Ваши впечатления о сказках Александра Сергеевича Пушкина — сугубо детские, не так ли? Старуха у разбитого корыта да Руслан в небесах с бородой Черномора в руках? Обманчивая картина: Пушкин не писал для детей! Он писал исключительно для взрослых, для своих сверстников!
Нечаянно начал перечитывать «Руслана и Людмилу». Прелестная сказка! Как, впрочем, и все другие. Но что делает возраст: замечаешь то, что как-то проскакивало мимо, не задерживаясь в сознании.
Александр Сергеевич — не рифмоплет, он великий поэт и слов просто так не тратит. И как же приятно наткнуться на какой-то своеобразный завиток мысли, на иронический пассаж посреди серьезных и даже драматических стихов.
Пример? Да сколько угодно!
Если вы помните, Людмила в плену у Черномора, она тоскует. Бродит по владениям Черномора, попадает на какой-то мостик над водой:
Высокий мостик над потоком
Пред ней висит на двух скалах;
В уныньи тяжком и глубоком
Она подходит — и в слезах
На воды шумные взглянула,
Ударила, рыдая, в грудь,
В волнах решила утонуть —
Однако в воды не прыгнула
И дале продолжала путь.
Чуть позднее возникает еще одна возможность доказать свою преданность молодому супругу. Черномор накрывает ей роскошный стол:
Незрима арфа заиграла.
Дивится пленная княжна,
Но втайне думает она:
«Вдали от милого, в неволе,
Зачем мне жить на свете боле?
О ты, чья гибельная страсть
Меня терзает и лелеет!
Мне не страшна злодея власть:
Людмила умереть умеет!
Не нужно мне твоих шатров,
Ни скучных песен, ни пиров —
Не стану есть, не буду слушать!»
Подумала — и стала кушать.
Ирония, если не сказать — насмешка над героиней. И не только над героиней. Александр Сергеевич в сказке рассказывает не то быль, не то притчу:
С порога хижины моей
Так видел я, средь летних дней,
Когда за курицей трусливой
Султан курятника спесивой,
Петух мой по двору бежал
И сладострастными крылами
Уже подругу обнимал, —
Над ними хитрыми кругами
Цыплят селенья старый вор,
Прияв губительные меры,
Носился, плавал коршун серый,
И пал как молния на двор.
Взвился, летит. В когтях ужасных
Во тьму расселин безопасных
Уносит бедную злодей.
Напрасно, горестью своей
И хладным страхом пораженный,
Зовет любовницу петух…
Он видит лишь летучий пух,
Летучим ветром занесенный.
(Какая прелесть эта фраза: …летучий пух, летучим ветром занесенный"!)
И наш главный герой — Руслан — низведен до состояния петуха, у которого коршун — Черномор — из-под носа увел курицу — Людмилу! Весь пафос, вся напряженность сказки исчезает после этого, с позволения сказать, «лирического» отступления!
В самом начале сказки, в главке «Посвящение»,
«Примите ж вы мой труд игривый!
Ничьих не требуя похвал,
Счастлив уж я надеждой сладкой,
Что дева с трепетом любви
Посмотрит, может быть, украдкой
На песни грешные мои!»
Замечательно: свое сочинение он объявил грешным и призвал читательниц (никак не читателей!) никому не показывать это сочинение, смотреть только украдкой! Автор — знаток женской природы: любопытство прекрасной половины — залог успеха!
Поэт не обманывает своих цариц: по всей поэме, словно золотые самородки, рассыпаны изящные описания приключений автора и его героев. Что говорить о слоге — непревзойденная красота языка!
Людмила спит, когда ее случайно находит Руслан (Черномор уже без бороды, бессилен):
«Зовет ее, но дева дремлет,
Сомкнуты очи и уста,
И сладострастная мечта
Младую грудь ее подъемлет.»
«Как часто грудь ее вздыхает!
Как часто тихое лицо
Мгновенной розою пылает!
Любовь и тайная мечта
Русланов образ ей приносят,
И с тайным шепотом уста
Супруга имя произносят…
В забвеньи сладком ловит он
Ее волшебное дыханье,
Улыбку, слезы, нежный стон
И сонных персей волнованье…"
А вот сцена из как бы его собственной жизни:
«Я помню маленький лужок
Среди березовой дубравы,
Я помню темный вечерок,
Я помню Лиды сон лукавый…
Ах, первый поцелуй любви,
Дрожащий, легкий, торопливый,
Не разогнал, друзья мои,
Ее дремоты терпеливой…»
В восьми строчках — целый роман! Замечу, с успешным завершением!
Вот так, от детских впечатлений к осмыслению казалось бы невинных сказок Великого Поэта!
Экскурс можно было бы продолжить — но я оставлю читателям возможность покопаться в «Руслане и Людмиле» и открыть что-то неизведанное.
Любите Александра Сергеевича! Читайте снова и снова — и наслаждайтесь своими открытиями!
Борис, спасибо!
Отличная статья!
Мне кажется что мы из Пушкина сделали икону. Возносим, повторяем везде что он - жемчужина русской поэзии, заставлям учить школьников. А сами - не читаем.
По крайней мере со мной так было. Как в школьном курсе его "прошел" так с ним и расстался. В родительском шкафу до сих пор томики стоят. Но если есть время почитать - возьмешь пусть неизвестного вообще автора, но не Пушкина.
Нынче на новогодних каникулах взял-таки его томик, и не смог оторваться пока больше ста страниц не прочитал.
Думаю, недетскость сказок Пушкина станет объяснимой, если учитывать что он закладывал в тексты двойной (или даже n-й) смысл. Все ищут скрытые смыслы в стихах Омара Хайяма, но и на стихи Пушкина не помешает взглянуть также.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Володин, спасибо за оценку и комментарий!
0 Ответить
Если уважаемый и любимый мной АФФТАР позволит, я сделаю небольшое добавление к его прекрасной статье, дополнив тему "Руслана и Людмилы".
Не побоясь выразиться штампом, замечу, что вся поэма проникнута лёгким эротизмом.
Вот на первых страницах самой первой главы(или песни, по Пушкину) описываются волнения новобрачных по поводу первой брачной ночи:
Невеста очи опустила,
Как будто сердцем приуныла,
И светел радостный жених...
Жених в восторге, в упоенье:
Ласкает он в воображенье
Стыдливой девы красоту.
А как Руслан переживает по поводу возможной близости Людмилы с Черномором:
и вдруг опять
На вспыхнувшем лице кручина...
"Ясна тоски твоей причина;
Но грусть не трудно разогнать,-
Сказал старик, - тебе ужасна
Любовь седого колдуна;
Спокойся, знай: она напрасна
И юной деве не страшна.
Он звёзды сводит с небосклона,
Он свистнет - задрожит луна;
Но против времени закона
Его наука не сильна...
Он только немощный мучитель
Прелестной пленницы своей.
А виагры в то время ещё наука не знала. Нелегко было бедняге-Черномору, однако.
Благодаря вашей статье я снова перечитала эту поэму, спасибо!
0 Ответить
Лена, спасибо за комментарий! Очень рад, что понудил вас прочитать "Руслана и Людмилу"!
А знаете ли вы, что в этой поэме есть сцена для "Одноклассников"? Когда Наина признается в нетленной любви Финну!
Представьте себе, что бывшие одноклассники встретились через 50-60 лет, а до этого не виделись ни разу! У них в головах один образ, а перед ними что?
Кстати, у Чехова есть рассказ на эту же тему, правда, не такой жестокий, как у Пушкина, но драматичности в нем не меньше. К сожалению, не помню, как называется.
0 Ответить
Очень хороший разбор. Я уже со страхом открываю любую статью про писателей и поэтов - по привычке ожидая, что на бедного автора опять обрушится ведро помоев в виде "оживляжа образа". Мол, как же и заинтересовать молодежь Пушкиным, как не через вынюхивание его нестиранных носков?
А уж о квалифицированном разборе текстов, с цитатами и собственными мыслями - приходится только мечтать.
Поэтому большое читательское спасибо. Мне кажется, что и молодежи полезнее прочесть интересный разбор текста, чем узнать очередные сальности.
Как говорится, АФФТАР, ПЕШИ ИСЧО!
0 Ответить
Полностью согласна с К.Ю.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Уважаемая Жаба! Спасибо за комментарий! От вас почетно получить оплеуху, а тем более почетно - такой комплимент!
АФФТАР ПОСТАРАЕЦА ПЕСАТЬ ИСЧО!
0 Ответить
Открывать любого автора с высоты лет интересно. Читала Воскресенье Толстого в 9 классе и в 30 лет. Как будто разные романы...
0 Ответить
У меня такая история была с "Войной и миром".
0 Ответить
Конечно, тексты не детские. Во многом Пушкин модные в это время темы и формы просто пародировал. От этого его хихиканье в стихах поэм, не только в Руслане и Людмиле, в прочих - тоже этих иронических авторских ремарок множество рассеяно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Люба, спасибо за комментарий!
0 Ответить