Марк Блау Грандмастер

Как чемодан стал предметом искусства?

Как уже было сказано, имя Луи Вюиттона едва не стало синонимом изобретенного им чемодана. Но все же не стало. А вот сам чемодан, как только он появился в современном, привычном для нас, виде, совершенно естественно стал символом путешествий и путешественников. И более того — символом мобильности. Все мое ношу с собой. Было бы удивительно, если бы искусство не опробовало и не использовало этот символ.

В.Г. Перов, «Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866 г. Фото: hudojnik-peredvijnik.ru

Перейти к предыдущей части статьи

Опробовало, использовало, создало немало предметов искусства.

На картине художника В. Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом» чемодан не сразу и отыщешь. Он скромно стоит у двери, на нем — круглая картонная коробка. В коробке, вероятно, шляпка, а в чемодане — все прочее невеликое имущество героини картины. Поскольку картина написана в 1866 году, легко сделать вывод, что изображенный чемодан — дешевая реплика луивюиттоновских изделий. Дешевая, однако сделанная вполне профессионально.

И.Е. Репин, «Арест пропагандиста», 1880-1892 гг.
И.Е. Репин, «Арест пропагандиста», 1880−1892 гг.
Фото: wikiart.org

Другой чемодан, изображенный на картине И. Е. Репина «Арест пропагандиста», — один из главных героев. Его внутренности уже раскрыты нараспашку. Хозяину чемодана, молодому человеку в красной рубахе, судя по присутствию жандармов, скоро предстоит бесплатное путешествие в Сибирь. Может быть, даже с этим самым растерзанным чемоданом. И может быть, с подругой, которую задержали в соседней комнате.

На широко известной картине Ф. Решетникова «Прибыл на каникулы» изображена уже картинка из советского, послевоенного, быта. Чемодан здесь, конечно, не главный герой, но, скажем так, явственно присутствует среди героев. Небольшой этот чемоданчик принадлежит мальчику-суворовцу, тоже пока ростом невеликого. Даже удивительно: неужели все его имущество в этот чемоданчик помещается?

Ф. П. Решетников, «Прибыл на каникулы», 1948 г.
Ф. П. Решетников, «Прибыл на каникулы», 1948 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Неужели эти малютки были настолько вместительны? Или, может быть, так казалось? Ведь у людей, живших в послевоенном Советском Союзе, не много было всякого барахла.

Приехавший в СССР сразу после войны знаменитый французский фотограф Анри Картье-Брессон (1908 —2004) сделал множество честных и прекрасно выглядящих фотографий, которых хватило не на один альбом. Картье-Брессон не заставлял людей позировать. Он умело подкрадывался к ним и делал снимок, в котором запечатлевалось все: и выражения лиц, и бедная, скромная одежда тогдашних москвичей. Вот стоят на трамвайной остановке две девушки, у одной в руках такой же чемоданчик, как у юного суворовца с картины Решетникова. И похоже, что там, действительно, все ее имущество.

Как чемодан стал предметом искусства?
Фото: Анри Картье-Брессон

Чемодан да рюкзак художники любили изображать как символ мобильности молодежи, уезжавшей на далекие сибирские стройки. И как символ оптимистичной надежды, что там-то у них все получится.

Здесь дом дадут хороший нам
И ситный без пайка.
(В. Маяковский)

Как чемодан стал предметом искусства?
Фото: Плакат 1963 года

Эта радостная вера в счастливое будущее, как положено, умирала долго и скончалась только в 1990-х годах вместе с советской страной. Бывшие строители коммунизма забыли о счастье всего человечества. Одна забота осталась у них: прокормить себя и свою семью. Инженеры и учителя, потерявшие работу, сорвались с насиженных мест и замотались по заграницам, прежде им не доступным. Почему и стали называться «челноками». Чемоданами и тюками тащили они в родное Отечество зарубежный ширпотреб и торговали им на вещевых рынках. Работа у «челноков» была тяжелая и зачастую опасная. Но она позволяла выжить, а некоторым даже подняться до уровня определенного благосостояния.

Андрей Ройтер, «Ручная кладь», 2010 г.
Андрей Ройтер, «Ручная кладь», 2010 г.
Фото: andreiroiter.com

Как известно, пережитые трудности вспоминаются с улыбкой. Такой улыбкой можно считать памятники «челнокам», возникшие в последние годы по всей России: в Екатеринбурге, в Белгороде, в Бердске, в Благовещенске и — милое созвучие — в Набережных Челнах. Нет сомнения, что во всех этих более или менее мастерски сделанных скульптурных группах одно из главных мест, конечно, принадлежало чемоданам.

Памятник «челнокам» в Екатеринбурге
Памятник «челнокам» в Екатеринбурге
Фото: Источник

Памятник «челнокам» в Белгороде
Памятник «челнокам» в Белгороде
Фото: Источник

Памятник «челнокам» Благовещенск
Памятник «челнокам» Благовещенск
Фото: Источник

И просто памятник пассажирам железной дороги у вокзала в Екатеринбурге
И просто памятник пассажирам железной дороги у вокзала в Екатеринбурге
Фото: Источник

Впрочем, чемоданы стали частью памятников событиям менее веселым. На вокзале Люксембурга гора чемоданов — памятник жертвам Холокоста, которых отсюда, из культурной и цивилизованной Европы, увозили на Восток, в лагеря уничтожения. Куча чемоданов, возвышающаяся до потолка склада в Освенциме, чемоданов, на которых написаны имена и фамилии их владельцев, давно уже превратившихся в пепел и дым — самый страшный памятник этому прошлому.

Памятник жертвам Холокоста на вокзале Люксембурга
Памятник жертвам Холокоста на вокзале Люксембурга
Фото: Источник
Чемоданы в Освенциме
Чемоданы в Освенциме
Фото: Источник

У входа в вокзал Гамбург-Даммтор стоит памятник «Последнее прощание», авторы которого Франк Майслер (Frank Meisler) и Арье Овадия (Arie Ovadia). Памятник был открыт в мае 2015 года. Он посвящен событию, которое называется «Детские поезда».

Детские поезда отправлялись с декабря 1938 по сентябрь 1939 года с этого гамбургского вокзала в Великобританию. Пассажирами в них были дети, которым по законам Третьего рейха грозило уничтожение только за то, что они родились в еврейских семьях и потому считались евреями. Великобритания согласилась дать этим детям убежище. Только детям, но не их родителям. Таким образом, были разлучены с родителями около тысячи детей. Разлучены, но спасены!

Как чемодан стал предметом искусства?
Фото: Марк Блау, личный архив

Памятник представляет собой две группы из бронзовых скульптур, разделенных пропастью. На одном краю — мальчик и девочка с чемоданами, отправляющиеся на Восток. Мы знаем, что они обречены на смерть. На другом краю — группа из четырех детей, которые уезжают на Запад. Они будут спасены. Но их детство закончилось. Плюшевый мишка лежит в одиночестве в оставленном открытом чемодане…

Что еще почитать по теме?

Что умеет умный чемодан?
Чемоданный вопрос? Решаем!
Как правильно собрать чемодан в дорогу?

Статья размещена на сайте 23.12.2017

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: