Вера получилась одна, а церкви разные. Кто сейчас кинет камень в первую волну белоэмиграции? Это теперь нам позволили знать, что пришел Великий Хам. А тогда, в те годы, когда страна воевала сама с собой в гражданскую, нехамская часть населения начала свой великий Бег от Хама. Это была не худшая часть населения. Ныне расселенная в мировой диаспоре как еврей после испанского гонения. Сохранившая свою веру. Построившая свои храмы в чужих странах. Устелившая своими погостами с православными крестами всю Европу и Америку.
Вопрос веры для любой из волн иммиграции есть не только вопрос конфессиональной принадлежности, но скорее вопрос национальной самоидентификации. Для правнуков белого иммигранта, давно уже перешедших на английский или французский язык, взращенных в третьем поколении на другой культуре и в других этнических традициях, именно православие оставляет их русскими и помогает идентифицировать себя как русских людей. Русская церковь — это единственное, вокруг чего могла объединиться русская община в изгнании. Поэтому вопросы чистоты веры, строгости канона и ортодоксальности в вероотправлении свято соблюдались русской зарубежной церковью.
Русская зарубежная церковь, отделившаяся от российской православной как от сотрудничающей с Хамом, на мой взгляд, в принятии этого решения была слишком категоричной. Не знала она о подвижничестве русского священничества, шедшего на Соловки. Но хорошо знала о коллаборационизме. Или знала, но не хотела правды слышать. Или, воздвигая свои новые храмы в зарубежье, не содрогнулась от взрыва храма Христа Спасителя, ибо верила в ликованье одурманенного безбожием советского народа. Ох, обиды тех лет, о, распри. А тем более — духовные. А тем более — эпохи торжества социализма!
Что сказать: красные вчерашние и сегодняшние перекрашенные, успели свое дело сделать. Веру в народе искоренили. Сначала привили здоровый цинизм полного нигилизма, а ныне из религии сделали ток-шоу. На этом фоне русская зарубежная церковь блюла свою особую лебединую белизну. Даже нам, уже третьей волне эмиграции, казалось, что мы — последний оплот православия, не запачканного смычкой с властями, с политикой. Бескомпромиссны. Ортодоксальны. Говеть так говеть, стрелять так стрелять, а утки уже…
А утки уже… И два ГусЯ. Случилось то, что должно было случиться. Мы отдали российской церкви все спасенные от большевиков святые иконы — пусть едут домой теперь. (А я все еще не согласна, не приемлю. Как у Тихвинской, нами возвращенной, слеза не потечет, когда бывший чекист перед ней будет свой лоб партийный крестить?!) Мы простили и нас простили за нетерпимость и пуританизм. Это плохо, когда дружба должна побеждать в бою. И за 70 с лишним лет противостояния эту победу не так-то просто принять.
Мы все еще отличаемся, и хотя на Пасху я часы сверяю по-московски, но не разговеюсь еще. Поживем — поглядим на чистоту российской веры. Пока в России венчают и крестят за деньги, а не по долгу священничества. Пока крестный ход приходится охранять силами доблестной милиции. Пока прихожане ни разу в жизни Библию в руки не взяли, Священного писания не знают, а к исповеди и таинствам допускаются. Время у меня есть. Пока не разговеюсь по московскому времени, если патриарх в Думе посиживает.
Сказать, что мы действительно говеем — мало сказать. Не только в соблюдении канона отличается наше вероотправление. Наша церковь играет более активную социальную роль в русском землячестве. Мы вместе паломничаем на Святую землю и обители на территории США, мы отправляем детей в летние церковные лагеря, в воскресные школы, мы проводим спортивные состязания в своем приходе и с другими приходами. Наш церковный хор, основанный еще белыми иммигрантами, выступает по всей стране.
В моем приходе затеяно большое строительство нового корпуса на наши кровные деньги. Создается огромный культурный центр русского землячества. Планируется странноприимный дом для нуждающихся людей русского происхождения. Наши церкви — не только дома молитвы, но и дома бурной социальной деятельности на благо прихода и всех верующих. Особая помощь оказывается русским нелегалам, попавшим в беду: кров, питание, деньги на возвращение на Родину, восстановление документов. Отцы нашей церкви добились у властей больших льгот на захоронение участников ВОВ и блокадников. Ни одному верующему не будет отказано в посильной помощи не только духовной, но и материальной, физической.
На трехсотлетие Питера наш владыка Петр добился у агентства Аэрофлота, чтобы наши русские блокадники бесплатно полетели в Питер возложить венки. Аки лев рыкающий он вырвал прошлой осенью у израильской авиакомпании Эль Аль половинную скидку для группы пожилых паломников на Святую землю. Мы ежедневно видим, как наши отцы духовные пекутся о пастве вполне материально. Мы постоянно видим подвиг их служения не только богу, но и верующим людям.
Приход Пасхи начинается для нас с попразднования Масленицы. С прощеного воскресения. С катарсиса в русском варианте. Я в этот день счастлива от умаления себя до ничтожного грешника. День этот очень важен для правильного восприятия и несения подвига Великого поста. Именно покаяние и осознание своей греховности, готовность к прощению и жертвенности приготавливает нас к великому празднику Пасхи.
Во все дни Великого поста мы готовим себя к духовному празднику. Если он пришел, как 8 марта, как 7 ноября — красный день календаря, вы его не почуете в душе. Это — не праздники души, а календарь. День наряду с другими.
Приходит Чистый четверг предпасхальной недели. Последние приготовления. Дом сияет чистотой. Все скрипит от промытости и дух светел от поста и воздержания. Сегодня — последние хлопоты по дому. Сегодня красятся яйца, варится пасха и пекутся куличи. С каждым годом все больше креативности удается привносить в создание красоты настольной. Пятница — стараемся ничего кроме воды и чего-нибудь совсем безобидного. А красотища уже стоит под пасхальными полотенцами!
Сейчас много продается всякой чепухи для украшения яиц. Но мы предпочитаем луковую шелуху. Я ее вывариваю полчаса, и только затем опускаю яйца, предварительно пролежавшие ночь вне холодильника. Чтобы яйца не лопнули, воду присаливаю. Для получения крапчатых яиц помещаю их на марлю и обваливаю в рисе. Марлю завязываю плотно и опускаю в луковый кипяток. Остуженные яйца слегка смазываю для блеска постным маслом.
Для приготовления пасхи у меня есть еще из России вывезенная формочка с оттиском ХВ. Беру 1 кг хорошего свежего творога, 5 органических яиц, 200 г сливочного масла, 400 г сметаны, 200 г сахарного песку. Приготавливаю ванилин, распаренный и просушенный изюм, молотый миндаль и семена кунжута. Протираю через сито творог, соединяю массу с яйцами, сахаром, сметаной и маслом. Помешивая, довожу до кипения, остужаю в тазу с холодной водой, не переставая вымешивать. В остывшую массу добавляю ванилин, миндаль и изюм. Выкладываю формочку марлей, посыпаю ее семенем кунжута, утрамбовываю на ней массу и плотно пригнетаю крышкой под грузиком.
Куличи выпекаю в небольших алюминиевых кружках. Рецептура куличей у каждой хозяйки своя. Я пользуюсь классическим рецептом. Один большой кулич выпекаю для церкви. Несколько яиц и куличик сохраняю до Радоницы — дня поминовения усопших.
И вот наступает праздник. Заготовлены 2 косынки — черная и белая как снег. Украшены пасхальные корзины живыми цветами, лентами и бантами. Здесь принято горшки с лилиями приносить в храм и украшать ими свой дом. Лилии — символ нашей Пасхи. Уже готовы. Пусть украсят праздник. Сидят высокие куличи в бумажных ажурных розетках, пирамидой высится воздушная творожная пасха на подносе. Выставляется в трапезной — куда там Версалю! А какие рушники свисают, а какие свечи домашние стоят! А как яйца расписаны! Стойте-стойте, милые, ждите. А мы на службу пойдем.
Служат у нас в разных церквях по-русски или по-английски. Мне это неважно в принципе, но на Пасху я хожу только в английскую русскую церковь. Там паства привычней, чужаков-заскочек нет. Каждый год вместе, все друг друга знаем, батюшка всех знает. Одна семья.
Вот сейчас скажу, а вы проверьте. Сходите в церковь на преломление хлеба. Что бы там ни было в кулинарии вкусного, изысканного, но нет ничего вкуснее ломтей пышного белого печеного хлеба с горбушкой в капельке кагора с дымком ладана после говенья. (Вот он, праздник-то, настал!) Вот и хористы вышли, и чтецы к хлебам подходят, а ты стоишь в притворе со своей корочкой и одноразовым стаканчиком кагора, чистый как младенец, осиянный духом великого праздника. А после — всеобщие целования и христосования! Лица прихожан, такие знакомые, светятся особым пасхальным сиянием. Христос воскрес! Воистину воскрес!
И радостен путь домой с корзинами и бантами. Возвращаешься со службы каким-то совсем другим человеком, перерожденным, светлым, умытым свежей росой… А дома уже пасхальная скатерть на столе. Возжигаем толстую церковную свечу. Выпиваем по глотку свяченой водички. И христосуемся со всеми. И колотим по-язычески яйца. И любим каким-то новым любовным чувством свою семью, друзей, весь мир. Христос Воскрес!
!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Если кто-то обратил внимание, то статья эта вместе с комментариями - перепечатка с 2008 года. И через 8 лет ситуация за окошком резко изменилась в русской православной Америке. читать дальше →
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Приятно был удивлен прочитав статью. У автора нет как обычно противопоставлений: вот у нас как хорошо и как плохо в рашке. Но все равно так и хочется сказать, как о народниках - слишком далеки они от народа. Пока в России венчают и крестят за деньги, а не по долгу священничества. Еще патриарх Алексий рекомендовал в церквях не устанавливать строгий регламент по ценам на требы, что бы прихожане платили по средствам. Во многих церквях так и есть. Это увеличивает церковные сборы. Пока крестный ход приходится охранять силами доблестной милиции. Крестный ход - есть массовое мероприятие и присутствие на нем сил охраны правопорядка естественно. Только задачи у полиции сейчас несколько другие. Раньше она не допускала посторонних с их точки зренич и ловила комсомольцев, а сейчас занимаются именно своим делом - охраной правопорядка.Пока прихожане ни разу в жизни Библию в руки не взяли, Священного писания не знают,То что в штатах в каждом номере отеля имееется библия, еще не говорит, что постояльцы ее штудируют. если патриарх в Думе посиживает. Давно уже священнослужителей в Думе нет, а патриарха в Думе вообще никогда не было. Думаю, что у него своих забот хватает.
3 Ответить
Лаура Ли, прочитал статью и все комментарии, в чем-то согласен, в чем-то не приемлю. Написана она по меркам нашей стремительно изменяющейся страны очень давно, за это время столько всего в жизни произошло, что даже удивительно. Наверное, сегодня Вы не были бы так категоричны в осуждении нас грешных, живущих на Родине и пытающихся в силу своих слабых возможностей сделать хоть что-нибудь,улучшающее жизнь именно здесь на Родине, где не все так хорошо и благополучно, но, знаете, все лучше и лучше становится. И храмов становится больше, поскольку прихожане уже в них не помещаются. Я внимательно наблюдаю за этим процессом и готов утверждать, что он позитивен. Огромное количество молодежи с маленькими детьми. Это надо видеть. Ну, а священники действительно разные бывают. Статья спорная, спору нет.
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Мы, евреи западэнцы, бежавшие за уздцы от Хама в Америку, говеем по московски, пролетая над гнездом кукушки.
Оценка статьи: 1
0 Ответить
"Особая помощь оказывается русским нелегалам, попавшим в беду:
Вообще-то нелегал - шпионская работа (Рудольф Абель-Фишер, Анна Чапмен). Пусть им ФСБ помогает
1 Ответить
Марк Блау, "нелегал", по словарю, говорят "о человеке, ведущем нелегальный образ жизни или нелегальную деятельность" - например, незаконно проникнувшем или оставшемся на территории другой страны.
Спасибо, остальное поправили.
0 Ответить
"Но хорошо знала о коллаборационализме" - коллаборционизме
0 Ответить
"Русская зарубежная церковь, отделившаяся от православной конфессии"
Конфессия была одна - как раз православная, христианская.
0 Ответить
"Ныне расселенная в мировой диаспоре как ашкеназийский еврей после испанского гонения.
Если после испанского гонения, то еврей - сефардский. В "Ашкеназ", то есть в Германию евреи попали другим путем.
1 Ответить
И после службы.
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Моя корзинка перед освящением уже на столе нашей трапезной
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Это "форма одежды" на службу в американскую церковь ЗПЦ
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Лаура Ли,
"кто людям помогает, теряет время зря...", а теперь я на пенсии и стала доброй.
Оценка статьи: 1
1 Ответить
Когда увидел только название, уже знал, что автором будет Лаура Ли.
Предчувствие не обмануло.
Лаура, Христос Воскресе!!!
И поздравь с празником Светлого воскресенья всех наших соотечественников.
Так мало осталось праздников, которые обьединяют нас.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Cпасибо Лаура! Уникально-примечательно!
И Возвещает Бог с небес: «Иисус Христос - воскресе!»
Отвечают христиане: «Он воистину воскресе!»
И пожалуйста вот такие чудные стихи:Они такие лёгкие, воздушные, небесные. Они как будто детские, но для каждого возраста браво-молодецкие.
Земля и солнце, поля и лес -
Все славят Бога: Христос воскрес!
В улыбке синих живых небес
Все та же радость: Христос воскрес!
Вражда исчезла, и страх исчез.
Нет больше злобы - Христос воскрес!
Как дивны звуки Святых словес,
В которых слышно: Христос воскрес!
Земля и солнце, поля и лес -
Все славят Бога: Христос воскрес!
Обильных вам благословений и возрастаний и укрепления в вере Божией .
0 Ответить
Светлого праздника Пасхи всем. Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ. А нам всем долгих лет счастливой жизни.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Накрасила яйца, обзвонила родных... как хочется вместе-то быть! Хорошо вы написали. Спасибо вам!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А вот это вы зря. В России есть глубоко верующие люди, и очень много. Это зачастую потомки тех, кто по какой-либо причине не эмигрировал, или эмигрировал, но ещё при советской власти вернулся.
0 Ответить
Лаура! Спасибо порадовали статьей, радостно и за ваш приход - что у вас там все дружно живут.
Но и в России не все так мрачно. Не страшно и то, что требы берут за венчание и отпевание - это все Господу Богу, во славу его. Да и уставы везде свои....
А к Тихвинской иконе я ездил в прошлом году на свой день рождения. Она как живая!Спасибо, что вернули (тем, кто вернул) - это в любом случае хорошо. Приложило здесь руку КГБ или нет.
Вот тольк коммерциализация церкви, мне кажется, очень усилилась, и в глазах священников - не во время богослужения - я все меньше вижу одухотворения, возвышенного, а все больше забот о мирском.
И все же возрождение Православия в России - оно есть, и это греет душу.
Просто надо, видимо, будет пройти через подъемы и падения, через поиски того, что есть добро.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Она и вправду ликом живая - под каким бы углом ни смотрел на нее, взгляд всегда на тебя направлен. Такой же эффект у Ченстоховской божей матери, говорят. Если бы вы только знали, как прощалась православная Америка с Тихвинской. Ее возили по крупным городам и люди приезжали в те города из всех уголков Америки. А у меня прощание с иконой совпало со свежим глубоким трауром по матери и поэтому в прощаньи с иконой была какая-то личная нота. Так совпало. РАДУЕТ, ЧТО В МОСКВЕ ЛЮДИ ИКОНУ ВСТРЕЧАЛИ КАК ВНОВЬ ОБРЕТЕННУЮ СВЯТЫНЮ. Знаете, что странно: только в субботу мне звонила матушка по делам прихода и мы с ней как раз вспоминали прощанье с Тихвинской. А сегодня ваш комментарий вашем дне рожденья с иконой и мой день рожденья. Снова совпадение.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Не надо идеализировать.Когда в метро едешь по эскалатору,то любая реклама с лицами - то же самое.Глаза всегда смотрят на тебя.Этот эффект уже давно вычислен
Оценка статьи: 1
0 Ответить
под каким бы углом ни смотрел на нее, взгляд всегда на тебя направлен. Такой же эффект у Ченстоховской божей матери, говорят - такой эффект у многих живописных портретов.
0 Ответить
Замечательная статья. Как романс, спетый душой...
5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Ольга.
2 Марианна: Дак вот и я про то. А поторговаться никак нельзя, чтобы прийти к чему-то общему? Одно и то же явление называть одним общим словом. Ведь пассажир, севший в трамвай, так и останется пассажиром, вышедшим из трамвая на нужной остановке. А с нашим братом чего-то мудрят. Кому это нужно?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Войдя в трамвай, пассажиром становится пешеход.
0 Ответить
Наоборот,пешеход становится пассажиром
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Ольга, нет разницы в выражениях "пассажиром становится пешеход" и "пешеход становится пассажиром".
0 Ответить
В принципе,да.Но как-то режет глаз неправильная постановка слов.
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Ну так я же продолжаю мысль Лауры: "Пассажир, севший в трамвай, так и останется пассажиром, вышедшим из трамвая на нужной остановке."
А я отвечаю:
"Войдя в трамвай, пассажиром становится пешеход." - подчеркиваю, что не всегда он был пассажиром.
0 Ответить
Не буду настаивать,если для вас это важно.Но остаюсь при своём мнении.ИМХО
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Не заплатив за билет он становится зайцем Опустив пуговицу вместо монеты он становится мудрым евреем, который выезжая становится эмигрантом, приезжая уже иммигрантом, а умирая он становится бывшим евреем. Знаете, больше всех мне нравится про наших тут:
Хаим, ну как, ты уже устроился?
Нет еще работаю.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Может, все ж говорить - о белоэмигрантах? Такое это историческое название, вообще-то... Вроде "спутника"
0 Ответить
Нет, Люба, она для меня белая-белая сначала, а потом уже иммиграция. Белая, как халат (Белые халаты), белая как лебедь. А вот так одной совковой аббревиацией не хочу. Пусь белыми пребывают со мной. С их белизной. Это они наши церкви тут закладывали. На таксишные центы, на медные деньги. Не стану я их сокращать до привычного. ОК?. Вот тут в семантике не можем договориться, а иконки-то уже отправили. Рано, поди. О чем я и забочусь. Кто у вас завтра придет, снова начнет алмазный фонд раздаривать? А тутока бережней было. Я тут вычитала, что в Эрмитаже уже на 75% - все подделки. Статья с цифрами и фактами. Страшно читать. А мы бы поберегли бы и в хорошие руки отдали.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Смотрите, опять-таки. Мы пишем иММИграция. В Россия - коротко, как собак зовут: ЭМИграция. И то и другое литературно. А где, почему и зачем это между И и Э грань лежит? Даже в грамматике, блин. Кто же нас так ссорит и по чьему такому указанию? Я тут пока статью готовила, погуляла по источникам. Знаете, что нашей церкви пришили? Благославление Гитлера на уничтожение России! Данные из светских источников. Духовные, видимо, греха побоясь, такое не пиарили. Но вот мне точно известно - сколько русские иммигранты отправили денег в СССР на погибель Гитлера. Так противно это гадство вокруг вопросов конфессии. Снова нас облапошили, путинский пиар - он иконы возвращает на родину! А не его ли коллеги их сначала сжигали, а потом ими торговали? И вообще, простите, гб и иконы? Ох, какие они ребята всеядные. Завтра могендовиды будут торговать.... не не люблю я их всех. Не на ночь будут помянуты.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вроде бы значение слов одинаково.Но! Эмигранты - это покинувшие(сбежавшие) навсегда (или на время) свою Родину по каким-то мотивам(политичкским или религиозным),где нет этого народа и язык - чужой.А иммигранты - это переселенцы.Например,если русский,проживающий в Узбекистане,переедет на ПМЖ в Россию,то он будет не эмигрант,а иммигрант,переселенец,репатриант.А евреи,уехавшие США (или русские,или таджики) - это уже эмигранты.И отношение людей к эмигрантам и иммигрантам - разное!
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Никаких "уже" тут нет, это одни и те же люди, а название зависит от того, выезжают или въезжают.
Я эмигрировала из Узбекистана - теперь ко мне в Узбекистане относятся как к эмигранту.
При этом я иммигрировала в Россию - и ко мне относятся в России как к иммигранту.
0 Ответить
Согласна на все 100
Оценка статьи: 1
0 Ответить
А где, почему и зачем это между И и Э грань лежит?
Лаура, разница между словами "эмигрант" и "иммигрант" такая же, как между "выехавшим" и "въехавшим".
0 Ответить
Марианна Власова, скорее, как между "уехал" и "тебя уехали"
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Ольга Новгородская, не нужно придумывать глубинные смыслы там, где всё просто.
0 Ответить
Марианна Власова, смысл должен быть.
лат. migratio — переселение.
лат. emigro — выселение.
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Ольга Новгородская, выселение - submigratio и demigratio, emigratio - эмиграция и есть, но мы говорили о словах русского языка, а не об их происхождении. И в латинском как раз нет разницы, выселяют тебя или сам выселяешься.
0 Ответить
Марианна Власова, большинство споров в своей основе - это споры вокруг интерпретации. Как говорил Эйнштейн: "Все люди лгут, но это не страшно, ни кто друг друга не слушает."
Оценка статьи: 1
0 Ответить
совсем наоборот. Вы мычите: иМММММММММММММММММММиграция. Мы поем: эмигрААААААААААААААААААция
0 Ответить
читать дальше →
0 Ответить
Люба Мельник,Втаскивают за уздцы? Или под уздцы? уздцы - это уздечка. Вот когда берут лошадь за узду, что бы она стояла смирно, это и есть под уздцы. А по трапу конечно ЗА уздцы
А святить куличи и пасхи в храме - не в обычае? У нас с этим такая толкотня получается...А все от клира зависит, как организовали, так и получили. В России тоже во многих храмах выставляются отдельные столы, иногда рядом с храмом - и никакой толкотни.
1 Ответить
Александр Петров, вы бы лучше статью обсуждали, а не то, что по исходному тексту шесть лет назад было сказано - и, возможно, исправлено. В отношении терминов - читайте словари.
0 Ответить
Люба Мельник, если исправлено, то почему сегодня в таком виде? Или в мире только два мнения: одно ваше, второе неправильное?
1 Ответить
читать дальше →
0 Ответить
Александр Петров, мое мнение мы здесь обсуждать не будем. Речь - только о статье, будьте добры.
0 Ответить
У нас не получается толкотни - нас мало. Корзинки в храм мы вообще не заносим - освящение происходит в большой трапезной на специально выставленных столах. Священники после службы приходят и освящают. При этом можно и не присутствовать. Кто-то из присутствующих все равно зажжет твою свечу.
Оценка статьи: 5
1 Ответить