И церковь Казанской Богоматери, что стояла близ усадьбы, была выстроена предками
Отцу Николаю по требованию князя предстояло обвенчать одну из дворовых девок, Пелагею Масленкову, и вдовца Власа Смекалова. Однако сердце Пелагеи принадлежало другому человеку — голицынскому же дворовому Николаю Москвину. Более того, их любовь уже имела реальное выражение — Пелагея родила от Москвина дочь. Которая, впрочем, умерла, имея пять недель от роду — священник Гаврилов и отпевал в августе 1803 г. незаконнорожденного младенца. Возможно, экстренный брак с Власом Смекаловым и устраивался, чтобы, как говорится, «покрыть грех».
Однако ж грешная невеста выказала характер — принародно в храме объявила священнику: мол, принуждаемая идти замуж за Власа, она «или сама себя или того крестьянина лишит жизни». Оказалось также, что о самоубийстве подумывает и Москвин. Священник не только не стал венчать Пелагею и Власа, но предпринял многие усилия, чтоб устроить брак по любви.
Он согласился на просьбу Москвина — съездил в соседнее село, уговорил тамошнего священника совершить тайное венчание. Более того, отец Николай Гаврилов своего коллегу обманул — представил ему поддельное письмо с разрешением на брак. Перед венчанием жених своему духовнику написал письмо, исполненное ощущениями надежды и отчаяния:
«Ваше Благословение, отец Иоанн.
Будучи уверен в Вашем Добродушии и человеколюбии дерзаю объявить вам секрет души моей, истиная и неразлучная любовь моя с девицею Пелагеею Максимовой Масленковой, той же, коей и я, вотчины и дома, принудила меня обнаружить себя перед вами и человеколюбивейше испросить, дабы вы по долгу христианской религии Грехопадение и Участь нашу прикрыли по чиноположению церковному таинством бракосочетания.
Ах, добродушный отец, благоволите решиться на прозбу двух истинно любящих Сердец, всюду искавших в себе счастие — однако верте, яз, вервь и железо Ей! Ей! скорее прекратят нашу жизнь, нежели постигнет злая разлука.
Вам Государя Моего послушнейший грекороссийской церкви сын и готовейший к услугам Его Сиятельства князя Михайлы Николаевича Голицына дворовый человек Николай Москвин».
28 октября 1803 г. влюбленных обвенчали, а на следующий день у князя Михаила Николаевича уже готова была жалоба «на незаконное венчание».
И началось долгое, на несколько лет, разбирательство.
Князь требует лишить обоих священников сана — а священник в прошении на государево имя отмечает: князь нарушил своим распоряжением императорский указ от 5 января 1724 г., запрещавший «принуждать помещикам служителей своих к бракосочетанию без самопроизвольного их желания».
Ярославский архиепископ сообщает князю о том, что Святейший Синод право на венчание Пелагеи и Николая признал, и испрашивает у Голицына разрешение на брак его дворовых — князь два месяца на письмо владыки не отвечает. Архиерей шлет повторное письмо — и месяц спустя получает от непреклонного князя отказ выполнить просьбу Синода.
Двум священникам и дьячку тогда же, в 1803 году, запрещают исполнять требы, ссылают их «для исправления» в монастыри. Исправление, правда, длится недолго, в правах церковнослужителей восстанавливают менее чем через год. Но Николаю Гаврилову, обидевшему князя, в карабихском храме служить уже никак нельзя, в 1804 г. он переходит на другой приход.
А что ж Пелагея и Николай? Помучиться им, конечно, пришлось. После венчания на них накладывают епитимью. Несколько лет они страдают в разлуке — Пелагею увезли в Углич. Но спустя шесть лет они, а потом и их дети уже числятся прихожанами ярославского храма Петра Митрополита. Именно в апреле 1809 года окончательно решилась судьба их. Брак Синод признал, князю было предъявлено обвинение в «неисполнении императорского указа». Вот тогда Голицын смирился:
«Когда святейшему правительствующему Синоду благоугодно было оставить брак сей без расторжения, то я и жена моя определению его повинуемся».
Вот так завершилась эта история, очень романтическая, надо признать, и совсем не соответствующая стереотипам нашего восприятия тогдашней эпохи. Князь остался со своим израненным самолюбием, священник — с помехой в послужном списке, но с чистой совестью. А дворовые люди — со своим семейным счастьем, ради которого они преодолели столько препон. Впоследствии Николая Москвина князь Голицын назначил управляющим.
Историю всепобеждающей любви ярославских Дафниса и Хлои — голицынских дворовых людей Пелагеи и Николая — двести лет хранили документы ярославского госархива. В 2002 году исследовательница
А я представляю этот рассказ вниманию читателей не только ради того, чтоб сообщить интересные сведения из истории России начала XIX века, но еще и в тайной надежде поощрить интересующихся прошлым своего рода.
Интересно, как долго в роду Москвиных сохранялись рассказы о тайном венчании влюбленных, жизни в разлуке и последующем синодальном «благословении»? Прапраправнуки Москвиных (вполне вероятно, что супруги Москвины имели не одно поколение потомков!) ведают ли, как в крепостной России полностью зависимые от помещика их предки оказались способны противостоять злой воле и самодурству?
Хорошая статья, но в таких слцчаях стоит указывать источник информации (если, конечно, есть амбиции писать серьёзные работы)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Амбиций нет, ибо серьезная работа, в рамках которой эта история - маленький эпизод, - уже написана, цитирую из статьи:
"Историю всепобеждающей любви ярославских Дафниса и Хлои – голицынских дворовых людей Пелагеи и Николая – двести лет хранили документы ярославского госархива. В 2002 году исследовательница Н.М. Сорокина изучила их и опубликовала (Сорокина Н.М. Отношения владельцев усадьбы Карабихи с причтом церкви иконы Казанской Божьей Матери в селе Богородском, что на Карабитовой горе, с конца XVIII по начало XX вв. // Карабиха. Ярославль, 2002. Вып. 4. С. 255-260)."
0 Ответить
риспект автору!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
5!
По стереотипу: при царе человека ни во что ни ставили. А люди добились того, чего хотели.
Противопоставления напрашиваются сами по себе. И это касается, мне кажется, всех сторон жизни. Может, нужна монархия?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Полезно и интересно, хорошо изложено. Как хорошо, что любовь побеждает!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Это надо не только прочесть, но и чтить и... ставить!..
Оценка статьи: 5
0 Ответить
5
Какая чудная история! И сколько еще таких в архивах, а сколько позабыто...
Написано замечательно, Люба. Ваше фирменное "ааах" просилось после каждого абзаца
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Подскажите где поискать историю Фамилии или рода?
Сам из Белорусии с.Мокрое Борисовский район. Приходская церковь сгорела. с ней все книги.
Где концы искать не понятно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Прекрасная история! Об этом надо было роман написать.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо Люба. Очень интересный исторический факт, заслуживающий достойного внимания своих предков. Замечательная исследовательская работа.
В Святом Писании есть такие строчки: "Пётр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу,нежели человекам." (Деян. 5:28). Обильных благословений.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересные судьбы. В России были хорошие законы, защищавшие права крепостных, только добиться их исполнения было очень трудно. 5
" в правах церковнослужителей восстанавливают менtе чем через год".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
ааах. Марианна! Это я так проклятущее слово исправила! е=t. Исправьте, пожалуйста!
0 Ответить
ну да...вот оно, что кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку... У ва с в первом столбике запятая пропущена перед "как"...
Значит "менtе" - было русское словцо...Отлично... Тут и "профи" Воробьев...
0 Ответить
С запятой не угадали... С остальным, впрочем, тоже. Пойдите лучше Шария почитайте, вот где резонансные статьи. Принимаем и радуемся, потому что грамотные.
0 Ответить
Вот и не надо было исправлять.
"Мене" в данном контексте вполне пристойно звучит, и что в нем
пролятущего вы нашли?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Занятно. 5.
0 Ответить
Любовь, статья чудесная, трогательная и немного сентиментальная.5!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Надо ж как оно бывало! +5
"мене чем..." - это так задумано или предполагалось менеЕ?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ох, бес попутал, конечно ж менее. Спасибо, Валентина!
0 Ответить
Отличный экскурс.
Закон есть Закон, но всеж главное - люди,
его исполняющие. Хочется думать, что в сей истории
дело обошлось без взяток и поборов. Если так, то все
ее участники достойны всяческого уважения. Без
исключений все.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
зы
5 баллов, конечно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
0 Ответить