Подкаст
Иван Пазий Мастер

Гапону - Гапонова смерть?

Публичная жизнь этого странного человека была очень быстротечна: всего 3−4 года известности. И славы, сменившейся всеобщим презрением, и — почти век забвения. О жизни и смерти Георгия Аполлоновича Гапона (1870—1906) все знавшие его вспоминают по-разному. И это неудивительно: человек он был крайне непостоянный, способный в считанные дни изменить если не свои убеждения, то форму их представления…

Появившись на свет в селе Беляки Полтавской губернии в семье волостного писаря, Георгий Гапон получил духовное образование и стал священником кладбищенской церкви в Полтаве. Он женился по любви, заимел двух детей, но после смерти жены затосковал и уехал в Петербург поступать в духовную академию.

Впрочем, известность Гапон приобрел не как пастырь человеческих душ, а как организатор и вдохновитель многотысячного шествия петербургских рабочих к Зимнему дворцу, закончившегося жестоким расстрелом, известным в истории как «кровавое воскресенье»…

А всего лишь за три года до этих событий священник Г. Гапон служил в Московско-Нарвском отделении общества попечения о бедных и больных детях и искренне желал стать «вождем» всех угнетенных. Отношения Гапона с приютским начальством были, очевидно, прохладными, а после того как воспитатель летом 1902 года уехал в родную Полтаву со своей воспитанницей Александрой Уздалевой, ставшей его гражданской женой, он и вовсе был уволен с должности…

Вернувшись в Петербург, Гапон вошёл в «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга». Это собраниен было детищем известного Сергея Васильевича Зубатова, прошедшего «славный путь» от члена московского народовольческого кружка до начальника охранного отделения.

Тем не менее Зубатов и охранка субсидировали Гапона, чтобы «движение» не выходило из-под контроля властей. Но Гапон, «далекий от смирения пастырь стада Христова», не хотел быть пешкой в чужой игре и принимал вполне самостоятельные решения, нередко вызывавшие неудовольствие его покровителей. Бежавший из России без документов, Гапон почти весь 1905 год провел в Германии, Англии, Франции и Швейцарии…

Он купался в лучах славы, встречался с лидерами политической эмиграции: вождями партии эсеров, с Плехановым, Лениным (который подарил Гапону свою книжку с трогательной надписью), А. Франсом, Жоресом; издал написанную с помощью журналистов «Историю моей жизни», имевшую большой успех у публики… Это был «звездный час» Гапона. Как и многие другие «герои революции», без страха прошедшие огонь и воду, он не вынес испытания медными трубами славы.

Гапон получил солидный гонорар за книгу, выпущенную на нескольких европейских языках, но страсть к картам, развившаяся в нем во время зарубежных странствий, превратила эти деньги в труху. Он обратился за помощью к своим российским покровителям — графу С. Ю. Витте и П. Н. Дурново. Они пошли ему навстречу, но и полученные от правительства десятки тысяч рублей оказываются не впрок: кутежи, игра в Монте-Карло…

Он вернулся в Россию после амнистии, объявленной царским манифестом 17 октября и оказался никому не нужен! В революционные игрушки играли уже не любители вроде него, а профессионалы. Кому был нужен отставной лидер с сомнительной репутацией?..

О связях Гапона с полицией стало достоверно известно опекавшей его партии эсеров. Эсеры, дольше других политиков очаровывавшиеся Гапоном, вынесли ему смертный приговор. Этот приговор, согласно революционным правилам, они честнейшим образом разослали в редакции петербургских газет. В первый момент этот приговор даже видавшие виды петербургские журналисты сочли фальшивкой. Но … напечатали!

Между тем, приговор был приведен в исполнение в 4 часа дня 28 марта 1906 года на даче Звержинской в Озерках все тем же «инженером» П. Рутенбергом и «несколькими рабочими». Больше месяца тело пролежало в закрытой даче, и только естественное любопытство дачевладелицы, решившей выяснить, почему не дают о себе знать ее таинственные жильцы, позволило узнать правду.

Похоронили Георгия Аполлоновича на Успенском кладбище Петербурга по соседству с жертвами 9 января. В церемонии приняли участие несколько сотен еще веривших в него рабочих. По-российски путаная и нелепая жизнь, трагическая и бесславная смерть — такова судьба Георгия Гапона.

Обновлено 12.04.2008
Статья размещена на сайте 6.04.2008

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • ИНтересно, на 4. Много сарказма и кавычек. Не люблю, когда все мажут или белой, или черной краской, Мы тогда не жили, и нам легко судить, то есть осуждать.

    Оценка статьи: 4

  • За статью -2.Аргументирую. Абзац первый.Указано 3-4 года известности и 100 лет забвения.Враньё! Мы еще в школе учили про "кровавое воскресенье".И это имя знали.Его знаюют и сегодняшние школьники из учебников истории.Так что никакого забвения не было! Абзац 4-ый.В те времена не было ЗАГСов,и Гапон никак не мог иметь жену в гражданском браке.В то время браки были только церковные.Фактически: он был женат на одной женщине,но СОЖИТЕЛЬСТВОВАЛ (т.е. жил в прелюбодеянии) с другой. Абзац седьмой.Не могли политические эмигранты дружить с Гапоном.Ленин,как и все,кто боролся с царизмом,осуждали Гапона за массовый расстрел рабочих.Поэтому даже удивлена,что его не убили в эмиграции,а дружили с ним,а Ленин даже книгу подарил.И что это за "гапонова смерть"? Получается,что всех,кто был убит таким образом,был убит "гапоновской смертью"?Мало ли людей - хороших и плохих,было убито более подлым образом(даже не помещая в газеты приговор),и мы не называем их смерть(убийство) гапоновским. Гапон был убит по приговору.Смерть,как смерть.И солидарна с Воробьёвым,что собаке - собачья смерть.Но не "гапоновская"...

    Оценка статьи: 2

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 31 мая 2008 в 18:00

      По поводу слухов о провокаторстве Гапона Ленин писал: «Нельзя… безусловно исключить мысль, что поп Гапон мог быть искренним христианским социалистом, что именно кровавое воскресенье толкнуло его на вполне революционный путь. Мы склоняемся к этому предположению, тем более, что письма Гапона, написанные им после бойни 9 января о том, что «у нас нет царя», призыв его к борьбе за свободу и т. д., — все это факты, говорящие в пользу его честности и искренности, ибо в задачи провокатора никак уже не могла входить такая могучая агитация за продолжение восстания» (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т.9. С.211).

      В нас 70 лет вбивали не факты, но их интерпретацию. Ничем не лучше забвения.

      "Гражданский брак" - разговорное определение связи без брака, при котором партнеры живут вместе и ведут общее хозяйство. Если Вы лично хотите точных определений, то сейчас вместо этого термина в юридических документах принят термин "фактический брак", а слова "сожительство" и прелюбодеяние" оставьте церковным деятелям. Ни на какой "другой женщине" он женат не был, Гапон был вдовцом к тому времени, а венчаться с Уздалевой не мог, священником он пока еще был, второй церковный брак невозможен.

      Поразительно, что Вы выносите суждения на основе каких-то своих представлений, не проверив, не уточнив...

  • Вполне может оказаться, что поп Гапон в жизни был милейшим человеком (наука история временами подвержена странным метаморфозам), но исходя из чем он известен ныне, последняя фраза выглядит неуместной. Собаке - собачья смерть было бы правильнее.

    Повести за собой под пули сугубо гражданских людей и после этого ОСТАТЬСЯ ЖИТЬ - мерзее истории не то что для духовного, для просто человечьего лица не придумать. Ничего трагичного в этой поганой жизни не просматривается.

    зы
    Пять за статью.

    Оценка статьи: 5