• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Соловьев Дебютант

И друг степей... еврей?

Сегодня в России можно быть кем угодно — хоть казаком, хоть джедаем или гоблином, хоть горшком с ухватом. На пресловутую «пятую графу» плюют все кому не лень, и им за это ничего не бывает. Торжество демократии — всероссийская перепись 2002 года — явила миру такое народное творчество в изобретательстве национальностей, какого и в фантастических романах не отыщешь.

Но были и времена, когда к этому вопросу относились куда как серьезнее. И даже пытались кроить карту страны под создание специальных нацанклавов. О том, как юг Ростовской области чуть было не стал новым «Эрец Израель», рассказывает кандидат исторических наук Игорь Щербаков.


ИУДЕИ ЗА ЧЕРТОЙ. ОСЕДЛОСТИ

Присутствие евреев на территории России отмечено очень давно, и Донской край — не исключение. Современная территория Ростовской области вписывалась в рамки Хазарского каганата, а там, между прочим, государственной религией был иудаизм. Однако древняя история представляет собой настолько запутанный клубок, что углубляться в нее не стоит. А вот что гласят более близкие времена?

Екатерина II, присоединив к Российской империи Польшу, получила при этом своих новых подданных, в числе которых евреев было немало. «Новички» представляли собой городское население, взращенное на ремесленных занятиях и торговле, и отличались высокой организацией. Естественно, что перехват экономической инициативы не понравился русскому купечеству, которое после многочисленных обращений к государям добивалось ограничения хозяйственной деятельности евреев. Самым известным из них была так называемая «черта оседлости», за которой проживание для евреев-иудеев было запрещено. Ввели ее в 1791 году, и действовала она до революции.

Как раз за «чертой оседлости» и находилась Область Войска Донского. Но исторический факт налицо — лица иудейского вероисповедания постепенно просочились на Дон. Первоначально происходило это в единичных случаях, каждый из которых протекал конфликтно. Вначале иудеями использовалась льгота — бывшим солдатам-евреям разрешалось поселяться вне черты оседлости в городах. Правда, не все поселения были доступны для граждан этой национальности. Так, например, в Новочеркасске — столице Войска Донского, евреям вплоть до самой революции селиться категорически запрещалось. Но, тем не менее, имеются исторические свидетельства, что отдельным еврейским семьям удалось обосноваться там еще в 1870-х годах.

Затем в верхах передумали, и разрешили проживание на Дону только тем иудеям, кто имел высшее образование. Кстати, примерно в это время в общественной мысли России начинают делить евреев на «полезных обществу» и «неполезных». Известный ученый Дмитрий Менделеев писал: «…народец этот обладает многими способностями и свою пользу приносит, конечно, не своими кагальными или масонскими приемами и политиканством, а своим торговым посредничеством, которого очень недостает России».

Страна в тот период была аграрной, и в казачьей области промышленности практически не было. Император, озабоченный экономическим состоянием Дона, решил провести административное переустройство и передать от Екатеринославской губернии города Ростов, Нахичевань, Таганрог, Азов. Не было учтено только то, что евреям в той губернии жить разрешалось, и в упомянутых городах иудеев проживало достаточно много.

Ростовских и таганрогских евреев охватила паника, поскольку административное новшество предвещало переселение и отчуждение недвижимости. Однако к евреям отнеслись лояльно и разрешили оставаться на старых местах. Предположительно, так поступили ввиду возможного экономического урона донским городам. Но как тогда оценить тот факт, что в 1891 году выселение купцов и ремесленников из Москвы было проведено по полной программе? В общем, истинные причины благосклонности к евреям в Области Войска Донского остались покрытыми мраком.

Еврейские предприниматели неплохо адаптировались в донских городах. Постепенно они захватывали бразды правления в торговле и банковском деле. Из 23 ювелирных мастерских в Ростове 17 принадлежало евреям, а из 31 часовых магазинов часов только одним не владели евреи.

Погромы в начале ХХ века не помешали дальнейшему развитию предпринимательства евреев на Дону. По данным переписи населения в 1897 году, в Области Войска Донского проживало 15121 евреев, что составляло 0,6 процента от общей численности, а через 10 лет, по сведениям МВД, их стало почти на треть больше. Все это указывает на то, что никакие стеснительные меры против «инородцев» не были эффективны.

ПЛАН «ЗЕТ» И ДВА ЕВРЕЯ В САЛЬСКЕ

Революция и гражданская война внесли значительные изменения в жизнь евреев. Бедные слои пошли за большевиками и стали основательной опорой новой власти, богатые — оказались в числе первых эмигрантов. В советской России почти сразу же встал вопрос о плане землеустройства евреев. За этим стояла попытка создать сеть еврейских сельскохозяйственных поселений (нечто напоминающее современные кибуцы в Израиле), а затем на их основе основать Еврейскую республику.

Этот план назывался «ЗЕТ» — землеустройство еврейских трудящихся. Он мотивировался восстановлением исторической справедливости по отношению к евреям, ведь официальная идеология гласила: «Все народы — братья», а кроме того, требовалось отблагодарить иудеев за поддержку советской власти и компенсировать ущерб от погромов, лишения традиционных видов деятельности.

Предполагалось выделить земли для этих целей на Украине, в Северном Крыму, Белоруссии, на Северном Кавказе и в Сальском округе Донской области. На эти земли в централизованном порядке планировалось переселить 100 тысяч семей еврейских поселенцев, а потом собрать туда большинство европейских и горских евреев СССР.

Даже при Совете Национальностей СССР по постановлению ЦИК от 29 августа 1924 года был образован Особый комитет по земельному устройству трудящихся евреев (КОМЗЕТ), а 17 января 1925 года появилась общественная структура — Общество по земельному устройству трудящихся евреев (ОЗЕТ). Все эти организации развернули работу совместно с иностранными еврейскими общинами. Однако вскоре зарубежные партнеры поняли, что с «социалистическим Израилем» им не по пути, и сделали ставку на создание своего государства в Палестине.

Сальский участок первоначально играл важную роль в ОЗЕТ-работе. Для обустройства поселенцев в 1926 году было выделено 97000 рублей (для сравнения — вся Белоруссия получила 17 тысяч, а Украина — около 40). Что произошло с планом по еврейской колонизации Сальских степей — неизвестно, но «лед не тронулся», и вскоре Сальский округ был вычеркнут из процесса евреизации. Все ресурсы были направлены на Украину и в Белоруссию. Окончательно похоронили план «ЗЕТ» массовые репрессии 30-х годов и сплошная коллективизация.

Руководствовался ли традиционностью в 1992 году вице-президент Александр Руцкой, которому все не давали покоя евреи (он пытался реализовать идею создания российско-израильской агрокооперации в Ростовской области), но путь привел его снова в Сальск. Однако и этот проект рухнул, так и не родившись.

В заключение — немного статистики. По переписи 1897 года в Сальском округе проживало… два еврея, а по переписи 1979 года — четыре. Вот и судите сами о «еврейском вопросе» по этим цифрам. Сегодня на Дону проживает не в пример больше евреев, но сальские степи, сравнительно с другими территориями Ростовской области, по прежнему «черная дыра» для сограждан этой национальности.

Статья опубликована в выпуске 16.04.2008
Обновлено 8.08.2018

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Сергей Соловьев, спасибо за статью.

    Оценка статьи: 5

  • Уважаемый Сергей Соловьев, представляю Вашему вниманию отрывок стенограммы 2-й лекции историка, декана исторического факультета МГУ, доктора исторических наук, профессора Карпова Сергея Павловича, вышедшей в эфир на телеканале «Культура» в рамках проекта «ACADEMIA - "Причерноморье. Перекресток цивилизаций"» (эфир 18 мая 2010 года).

    «...И мы сталкиваемся еще с одним, очень интересным явлением. С появлением казачества, с термином казачество.
    Что он обозначает? Вот если мы будем читать массарии Каффы(старое название Феодосии), то мы очень часто там увидим слово «казак». И мы начинаем смотреть: а кто же такие, эти казаки? Слово «казак» так и пишется – «казак», как мы с вами сейчас произносим. И затем мы видим списки этих людей. И сколько каждому из них платит консул. Именно он оплачивает их труд. И вот, когда мы смотрим на эти данные, мы видим, что имена-то армянские. Очень много армянских имен там, среди этих казаков. Но там нет славянских имен или их очень мало. Кто же эти были казаки, на самом деле, которые были в Каффе и в других городах? Они были наемными иррегулярными конными отрядами, которые использовались каффинскими властями для обороны своего города и того, что они называли генуэзской Газарией. А Газарией, от Хазарии, именовали владения, которые принадлежали генуэзцам на территории южного берега Крыма. Они использовали старый термин. Здесь когда-то была Хазария. И вот теперь они как бы из исторической прапамяти начинают говорить о Газарии. Газарии генуэзской. Вот эта генуэзская Газария оборонялась этими отрядами казаков. Поэтому они не были казаками по этнической принадлежностии по структуре, по организации этого войска. Они просто по имени были казаками. А потом имя это уже перешло и было использовано и для тех казаков, которых мы хорошо знаем на Дону и в Запорожской Сечи. Это уже другая история.... »

    • Совершенно верно. Но на фоне нетерпимости к евреям в центральной России, благодушие властей на юге выглядит несколько странновато, не находите? Здесь просто обратная экстраполяция - от положения дел в те времена на Дону (когда евреям удалось пробраться даже в закрытые для них места) до примера Москвы.

      • Кстати, "разрешили оставаться на старых местах", но запретили переселяться новым.
        А московские тоже постарались остаться в пригородах, у кого деньги были.

        Ну, не вижу ничего странного - при определенной генеральной линии всё зависело (и зависит поныне!) от ее проводников на местах. Не обобщайте Москву до "центральной России", везде было по-разному и - о чем Вы и сказали - зависело от экономических условий, конкуренции.

        • В 1880 г. казачьи атаманы Войска Донского обратились к царю выселить еврев с Дона, но отток еврейских денег с Дона был невыгоден местным промышенникам и их оставили. Сейчас в ростовской области проживают порядка 10 000 евреев, я смотрела на сайте "еврейский калейдоскоп", там очень сильная община. Меня очень интересует этот вопрос, как раз сейчас раскапываю тему евреев-казаков. Очень интересная статья.Спасибо.

          • Ну Вы рассмешили, честное слово, Лаура- евреи-казаки!
            звучит почти также как "украинцы-негры"
            ----------
            у нас живет в деревне бабка, ей уже за 90 лет, так она хоть и в плену немецком была, увезли в Германию фашисты, сама намучалась, отзывается о евреях-современниках мягко говоря "не очень",
            вспоминает, что они(евреи) до войны держали всю торговлю, цены были не по-карману местному коренному населению, кусок мыла стоил бешеных денег, сельхозпродукцию скупали по мизерным ценам а продавали... три шкуры драли с титульного населения...
            и говорит, хорошо, что их немец прижал...
            ------------
            не оспариваю, она имеет право на свое мнение, ..

          • экая тема пикантная - евреи-казаки. Неужто такое бывало?

            • Люба, как раз вчера я отправила Вам в комментах (про церкви)просьбочку дополнить мои материалы ссылочками на краеведов, если есть чего-то кроме работ Мовшовича об аидишен казачестве. Копаю тему оказачивания евреев.
              Жидовины, Евреиновы, Перекрестовы отично воевали в Войске Донском. Евреи избирались в городскую думу Ростова (Фабиан Гнесин, сын композитора). Ужасно интересная тема, но материала с гулькин нос.

              • Я, кстати, спрошу у консультанта, может он и по династиям чего знает. Хотя тема диссертации у него была не менее интересной - роль немецкого капитала в развитии Юга России в 19 - начале 20 века.

                • Вычитала, что в это время большие еврейские деньги были вложены в железные дороги Юга России. Если бы казачество добилось выселения аидишен казачества, то последние могли бы деньги свои как шпалы из-под рельсов выдернуть и уйти с ними геть. И попали бы казачки в положение Испании, турнувшей евреев: ушли евреи в Голландию со своими деньгами вместе. И осталось испанцам свои тапы лопать и сангрией с горя запивать.
                  Кстати, всех иудеев с наступающим Песахом и помните - сегодня последний день весь хомец из дому выбросить. В воскресенье у нас прошла ежегодная еврейская акция - еврейские конгрегации развозили продуктовые посылки семьям бедных иммигрантов: пасхальные свечи, мацу, зеленый сельдерей (вместо горькой травы), кошерное винцо Манишевич, баночную гефилте фиш, хрен, масло и израильских кур. Очень приятно, что участвовали, в основном, дети. Многие такие маленькие еще, что коробки втроем перли - поднять не могли. С наступающим всех евреев!

              • Гы. Ростовы разные. Казаки - в Ростове-на-Дону. Я - в Ярославском. Местных исторических евреев я наперечет знаю. Был Лурье - часовщик. Был Глейхман - врач. Ему здорово повезло - была какая-то в 40-х годах посадка, поторую очень быстро затем выпустили. ВОт он туда и попал. Какая-то тетка на него пожаловалась, что вредительский как-то ребенка ее лечил. Потом выпустили, восстановили в правах. Их тут целая династия была, недавно последний помер.
                Была в 1920-х годах официально оформленная религиозная община. Было еврейское кладбище. Где - не помню.