца, 1,5 тыс. тонн олова, 300 тонн молибдена, 1250 тонн толуола и некоторые другие виды сырья, вооружения, военных материалов, а также продовольствие…
Ленд-лизовские грузы попадали в СССР пятью маршрутами: с помощью конвоев в Мурманск, по Черному морю, через Иран, через дальний Восток и через советскую Арктику.
Львиная доля из США
Всего до лета 1945 года (поставки некоторое время продолжались и после окончания войны) американцы поставили по ленд-лизу материальных ценностей на сумму около 10,8 млрд. долларов. Еще на 0,5 млрд. долларов нам поставили Великобритания и Канада. Но нетрудно будет подсчитать, что на 1941 год пришлось менее 1% поставок по ленд-лизу, а ведь именно этот первый военный год был одним из самых трудных для нашей страны. Почему так произошло? Дело в том, что, во-первых, далеко не сразу были определены пути поставки, а, во-вторых, гитлеровцы тоже не дремали, и всеми доступными средствами пытались помешать поставкам. И часто им это удавалось, особенно на морских маршрутах.
Во второй год войны все было более менее налажено, и на этот период приходится 27% от всех поставок. Остальные свыше 70% были осуществлены уже во второй период войны, с 1943 по 1945 годы. То есть объективно, когда ход войны был уже предопределен. На этом, кстати, и строят свои позиции критики ленд-лиза. Мол, Советский Союз и без этих поставок справился бы с фашистской Германией. Нет сомнения в том, что справился бы, но какой бы ценой тогда досталась бы победа?
Вот только некоторые цифры. Всего нам было поставлено 12199 танков (или 12,3% от всех танков, появившихся в войну), 23,1 тысячи самоходных установок (7,8%), 7185 бронетранспортеров (в СССР не производились). Пусть это была далеко не лучшая техника (своя рубашка ближе к телу), но эта техника реально воевала.
Теперь по авиационной технике. Всего поступило 18297 самолетов, причем только 4171 из Великобритании. Учитывая, что в эти годы вошло в строй всего 138 тыс. самолетов, доля ленд-лиза составляет 13%. Хотя гордость бомбардировочной авиации США — стратегические бомбардировщики Б-17, Б-24 и Б-29 в СССР не поставлялись, хотя и были очень нужны на втором этапе войны.
Если говорить о флоте, то по ленд-лизу были переданы 202 торпедных катера, 28 сторожевых кораблей, 55 тральщиков, 138 охотников за подводными лодками, 49 десантных кораблей, 3 ледокола, около 80 транспортных судов, около 30 буксиров. Всего около 580 судов, что составляет порядка 22,4%.
И, наконец, автомобильная техника. Всего было поставлено 480 тыс. автомобилей (из них 85% из США). Из которых 430 тыс. были грузовики и 50 тыс. джипы («виллисы» и «форды»). При этом доля ленд-лизовских автомобилей составляет 64%. Примечательно, что уже после окончания войны советские воинские части вернули часть автомобилей американцам, которые тут же, в порту, плющили их, загружали «квадратами» и увозили в США.
А теперь коротко о некоторых других поставках. Нам было поставлено 242,3 тыс. тонн автомобильного бензина и 4750 тыс. авиационного топлива, 622, 1 железнодорожных рельсов, 1900 паровозов, 11075 вагонов. В СССР поступило 318 тыс. тонн взрывчатки и 328 тыс. тонн алюминия, 35 800 радиостанций, 5899 приемников и 348 локаторов, 15,5 млн. пар армейских ботинок, 5 млн. тонн продовольствия, в том числе 610 тыс. тонн сахара.
Долг платежом красен?
Счет американцы предоставили странам-получательницам помощи после войны. Объем долгов Великобритании перед США составил $ 4.33 млрд., перед Канадой — $ 1.19 млрд. Последний платеж проведен 29 декабря 2006. Долг СССР был определен в 1947 году в размере 2,8 млрд. долларов, но уже в следующем году пересмотрен до 1,3 млрд. Сталин платить отказался, и американцы в 1951 году снизили сумму до 800 млн. В июне 1990 года было определено, что СССР заплатит 674 млн. до 2030 года. Но СССР распался и долги «повесили» на Россию. В 2007 году он «оставался» в размере 100 млн. долларов.
Как оценивать ленд-лиз? Лучше всего предоставить слово непосредственным участникам событий. В послании Сталина президенту США Трумэну от 11 июня 1945 г. было отмечено, что «соглашение, на основе которого США на протяжении всей войны в Европе поставляли СССР в порядке ленд-лиза стратегические материалы и продовольствие, сыграло важную роль и в значительной степени содействовало успешному завершению войны против общего врага — гитлеровской Германии».
А ещё маршал Г. Жуков как-то сказал: «…нельзя отрицать, что американцы гнали нам столько материалов, без которых мы не могли бы формировать свои резервы и …продолжать войну… У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас… Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью?»
Наверное, эти люди знали о чём говорили...
1900 паровозов. Много это или мало? За ВСЕ годы войны мы выпусили почти в 2,5 раза меньше. ЗА ВСЕ ГОДЫ...
11075 вагонов. Это - в десять раз больше нашего собственного производства.
А ведь для того, чтобы танк воевал, его не только сделать, ещё и доставить с завода на фронт надо. И... Если бы не было ленд-лиза как?
Про "студеры". У меня отец срочную в ЗакВО служил. В конце 50-х. И тяга у них в дивизионе была механизированная. Именно студеры. Они их в Поти гнали американцам передавать. Перед тем, как отправить машины из части, приказ был: всё дерево (борта, скамейки для первозки расчётов и т. п.) снять. Зачем, стало понятно в порту, когда перед тем, как в трюм уже лепёшкой металлической уйти, студеры под пресс встали. Отец не любил про это рассказывать. Тяжело ему рассказ давался. Но именно по этому рассказу я хорошо знал, за что он их так... не любил.
0 Ответить