Лаура Ли Грандмастер

Граждане или парии? 8 апреля – международный День цыган.

Джелем, джелем, лунгонэ дромэнса,
Маладилем бахталэ ромэнса.

(Первые строки цыганского гимна)

Планируя эту статью, я и не подозревала, что столкнусь с проблемой нехватки материала о жизни американских цыган. Не то что просто нехватки, но практически отсутствия такового. Поисковики привели меня в архивы судебных и законодательных органов некоторых штатов США. Для этого мне пришлось зарегистрироваться пользователем ряда закрытых судебных архивов (вот где пригодилась моя лицензия частного детектива!), заплатить членские взносы и выполнить прочие формальности. Думаете, много раскопала? Совсем негусто, для статьи маловато. Мы еще вернемся к этим архивам. А помощь пришла нежданно — муж нарыл в своем госпитале старую методичку, разработанную Департаментом здравоохранения в 50-е годы прошлого столетия.

«Организация и регулирование посещений пациентов цыганского происхождения». Так в переводе звучит название этой методички. В ней говорится, что многие госпитали США столкнулись с проблемой посещения некоторых пациентов их родственниками и близкими. Если американский цыган попадал в госпиталь, то его/ее сразу же окружали многочисленные члены семьи, родственники, друзья, прилетали цыгане из Европы. Палата или бокс в реанимации сразу наполнялся огромной толпой людей, которые мешали персоналу делать свою работу. Они наводняли комнаты ожидания в операционных блоках, грудились в приемных покоях. Если кто-то когда-то лежал в одной палате с цыганом или цыганкой, то знает об этом из своего опыта. (Сразу оговорюсь — посещение больных у нас в госпиталях ограничивается до 3−4 человек одновременно и разрешено с 7 утра до 8 вечера. Ночевать у постели больного можно только с разрешения лечащего врача).

Рядовой американец не может отличить цыгана от араба, ассирийца, просто смуглого американца. Он понимает только, что человек разговаривает на каком-то незнакомом ему языке, и лишь только задавая вопрос о том, на каком языке эти люди между собой разговаривают, можно узнать, что они цыгане. Вот таким образом работники госпиталей обнаружили, что люди, сбивающие ритм работы медперсонала, являются цыганами. В ответ на все просьбы удалиться и не мешать посетители ссылались на свои обычаи, на невозможность отлучиться от постели больного. Так в этом народе заведено: случилась беда — все к больному.

Вот так родилась эта методичка специально для пациентов цыганского происхождения. В ней указывается, что персонал не должен препятствовать посещениям большими группами людей, что родственники могут оставаться на ночь в палате или в реанимационном боксе. Если у постели больного одновременно находится, скажем, 12 человек, то трое сидят непосредственно в палате, а 9 ожидают своей очереди в холле отделения и по часам меняются. Госпитали должны позаботиться о еде и питье для членов семьи, организовывать спальные места для прилетевших из Европы близких пациента. Персоналу указывается быть особо тактичными и политкорректными с родственниками пациента неамериканского происхождения. Также рекомедуется предложить родственникам выбрать старшего по группе, который бы регулировал потоки посетителей.

Что я так ухватилась за эту методичку? Да потому, что вот оно — отношение страны к своему гражданину! Уважать его обычаи и традиции, создать ему условия, при которых, оставаясь гражданином США, он может идентифицировать себя как цыгана и быть цыганом. Думаю, что главная заслуга США как державы иммигрантов и плавильного котла для многих народов, это то, что каждый этнос этой страны имеет право и практикует это право оставаться этносом.

Первые американские цыгане бежали из Европы в Бразилию, Аргентину, в США в надежде на лучшую жизнь. Достаточно сказать, что в странах Европы с 15 по 18 век было принято 148 антицыганских законов. Цыганский народ превратился в париев. Пословица цыганская гласит: «ромэсте пэскирэ кругом пэ свэто» — цыгане живут везде по свету. Наши, американские цыгане быстро и успешно интегрировались в американский социум. Архивные документы, доступ к которым мне удалось получить, со всей очевидностью показывают, как пресекались попытки местных властей ограничить права и свободы цыган. Федеральные суды США строго карали власти штатов за попытки дискриминации цыганского народа.

Тавро, которым клеймили цыган в Европе Цыганские общины больших и малых городов США ничем не отличаются от всяких других этнических общин. Наши цыгане работают и честно платят налоги, их дети получают прекрасное образование. Единственное, что помогает мне, как русской, отличить цыган от других общин, это — нарочитая демонстрация зажиточности. Если уж дом, то Версаль, цепь — так в три пальца, гулять в ресторане — так снять весь зал и замусорить все деньгами! Коренной американец этого не заметит, а мой глаз наметан — много лет прожила с цыганскими соседями. Как относиться к этому? Наверное, хорошо. Стремление к благосостоянию, любовь к детям, почитание старших и приоритет семьи — главные черты цыганского народа.

Культивируемый СМИ ложный имидж цыган как криминальной и социально непродуктивной нации выгоден прежде всего правительствам тех стран, которые далеки от истинной демократии и соблюдения прав человека. Эти правительства поставили людей, лишенных своей территориальной автономии, в положение париев, изгоев общества. Кали Траш — цыганский Холокост, цыганский геноцид не получил должной оценки мирового сообщества. Лишь только недавно Президент Венгрии принес публичное извинение мадьярским цыганам за прошлые преследования.

Сделав целый народ изгоями в своей стране, нация не может ожидать от него продуктивного труда и высокой отдачи во всех сферах социальной жизни. Если болеет вся страна, то первыми ее страждущими становятся цыгане. И если и можно наблюдать некоторую асоциальность цыган постсоветского пространства, то это есть лишь наглядная картина диагноза страны в целом, ее социальной болезни. Нет плохих народов, есть плохие правители.

Что же спасает цыганский народ и как он выживает? Есть такое слово в цыганском языке: «Романипэ!». Цыганский дух, цыганская душа! Народ, закаленный тяжелейшими условиями жизни, вечным скитанием, гонениями, геноцидом сохранил свою пассионарность молодой и упорной нации, хотя ведут свою историю цыгане еще из санскритской древней Индии. Сколько великих людей дала цыганская нация народам всего мира! Я могла бы рассказывать об этом бесконечно, но лучше моего об этом написано главным редактором интернет-журнала «Цыганская культура и жизнь», цыганской интеллектуалкой Лилит Мазикиной.

Полистав страницы этого журнала, вы попадаете в чудесную страну Романистан. Где такая страна? Нигде и всюду! Всюду, где живет цыганский народ, впитывая культуру и традиции материнской страны и обогащая ее своими щедрыми талантами.

Сегодня мы отмечаем день мирового цыганского братства. В 1971 году в Лондоне состоялся первый всемирный Конгресс цыган. На этом Конгрессе мировая цыганская общественность объединилась под лозунгами дальнейшего развития своей национальной культуры, интеграции, повышения образовательного уровня, борьбы за свои права в современном обществе. С 1990 года в память об этом первом Конгрессе весь мир отмечает международный День цыган. Отметим и мы.

У матери-земли каждый пальчик болит, ей всяк народ — сын родной. А тем более гонимый цыганский сын, живущий вольным на этой земле, дарящий свои песни нашему небу и пустивший корни по всей планете. Не зря на Знамени мирового Романистана земля представлена сочной зеленой травой, небо — символом свободы и высокого духа, а кибиточное колесо катит этот народ все шире и шире по планете.
Мисс цыганка С праздником вас, братья и сестры. За Романипэ! За Романистан!

Обновлено 3.04.2008
Статья размещена на сайте 29.03.2008

Комментарии (37):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • http://www.hro.org/editions/press/0403/16/16040320.htm
    "Глупо и бесчеловечно говорить о врожденной склонности цыган к асоциальной деятельности. Но глупо и не замечать укорененности у них неких нездоровых моментов социального поведения. Это не вина, а беда, причем для всех нас.
    В принципе интеграция цыган в наше общество возможна. Из них выходят великолепные торговцы. Они имеют ремесленные навыки. Кое-кто склонен к сельскому хозяйству. А уж об артистических способностях и музыкальном таланте цыган и говорить не стоит!
    Главное - соответствующее желание общества и, конечно же, самих цыган."
    Александр Елисеев. Смысл, N 6 (дайджест публикаций центральной прессы N 69 (607), 16 апреля 2003 года)

    Оценка статьи: 4

  • хорошая статья. И посыл хороший, и заодно люди себя показали. Надо же, какое из некоторых полезло. Благодарность автору.

    Оценка статьи: 5

  • 5+5!

    Лаура, статья очень эмоциональна, я после комментариев ее даже по второму разу оценила, так что 10! На Земле должно всем хватать места, все имеют право жить по своему укладу, если не нарушают прав соседей. В Новгороде, где сын 10 лет жил, рядом и их 5-этажкой в старом маленьком доме жили несколько цыганских семей- ждали переселения, их дом шел под снос. Маленькие цыгане вместе играли с нашими внуками и прочими детьми во дворе, очень были всегда вежливыми - гораздо вежливее русских ребятишек, всегда поздороваются на улице, и никогда ничего плохого от них никто не видел."Паршивых овец" в любом стаде можно найти. У нас-то все что ли идеальны и такие уж труженики и честные? Паленую водку никто не заставляет покупать и пить, ведь не было бы спроса, они б ее не гнали.

    Оценка статьи: 5

  • Татьяна Прокофьева Татьяна Прокофьева Главный редактор компании МЕДИО 8 апреля 2008 в 13:56

    Вот ведь тему какую острую Вы подняли, Лаура. Споры пошли, баталии... Модератору приходится удалять часть высказываний... Все же этнический вопрос вызывает напряжение в нашем многонациональном сообществе. А взаимному уважению учиться и учиться. Хоть прям специально статью для этого пиши, ей-Богу...

  • Раньше торговали фальшивым золотом, потом спекулировали водкой и сигаретами, затем перешли на торговлю валютой, сейчас основной промысел - торговля наркотиками. Помню, как в городе шла молва - цыган из желания выпендриться, сделал золотые коронки своему коню.Это я к тому,как Лаура восхищается их "широтой души и размахом".
    [удалено модератором] За всю жизнь не встретила ни одного цыгана, трудящегося на производстве. Торгуют всякой всячиной на свой карман - да.Но работать по трудовой книжке - нет!

    • Татьяна Прокофьева Татьяна Прокофьева Главный редактор компании МЕДИО 8 апреля 2008 в 14:05

      Ольга, конечно то, что Вы перечисляете, имеет место быть. Однако любое явление не ограничивается одной стороной. Как среди цыган, так и среди любой другой этнической группы можно встретить хороших и плохих, честных и воров, трудолюбивых и лентяев.
      Я думаю, что представители цыган с таким же успехом могут предъявить претензии к ряду специфических недостатков русского человека (надо перечислять или сами знаете?)
      А насчет производства, где нет цыган... Сейчас много кого на производстве не встретишь. Скоро впору будет приглашать трудолюбивых китайцев на простые рабочие позиции, потому что свои другой судьбы ищут, не рабочей. Это я Вам как руководитель говорю, который сталкивается с нехваткой рабочих рук.
      В Ваших постах слишком много эмоциональной окраски. Если Вы отстраненно и спокойно отнесетесь к празднующим свой день цыганам, то сможете без негативной коннотации увидеть, что среди них есть свои замечательные люди, что их история интересна. И в конце концов судьба у них такая - вот явились в этот мир цыганами, и что теперь? Так что просто спокойнее и уважительнее. Не к конкретным наркоторговцам и выманивающим деньги гадалкам, а к непростой судьбе этноса.

    • Ваш комментарий:
      1) игнорирует дейтсвительность, в которой цыгане, с желанием или без, а таки работаю по трудовой в силу трудности иметь малый бизнес в этой стране
      2) нарушает законодательство РФ

      Оценка статьи: 5

      • (Комментарий, обосновывавший этническую дискриминацию и способствовавший разжиганию межнациональной розни, удален модератором - Л. Мельник)

        • 1) "работают по трудовой" - какое слово из словосочетания вам непонятно? проблемы с русским языком? (о проблемах с этнографией я уже молчу)

          Оценка статьи: 5

  • Татьяна Прокофьева Татьяна Прокофьева Главный редактор компании МЕДИО 8 апреля 2008 в 09:24

    Лаура, вот чем мне воистину статья понравилась - так это подходом. И за него пятерку поставила.
    Кого только на нашем шарике нет, и каждый имеет право на жизнь, в том числе и на признание этого права. Безусловно, чтобы друг другу по возможности не слишком мешать. Оценивать, кто плох а кто хорош - дело неблагодарное. Переделывать цыган, как впрочем и и не только их, не только бесполезно, но и бессмысленно. То, что людям Богом дано, их таланты, особенности и устремления - это такой мощный ресурс! Лучший правитель - тот, кто умеет использовать склонности и таланты подданных во благо территории своей ответственности. Поэтому умное следование закрепленным традициям (позволить им быть), уважение этих традиций, определение для них доступных в социуме границ и правил, которые не будут мешать другим - достойный подход. Во всяком случае, он не создает негативного напряжения.
    Америка всей своей историей научилась использовать во благо страны энергию своих народов. Не без ошибок и перекосов, да и кто этим может похвастать. И научиться там есть чему, как впрочем и почти везде.
    Удачи Вам и новых интересных статей.

  • "Чёрный ужас" - на будущее, вдруг пригодится - записывается латиницей Kali Tras и не может читаться как трэш Кали Траш
    Остальные фактические ошибки в написании я отослала Марианне Власовой, их немного
    Спасибо за статью

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо за поправку. Действительно, уж лучше Параимос, чем так как мой английский меня подводит. Я сожалею о такой описке, спасибо, что вовремя исправили. С наступающим праздником.

  • Насколько мне известно в США проживает около 20000 цыган, в России на порядок больше. И отношение к цыганам у нас отличается от отношения к ним в других странах.

    "Цыгане в России -это особый мир, сформировавшийся на пересечении двух культур: русской и цыганской. У цыган переплелись цыганские обычаи, российская психология и элементы русской православной духовности. Колыбелью этой цыганской культуры явились центральные и западные области России. Русская литература никогда не переставала присматриваться к цыганам, и был создан образ вольнолюбивого народа, не подвластного порокам цивилизации. Пушкин, Куприн, Толстой своим творчеством питали эту традицию. И это только несколько имен. В Россию, цыгане пришли при Петре Первом, и они занимались не только гаданием, развлекали плясками и песнями, но и слыли искусными коновалами и торговцами. Революция разрушила быт цыган, а большой террор прошелся и по ним .В 30-х годах даже конокрадство было достаточным основанием для высшей меры. Впрочем, оснований было много. К примеру, танцовщица из театра "Ромэн" Ольга Кононова была репрессирована как "враг народа": ее мужем был спартаковский футболист Андрей Старостин.
    Позже советская власть попыталась посадить кочевников на землю (Указ Верховного Совета СССР 1956 года об оседлости), и, надо признаться, не без некоторого успеха. Но до "Последнего табора" (так назывался знаменитый фильм) дело все же не дошло."
    Николай Морозов

    Сейчас на территории России практически нет таборов. В городе два района где проживают цыгане. Один – это головная боль милиции – притоны , наркотики, паленая водка и т.д. Другой – само благополучие_ это цыганская знать, действительно Версаль. А отношение к ним обычное, как ко всем. Оценку, пока не ставлю. На подготовительном этапе, в последнее время, воздерживаюсь ставить, потом не исправить.

    Оценка статьи: 4

    • Знаш, Игорь, я никогда ради отметки не пишу. Приятно, если оценят, но, в принципе, плевать. Я в Мариенбурге жила в окружении цыганского поселения. Моя родня - в Горелове - там домов 40-60. Давно было, не все вспомню. Но есть еще цыгане, которые и меня помнят, встречались летом. Еле от стола отвалила. Ты што?! Да на убой!
      Стиралась я в баньке в машинке Сибирь. По двору веревки на палках. Ветром какую тряпку сдует в цыганский двор, малышня цыганская уже орет: тетка, забирай свою наволочку, или там что. А у меня ребенок заболел, скорая не едет. Куда стучать - кому? руские не откроют ночью - в первый цыганский дом, те - мальца к барону (Ох, у нас и Барон был - царь Соломон!) Скорая уже у дверей. Вуаля. А водку паленую? (Дай цыгану работу и цыганка работать пойдет. Так заведено. Дак кто ж даст-то?! И не надо будет мужу водку палить). Что ж? Зато и почитаема и мужем и детьми. У цыган развода нет. Нам бы учиться, а то умные все стали. Зато у цыган у каждого есть отец и ребенок его знает. Она родит и на землю кладет. Он его поднимает и признает! А что у нас-то? Экспертизы-щмеркптизы! Чести не стало. Цыганка не изменит, дали десятку - ждет, на развод не подаст. Община прокормит и вырастит. Ты знаешь, что в общине все делится поровну. Вместо собеса стариков кормят, как и барона? Все - в общак. Кто скрысятничал - изгоняется. Так от таборов пошло. Укради, заработай - все в общий котел. Не Город Солнца - всеобщая Утопия Компанеллы, но реальный утопизм в действии. Видела сама цыганский субботник - молодым дом ставили. Что говорить, нас много, цыган мало, птому берегут свой народ, вместе как могут живут, а мы лаемся, делимся, сволочимся. Я тебе скажу: я по своему еврею сужу дорогому - ососзнай себя частью народа, прильни и получишь. А мы великие такие, льнуться не хотим, имперские. Вот и имеем. Давай за цыганский народ, Игорек! Признаем наш шовинизм и извинимся. А наши цыгане за свои грехи уже в газовых камерах заплатили. За романипэ, друже? Лехаим?

      • Все правильно, но не совсем. Вековая традиция цыган – не работать. Если цыган еще может устроиться на работу, то долго он не протянет. Слишком свободолюбивый народ. Цыганки вообще не работают – хозяйство, гадание, песни, пляски, тем более в каждой семье много детей. Живут в основном цыгане , как у нас говорят, на социальное пособие, а у вас вроде бы называется вулфер, или вилфер, точно не помню. И нет цыган, которые не получали бы это пособие. Когда предложили платить пособие на детей которые учатся, то возмутились цыгане – нарушение вековых традиций.
        Есть у меня интервью с цыганкой Риной Ли Джимески проживающей в США взятое Ириной Базылюк и опубликованное в газете Новые Извести от 4.12.2003 года читать дальше →

        Интереснейший документ Фраза
        "… имеем право на самоопределение" заставила меня задуматься. Да, деле Ленина живет и побеждает. Помнишь его статью "О праве наций на самоопределение." Может быть скоро в Калифорнии будет цыганский штат?

        Оценка статьи: 4

        • "Вековая традиция цыган – не работать"
          Это откуда такие познания?!

          Оценка статьи: 5

          • Резковато. Да. Я имел ввиду производство и сельское хозяйство, а цыгане славились, как ювелиры, кузнецы, лудильщики, занимались гаданием, дрессировали "Сначала заклинали змей, потом стали ходить с медведями, позже с обезьянами. Помните, как говорил в пушкинской поэме старый цыган Алеко: "Примись за промысел любой, Железо куй иль песни пой, И села обходи с медведем"." Газета Труд от 19.04.2001 За редким исключением на постоянной работе я их не видел. А если где-то работают постоянно, то, как правило, они теряют связь со своей общиной.

            Оценка статьи: 4

            • Нет, связи с общиной обычно не теряют
              Другое дело, что на "чужого дядю" чаще работают именно цыгане, имеющие склонность проживать дисперсно, не кучно: сэрвы, руска рома и т.п.

              Оценка статьи: 5

            • Тебе ведь не придет в голову упрекать современную Индию за кастовость - так принято в этом народе. Каста индийских цыган по определению кочевала ( так положено было). Кочевой образ жизни и определил профориентацию цыганского народа: в этом становище они подкуют лошадей, полудят, погадают, фокусы покажут и снова сниматься с места надо. Кроме того учитывай просветительскую миссию странствующего народа - кто новости разносил по городам и весям? - кочевые да торговые люди. Какую бы ты профессию выбрал, если всю жизнь в пути? Сам посуди. А насчет самоопределения у меня другие представления - самоидентификация цыганского народа и есть в том, чтобы не определяться, не огосударствливаться. Цыганский народ не просит и не хочет автономии - это противно самому духу цыганства - весь шарик мой и я везде. Это представь какой дух надо иметь : omnio mea meccum porto и куда пришел, там и сказать: сегодня Я ТУТ живу! Оседлый народ был прикован к избенке, к коровенке, к землице. Оттого и в рабство легко попадал. А древний цыган в Вавилоне при первой угрозе рабства встал на кибитки и деру - никогда цыгане рабами не были. А вот воинами были и служили исправно когда государства не третировали этот народ и не притесняли. А вообще я тебе плохой оппонент, вопрос знаю поверхностно. Просто как левая либералка по вредному нраву своему высказываю свои мысли: нельзя ждать отдачи от народа, к которому относятся как к париям. Трудовых подвигов не будет по определению. Как аукнется, так и откликнется.

              • Лаура! Можно подумать, что я имею, что то против тебя, или цыган. Да ни в коей мере. Чем хороши твои статьи, это тем, что они заставляют подумать, поискать литературу, посмотреть Интернет. Да и ни какой я не оппонент. В трех квартирах, что я жил тут, везде жили цыгане, рядом , в доме. И отношение к ним от отрицательного, до уважительного, как сейчас. Работает, жена русская, дочка красавица. Пацаны сейчас табунами ходят около подъезда. Весна. Он часто заходит и я у него бываю. Но, связь с соплеменниками потеряна, да мне кажется он и не жалеет.

                Оценка статьи: 4

  • Хи-хи-хи: "Мисс циганка"

    ОК!

    Оценка статьи: 5

    • Что хихи, это несмешно.. кста, я был неправ. У цыган есть проблемы.

      Сегодня на перекрестке 2 чумазые девчушки попрошайничали, кидаясь к окнам машин.. как обычно, при виде калек и прочих рыцарей подобного ремесла, оставил дистанцию и когда дошел черед до меня, спугнул сигналом и проехал вперед.

      Грошей не жалко, и на тротуарах иногда делюсь мелочью со старушками и убогими, в т.ч. и цыганками с детьми. Но на дороге! пришибить бы родителей этих юных цыганок. Совсем не жалеют свое потомство.

      Оценка статьи: 5

      • А чего жалеть-то! Еще нарожают! Вон как плодятся!

        • Это как надо понимать?

          Оценка статьи: 5

          • Вот оно, о чем я и написала. Что жалеть о жертвах Кали Траш и Холокоста - еще нарожают! О жертвах голодомора, гулага? Баб полно. Зиг Хайль! Я у Лилит читала - губернатор какой-то недавно погрузил всех цыган своей губернии и в столыпинских депортировал. Чего уж там, мог сразу и в печи загнать в своей губернии. Я не верю, что на календаре 8 апреля 2008 года. Тысченку лет надо скидывать.

            • Лаура! Где Лилит об этом писала, где и когда это было? Это уголовно наказуемое деяние и нарушение Конституции РФ.

              Оценка статьи: 4

              • В статье есть сноска прямо на журнал Лилит, там очень много интересных статей. В одной из них приведен этот факт про Архангельского губернатора. И он не один, Игорь: под Калининградом произвели бульдозерную зачистку поселка.
                http://romanykultury.info/romanipe/paramichi.php А если пойти по сноскам Лилит, еще и не того накопаешь . Геноцид в действии.

                • "Геноцид в действии". Нужно аккуратно выбирать слова. Ни кто цыган, по расовому и этническому признаку, не истребляет. Ни кто не ограничивает их рождаемость (биологический геноцид). За геноцид предусмотрена международная уголовная ответственность. Ссылка твоя к, к сожалению, работает частично. Через Яндекс вышел на сайт " Романы Культуры и Джиипэн". Нормальный сайт, история, культура, быт цыган. Таких сайтов много в Интернете. К таким сообщения отношусь с большой долей скепсиса, но юности свойственен максимализм в оценке событий. Знаю, что некоторые губернаторы создают не комфортные условия для проживания цыган и они, естественно, перемещаются в другие регионы. Также и в США законы сильно меняются от штата к штату Если сравнить либеральный Нью Джерси и суровые законы в Мичигане то цыгане, естественно, перебираются в Нью Джерси. Насчет сноса. Могут быть два варианта 1. Самовольное заселение и 2. Место выделено для другой застройки. Но нужно решение суда и власти действуют в соответствии с этим решением.
                  Нужно не только требовать уважения к себе, но и уважать законы страны, где проживаешь. Кстати, по опросам ВЦИОМ ( Центр Исследования Общественного Мнения) в России к цыганам относятся в 4 раза лучше, чем к чеченцам и в два раза лучше, чем к евреям.

                  Оценка статьи: 4

  • Отличная, очень неравнодушная статья, 5-рка.

    зы

    К проблемам цыган отношусь попросту - считаю, что их нет.

    Любителям менять общие правила в угоду этническим или любым иным обычаям мое фи - кому не нравятся например правила больнички, в основном призванные обеспечить антисанитарные условия - велкам лечиться под ближайший забор, ибо не в свой монастырь с домашним уставом ходить не стоит.

    Оценка статьи: 5

  • Статья прекрасно иллюстрирует слова, которые не мешало бы помнить: добрыми делами вымощена дорога в ад. Это я по поводу вашей борьбы за справедливость.
    Насколько мне помнится в истории все активные борцы за справедливость оказывались самыми большими несчастиями для своих народов.

    А Президент Украины и не думает извиняться перед закарпатскими цыганами, вынужденными из-за полной разрухи в Закарпатье наводнять вокзалы и станции метро столичных городов, селиться в бидонвилях, в норах и палатках, бродить по улицам России с протянутой рукой.

    Если разруха полная -то почему цыгане самый обездоленный народ?

    Если они селились в норах в Закарпатье, в Украине, то как оказались с протянутой рукой в России?

    Где Вы видели цыган с протянутой рукой за подоянием? Или руку протягивали погадать и облапошить ?

    Да, и ещё. цЫгане пишутся через Ы.

    Оценка статьи: 2

    • Разруха в Закарпатье - это откуда, интересно, такие сведения. Разруха в головах некоторых журналистов.

      Оценка статьи: 5

      • Сокурсники остались в Ужгороде, Рахове, Хусте, Мукачеве. Перезваниваемся. Переписываемся. На фоне Закарпатских Рублевок пронзительная нищета основной массы населения. А раньше была одной из самых благополучных областей Украины, чуть ли не как заграницей жили.