Константин Сергеевич искренне считал, что «писатель обязан приходить в литературу со своими темами, своими подходами к миру, чтобы не отнимать у читателей впустую время, эмоции и, скажем прямо, не вызывать у них чувство досады и некоторого высокомерного отношения к литературе, что, конечно, неправильно, но тем не менее случается. Кроме того, писатель не имеет права опускаться до уровня не очень требовательного читателя, заигрывать с ним, подсовывать так называемую „клубничку“ или же сознательно упрощать сложные психологические ситуации, чтобы это было якобы понятней и никого не обременяло необходимостью мучительно думать». Этого подхода он придерживался во всех своих произведениях.
Впервые как автор, пусть и небольшого произведения, он выступил в 1940 году, когда принял участие в подготовке коллективного сборника «Седовцы», рассказывающего о легендарном дрейфе. Затем последовали книги «На корабле „Георгий Седов“ через Ледовитый океан (записки капитана)» и «Три зимовки во льдах Арктики», которые были с большим интересом встречены читателями. Но подлинное признание пришло к нему после публикации книг, связанных с российской историей. В этих книгах он стремился не просто развернуть увлекательный сюжет, приоткрывающий завесу над недостаточно изученными моментами нашей истории, а заставить читателя думать. В подтверждение этого позволю себе еще одну цитату Бадигина «Историзм мышления, умение анализировать прошлое с позиций сегодняшнего дня необходим каждому грамотному человеку. Без этого невозможно проследить закономерности развития общества в целом, понять не только то, откуда мы пришли, но и то, куда мы идем».
А темы для своих книг он всегда выбирал прелюбопытнейшие, в чем-то выступая как исторический реставратор. До его книги «Путь на Грумант», раскрывающей малоизвестные страницы покорения поморами в XVIII веке северных морей, многие и не подозревали, что норвежский островной архипелаг Шпицбе`рген был освоен русскими задолго до того, как на нем появились первые норвежцы, и носил он тогда имя Грумант. Поморы веками ходили на Грумант добывать тюленя и моржовые клыки, строили здесь зимовья и обоснованно считали эти острова принадлежащими России.
В свое время «Путь на Грумант» стал первой книгой Бадигина, которую я прочитал. Ощущение было удивительное, как будто сам побывал в тех суровых местах. После этого перечитал все его книги, а в советские времена, стоит заметить, в библиотеках на них всегда была очередь.
Именно бадигинская книга «Корсары Ивана Грозного» открыла для меня Русь XVI века. И ведь корсары на самом деле были на службе у русского царя. Датчанин адмирал Карстен Роде, поступивший на русскую службу, держал в страхе Балтику, немало способствуя успехам русской армии в Ливонской войне. В романе много исторических лиц: знаменитые русские воеводы Воротынский и Хворостинин, крымский хан Давлет-Гирей, глава российской дипломатии думный дьяк Щелкалов. А действия разворачиваются в Москве и в Крыму, и у казаков в Малороссии и в Прибалтике, в Польше и на российском севере. Чувствуется, что писал опытный историк: события и даже бытовые особенности того времени переданы с максимальной достоверностью, при этом многие мелкие детали позволяют зримо ощутить колорит того сурового времени.
Событиям, произошедшим после смерти Ивана Грозного, автор посвятил роман «Кораблекрушение у острова Надежды». Действия в нем разворачиваются не только на Руси, но и в Англии, которая пытается поставить под свой контроль мореходство в Белом море и российских северных водах. Опираясь на исторические документы, автор раскрывает события, связанные с возвышением Бориса Годунова, гибелью царевича Дмитрия, боярской борьбой за власть. Интересно показан мир купцов Строгановых, уже стоящих у порога своего будущего величия.
В наши дни, когда события в Прибалтике, связанные с отношением местных властей к русскоязычному населению, обсуждаются даже на сессиях ООН, любопытно заглянуть в историю совместной борьбы прибалтов и русских против тевтонских рыцарей. Именно этой теме посвящен роман Бадигина «Кольцо великого магистра». Как и в других произведениях, автор умело переплетает историческую канву и художественный вымысел. Он дает возможность читателям не только следить за захватывающим сюжетом, в центре которого любовь русского морехода и дочери литовского языческого жреца, но и понять логику политических событий XIV века, приведших к изменению карты Европы и физическому истреблению некоторых прибалтийских народов. Тему борьбы с экспансией в XV веке Тевтонского ордена на земли Великого Новгорода автор продолжает и в романе «Покорители студеных морей».
Малоизвестную страницу российской истории — освоение Аляски — раскрывает Бадигин в романе «Ключи от заколдованного замка». Пожалуй, это самое масштабное по охвату событий его произведение. Действия в романе разворачиваются на рубеже
В романе показано много реальных исторических лиц, в том числе и Николай Резанов, знакомый читателям по ленкомовской «Юноне и Авось». Читатели увидят, какой богатейший край, где уже крепко обосновались русские, был потерян по вине бездарной российской бюрократии, предпочевшей продать его за бесценок.
Нет смысл рассказывать обо всех произведениях Константина Бадигина, тем более что в последнее время они стали активно переиздаваться и появились в Интернете в электронном виде. Почитайте, не пожалеете.
Непременно почитаю. Спасибо, Владимир
Оценка статьи: 5
0 Ответить
"Путь на Грумант" и "Чужие паруса" - моя любимая в детстве книга! Непременно поищу другие произведения. Спасибо, что напомнили.
0 Ответить