Я учился в казанской школе № 3 имени Горького, расположенной на горе, рядом с оврагом, в котором были трущобы Марусовка, где происходит действие пьесы Горького «На дне». Горький жил в Марусовке в 80-е годы XIX века. Через дом от нашей школы находилось здание, в подвале которого Горький работал пекарем. На горе с другой стороны от Марусовки стоит Казанский университет, в котором я учился позднее. И у меня, и у моих одноклассников вызывали удивление некоторые детали учебников литературы, посвящённые пьесе Горького.
Но прежде напомню, что такое Марусовка. Это участок Рыбнорядской улицы (позднее ул. Пушкина) от её перекрёстка с Большой Лядской (п. ул. Галактионова) до пересечения с Малой Проломной (п. ул. Профсоюзная) и Собачьим переулком (п. ул. Некрасова), проходящий по дну оврага. Слева и справа на склоне оврага стояли дома.
Хозяином и основателем Марусовки был казанский мещанин, бывший сапожник Лупп Спиридонович Марусов. В 30-х годах XIX века он купил деревянный одноэтажный дом на Рыбнорядской улице с 210 квадратными саженями земли за 600 с небольшим рублей. Стоял дом у подножия горы, поднявшись на которую можно было выйти на Старо-Горшечную улицу (п. ул. Щапова) и к нашей школе на Лядской (Горького) улице. На противоположной стороне оврага, на горе, уже стояло здание Казанского университета.
Земля вокруг пустовала и вскоре почти за бесценок была выкуплена Марусовым. В течение более 40 лет Лупп Спиридонович построил вдоль Рыбнорядской улицы на склонах оврага большую группу каменных и деревянных доходных домов, получивших впоследствии название «Марусовка». Квартиры в Марусовке облюбовали студенты университета из-за дешевизны и близости. Можно было зайти в подъезд дома на Рыбнорядской, подняться на четвёртый этаж и выйти на Университетскую улицу. С одной стороны дом был четырёхэтажный, а с другой — одноэтажный. Таков был перепад высот.
Всего к 1882 году (последнему году жизни Марусова) было воздвигнуто более 30 различных строений, где размещалось около двух тысяч квартир, в которых в некоторые периоды жило несколько тысяч человек. Луппу Спиридоновичу Марусовка приносила неплохой доход. Занимаясь новым строительством, он обращал мало внимания на ремонт существующих домов, с годами превращавшихся в трущобы. Горький застал как раз этот период.
Вот как описывает Горький декорации к 3 акту пьесы «На дне»: «„Пустырь“ — засоренное разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место. В глубине его — высокий кирпичный брандмауер. Он закрывает небо. Около него — кусты бузины. Направо — темная, бревенчатая стена какой-то надворной постройки: сарая или конюшни. А налево — серая, покрытая остатками штукатурки стена того дома, в котором помещается ночлежка Костылевых. Она стоит наискось, так что ее задний угол выходит почти на средину пустыря. Между ею и красной стеной — узкий проход. В серой стене два окна: одно — в уровень с землей, другое — аршина на два выше и ближе к брандмауеру.»
А вот как глубокомысленно комментирует это один из известных литературоведов: «Само пространство в этой драме организовано как театральная сцена: и в 1, 2, 4 актах, действие в которых разворачивается в ночлежке, и в 3 акте, переносящем действие на „пустырь“, отсутствуют признаки внешнего мира — прежде всего, неба и живой природы. Данная художественная деталь, помимо традиционного истолкования, объясняющего замкнутость места действия отсутствием „духовной вертикали“ в жизни героев („земля — небо“), позволяет интерпретировать это пространство как условное пространство сцены, на котором разворачивается жизненная драма.»
Максим Горький просто написал картину с натуры. А литературовед состряпал целую статью «О метафорах Горького». Он никогда не был в реальной Марусовке. На дне оврага при высоких домах, стоящих на склонах, неба действительно не было видно. Литературоведы также обсасывают факт, что в процессе работы над пьесой Горький менял название несколько раз — она называлась «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». И опять же, окончательное название никакая не метафора, а просто название места происходящего, оказавшееся очень ёмким.
Так что читайте сами литературные произведения, а не всякий мудрёж в статьях, учебниках и рефератах, написанных ради диссертаций и дипломов.
"На дне" Горький назвал своё произведение по совету Владимира Ивановича Немировича-Данченко, сократив первоначальное название "На дне жизни" Татьяна Морозова
0 Ответить
Очень интересно. Весьма верно отмечено презрение литературоведов (и массы искусствоведов вообще!) к исторической науке, к ее методам. И стремление их к умствованиям на пустом месте.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Последняя фраза лишняя (ее суть лучше изложена в теле статьи) а вообще 5.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Горький даже помечал на фотографиях реальных прообразов Луки, Барона и прочих, когда ставили пьесу, готовили декорации и костюмы.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ничего более интересного , чем личные впечатления, не может быть в подобного рода статьях!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вот как описывает Горький декорации к 3 акту пьесы "На дне": "Пустырь" - засоренное разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место. В глубине его - высокий кирпичный брандмауер. Он закрывает небо. Около него - кусты бузины. Направо - темная, бревенчатая стена какой-то надворной постройки: сарая или конюшни. А налево - серая, покрытая остатками штукатурки стена того дома, в котором помещается ночлежка Костылевых. Она стоит наискось, так что ее задний угол выходит почти на средину пустыря. Между ею и красной стеной - узкий проход. В серой стене два окна: одно - в уровень с землей, другое - аршина на два выше и ближе к брандмауеру.»
В цитате отсутствует открывающая кавычка к закрывающей " »"
Из-за длины цитаты это не заметно.
Кроме того, некрасиво смотрится, когда кавычки в одном предложении (или цитате) изображены разными символами.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, открывающую кавычку поставили. Внутри цитаты другие кавычки допустимы.
0 Ответить
А никогда нам не понять, почему автор назвал так, как назвал. Можно все, что угодно предполагать, только вряд ли интерпретации будут точными. Да и какая разница, почему. Гораздо интереснее - ДЛЯ чего. Он же не просто местность описывал, а смыслы закладывал, не акын же в состоянии "что вижу - то пою". А литературоведов зря Вы зацепили - каждый же свое дело делает. И если из произведения извлекаются еще какие-то смыслы - то почему бы нет? А диссер - чтот ж, кому то вполне желаемая цель, кто осудит?
Хотя статья вполне интересна тем, что к месту привязывает.
0 Ответить
Спасибо за привязку к местности. Я обычно читаю образами, вижу топографию за метафорами, строю свое кино при чтении. А тут все стало на свои места. Не совпало - Гиляровский мозги задурил. Другой район примазался. Дно углубилось до оврага. Это теперь зацепится. Тут одна любимая мной автор шибко обиделась на меня за критику статьи, названной оптимистично ( пусть простит, если перевру заглавие). "Праздник города на дне города". Что-то в этом духе. Дно города у меня выстраивалось скорее от Горького, отсюда и отторжение праздника "на дне". Теперь это "дно" заглубилось совсем. 5 за статью и за почитание памяти. Сейчас пролетарского писателя считается неприличным поминать.
0 Ответить
Не, Лаура, я не обижалась, я это ваще делать не умею. Мой тот ответный пост был совершенно о другом. Спасибо за это самое "любимая мной автор"
0 Ответить
Интересная статья!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Так что читайте сами литературные произведения, а не всякий мудрёж в статьях, учебниках и рефератах, написанных ради диссертаций и дипломов.
Полностью согласна! Немного только перефразирую :
Так что читайте сами литературные произведения, а не всякий мудрёж в статьях,
написанных ради 10 долларов
Кстати, что это вам сделали плохого литературоведы:
"как глубокомысленно комментирует это один из известных литературоведов"
" литературовед состряпал"
" Литературоведы также обсасывают факт"
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Вы меня раскусили
Я специально написал кучу десятидолларовых статей, чтобы купить машину за 80 тысяч долларов Иначе никак не хватало!
Более того, я и тут решил выгадать - получить ещё 10 долларов за статью, как я эту машину покупал. Не пропустите - она через сутки будет опубликована!
А я хотел и дальше копить десятки на самолёт. Жаль, что теперь не получится
0 Ответить
+ 5! Спасибо за интересные сведения!
А вот насчет метафор... В защиту своего брата литературоведа скажу, что хорошая художественная литература тем и отличается от плохой или от нелитературы, что все детали в ней имеют двойное значение - прямое (так называемая условность первого уровня) и дополнительное, работающее на идею автора и косвенно, скрыто, подспудно влияющее на восприятие читателя.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо.
Ещё одна интересная деталь, о которой я забыл написать в статье.
Горький пишет, что здание ночлежки стоит наискось к зданию брандмауэра. Это тоже с натуры. Улицы Университетская и Рыбнорядская расходятся под острым углом из точки их пересечения с Б.Лядской улицей. Университетская поднимается вправо в гору, а Рыбнорядская спускается по оврагу. Часть Марусовки, где происходят события пьесы, находится на "стрелке" этих улиц и имеет сверху вид треугольника. Высокое (со стороны Рыбнорядской) здание брандмауэра (брандмауэрами называли не только противопожарную стену, но и стену, подпирающую склон оврага и даже здания на склоне) стоит параллельно Университетской, где оно маленькое одноэтажное, а здание ночлежки - параллельно Рыбнорядской.
Может быть, это и стоит добавить в статью.
0 Ответить
Валерий, Вы так мастерски описываете! Я прямо как будто там побывала!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Так я сам как раз и бывал в этом дворе ("пустыре") в 60-х - 70-х годах. Он, кстати, и 90 лет спустя не сильно отличался от горьковского описания. А в 80-х на этом месте построили одно из новых зданий университета. Оно тоже параллельно Университетской улице и стоит под углом к улице Пушкина (бывш. Рыбнорядской).
0 Ответить
5! Браво!
Оценка статьи: 5
0 Ответить