Подкаст
Дмитрий Шомин Мастер

Что общего между европейским пианистом и дальневосточным единоборцем?

Вопрос может показаться странным. Однако это общее помогает успешно осваивать и музыку, и единоборства. Этот секрет кроется как в медицине, так и в мистике.

Немного мистики

Сегодня много мистики вокруг восточных единоборств. Она основана на древних верованиях, восходящих своими корнями к первобытному шаманизму. Обычно все эти верования вращаются вокруг таинственных энергий и элементов.

Основой всех построений является таинственная энергия Ци, которую в разных транскрипциях называют еще Чи или Ки. На древних пиктограммах эта энергия представлялась в виде пара над мисочкой риса. Рис ведь на Дальнем Востоке — это «соль земли» и всему голова. А неуловимые флюиды над ним — таинство природы.

Эта таинственная энергия по верованиям китайцев пронизывает все пространство и циркулирует в человеке в различных видах. Она и жидкая, и эфирная, и энергетическая. Многоликая. Неуловимая. Неосязаемая и всесильная. Она защищает и убивает. В современной европейской традиции ее можно сравнить только с Духом Святым. Однако Святой Дух не течет по каналам человеческого тела. А в этом смысле Ци осязаема и восполняема. И все дальневосточные практики как раз направлены на восполнение и концентрацию этой самой энергии Ци.

Вся древняя философия Китая занималась этой вселенской Ци и прикладывала ее к различным направлениям деятельности. В том числе, к медицине. Как раз этот аспект нам и интересен больше всего, так как древняя медицина, кстати, не только Китая, но и Греции, была направлена не только (и не столько) на болезни, сколько на поддержание здоровья. А, следовательно, и на развитие силы, выносливости и скорости.

Может показаться, что между борцом и пианистом мало общего. Однако и тот, и другой обладают высокой скоростью реакции, выносливостью и силой. Как это не покажется странным людям, не играющим на фортепиано, этот инструмент, особенно в оркестровом варианте, требует изрядной силы, как в пальцах, так и в руках. Чтобы перекрывать оркестр, надо стучать по клавишам с изрядной силой. На фортиссимо (очень громком звучании в музыке) рояли (на толстенных ногах и металлических тягах) ходят ходуном. А особенно «усердные» исполнители даже иногда роняют их на пол. А если вспомнить, что некоторые музыкальные произведения продолжаются по три часа, то становится понятной необходимость физической выносливости для музыканта.

Так вот, для концентрации этой самой силы в придачу к высочайшей скорости и необходимо привлекать «божественные» энергии. В современной музыкальной традиции, к сожалению, сохраняются только остатки древнего знания, которое становится понятно только в сравнении его с основами древнекитайской традиции.

Основами музыкальной «энергетики» служат принципы ненапряженного движения (но и не расслабленного). Принципы округлости и легкости. При постановке руки на фортепиано преподаватели, описывая ощущение в руке, рекомендуют ощущать в руке нечто округлое и плотное, воображаемый теннисный мяч, яблоко или что-нибудь еще. При описании успешного пианиста говорят, что его руки «порхают» по инструменту. Хотя сила ударов может быть неимоверной. Все это сильно напоминает «порхающего» бойца кунг-фу или более привычного нам боксера по рингу.

В единоборствах одним из основных принципов является принцип равновесия противоположных энергий Инь и Ян. А также принцип концентрации, который осуществляется различными техниками наподобие медитации. В дополнение применяются различные техники тренировки, часто аналогичные европейскому спорту.

А одним из главных ощущений при постановке руки в определенных упражнениях является как раз ощущение «пустоты». И не только в руках, но и во многих частях тела. Эта «пустота» поддерживает и направляет. В этом четко прослеживается параллель с музыкой.

Немного механики

Для понимания процессов, происходящих в музыкантах и борцах, обратимся к механике. Все движения нашего тела осуществляются мышцами, которые двигают кости (рычаги). При этом одни мышцы сгибают, а другие разгибают. Для того чтобы движения были плавными и «округлыми», и те, и другие мышцы действуют в примерном равновесии.

Наше тело состоит из огромного количества костей и мышц. И все они должны действовать согласованно. Для поддержания стабильного положения тела все парные мышцы (сгибатели и разгибатели) должны находиться в равновесии. Но при этом они не должны быть перенапряжены. Иначе движения будут угловатыми и несуразными. Напряжение должно быть минимально необходимым для поддержания тела в нужном положении.

Как это ни покажется странным, но и у музыкантов бывают травмы, как у спортсменов. Серьезной травмой является то, что называется «переиграть» руку. Такая травма возникает обычно при слишком усердных тренировках. Мышцы перенапрягаются, и пальцы не работают. Чаще всего после такого музыканты вынуждены бросать профессиональную деятельность.

Для того чтобы таких проблем не возникало, музыкантам, как и спортсменам, следует иметь хорошую общефизическую подготовку. Например, духовики и вокалисты любят ходить в бассейн. Это помогает развивать дыхание. Также можно применять спортивный массаж и прочие «ухищрения» профессионального спорта.

Немного электрики

Все движения мышц осуществляются посредством нервной системы. Скорость ее работы определяется как скоростью прохождения электрического импульса, так и определенными химическими процессами. Все эти процессы подлежат постоянной тренировке. А правильный химический состав в организме требует правильного питания.

Деятельность борца и музыканта определяется во многом неосознанной заученной работой мышц и внутренних органов. Этот эффект достигается регулярными тренировками в определенном режиме.

Неосознанность этих действий определяется особым режимом тренировок, отвлекающих сознание. Однако при этом сознание не должно быть занято и какими-то бытовыми или эмоциональными проблемами. Так как это может способствовать неосознанному рефлекторному напряжению определенных мышц. В особенности — мышц лица. Поэтому важно перед выступлением уметь отрешиться от ненужных мыслей (часто это называют «концентрацией»).

Главным внешним признаком равновесия и «концентрации» является наличие на лице «улыбки Джоконды». Если на лице написана решительность и сосредоточенность, то это может говорить об агрессии или повышенной силе. К сожалению, в ущерб скорости реакции.

На правильность подготовки указывает чувство легкости и полета, дополняемое ощущением нереальности и отрешенности от происходящего. Все как бы делается само собой, без усилий.

Немного истории

В Европе, как минимум со времен Древнего Египта, существовали теории натурфилософии, близкие нынешним дальневосточным. На Дальний Восток эти теории и попали с Ближнего. Однако после мрачного Средневековья наступило Возрождение, в недрах которого родилась современная наука, которая с легкостью отвергла античное знание вместе с теориями управления «неведомыми» силами. Все это стало именоваться оккультизмом.

Однако обрывки этих знаний сохранялись в музыкальной практике, которая требовала вплоть до начала 19 века умения импровизировать. А это, в свою очередь, вынуждало музыкантов поддерживать определенные психо-физические состояния. Частично эти навыки сохраняются и до настоящего времени. Однако они чаще всего не представляют собой единой философской теории. Скорее, это навыки, передаваемые успешным педагогом талантливому ученику индивидуально.

Но сегодня многие современные исполнители, особенно сольные, прибегают при подготовке к выступлениям к различным дальневосточным практикам, обеспечивающим их надлежащим равновесием и скоростью реакции. Так древнее знание возвращается обратно к истокам, в Европу.

Обновлено 23.11.2016
Статья размещена на сайте 11.07.2008

Комментарии (39):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Интересно!

    Оценка статьи: 5

  • насчет скрипачей - ничегошеньки не знаю. А вот рояль все-таки инструмент, для мужчин созданный А что творили всякие Бузони - Таузиги в своих транскрипциях (о Листе умолчу)? Хоть носом, как вроде Моцарт пошутил. А если я люблю транскрипции? Иногда никакая Ци не помогает....
    А Скрябин? Вот что с ним делать? там, где 4 f вовсе не 4f, а невесть что. Как летать на четырех форте? Что Ци советует?
    Шопен - это святое...

    Оценка статьи: 5

    • Музыка удел вообще тяжелый. В прямом смысле слова. Взять хоть тот же рояль. Чугун...
      А Ци вообще-то молчит... Она течет. А вот куда и скока - зависит от тренировки. А еще есть дородовая Ци. Вот против этого уже ничего не сделать. Это где родился - там и пригодился. Выше головы не прыгнешь, что называется.
      Я вот на старости лет пришел к переосмыслению того как надо и слушать и исполнять, да и сочинять тоже. А годики-то уже не те...И слух недовоспитаешь и силу со скоростью уже не разовьешь. Приходится мириться с тем что есть.

      • А если считаешь, что родился в 4 сонате Скрябина? В финале? А улететь на ffff все равно не всегда получается. Или всегда не получается.
        Не хочу мириться. Чем больше "старости лет", тем больше не хочу.
        пусть Ци течет себе..........

        Оценка статьи: 5

        • Я лично к такой сложной музыке стал как-то подходить через джаз. Стал изучать, чтож это за зверь такой. Дебюсси немного стал понимать только пару лет как. А с шести лет влюбился в Вивальди и долго ничего и не признавал. Я вообще люблю простоту и сегодня тоже. В Дебюсси я нашел эту простоту. Играть, конечно, не сыграю. Но хоть послушаю с удовольствием, а не отвращением.
          Вся концепция связанная с Ци - пустота. В ней правда. Пустота может звучать. Все звуки оттуда. Из "белого шума". Те же китайцы проповедуя чань (буддизм) сидели медитирвали перед белой стеной. А потом шли и крушили библиотеки, рвали книжки. Они слышали пустоту. Она давала им силы. Она давала им знание. Нужна внутренняя сила.
          Вчерась был на мастер-классе американца-маримбиниста. Я сам не играю, но хотел посмотреть. В четырех универах преподает. Так вот он раскладывал наших. Один по-моему был из консы, ударник, остальные дети от семи до 17. В результате речь шла не о маримбе, а о постановке рук-ног, о первичном анализе произведения, о нюансах в том числе. Не понимают наши, что играют. Глаза не горят, руки не играют. Колотят по планкам - и все. Даже ритм держать не могут, сбиваются с темпа. Ударники! А у этого америкоса - харизма. Но не грубая, не давит. Учит "цигуну". Весь светится. А у наших глаза как у тухлой селедки. Некому было их поджечь.

          Играет великолепно. А сам - уже седой старик. А колотит с такой силой, что дай боже. И пианиссимо шикарное, но слышимое. А у наших всех тихих частей не слышно вовсе, не ориентируются в пространстве звука.

          Так что управление Ци - баланс, внутренняя пустота и внутренняя готовность, но без напряжения. А это надо тренировать. Ну и внутренняя энергия. Душа должна петь. Да, америкос еще говорил, сначала пропой, а потом тока играй. И артикулирует как духовик, на разные слоги.

          А еще наши музыканты силовыми упражнениями по-моему не занимаются совсем. Ну и на выносливость общую. Ох как нужна на симфониях Малера. Общая подготовка вроде не помешает. Физическая сила может дать суррогат харизмы.

          • Простота Дебюсси... Это надо запомнить, право слово

            Оценка статьи: 5

            • Да именно так. ВОт до Скрябина я еще не дорос. А до Стравинского наверно не дорасту никогда. Уж слишком пугающая музыка для меня.
              А вот Дебюсси да... Я у него обнаружил две простоты. ОДна - ну, чисто Чайковский, прям, не отличишь. А вторая - красочная. Для него музыка - краска. Там не надо искать гармонию. Там аккорд - мазок. Рисует прям - и все. И картинки очень простые, выведенные в заголовок. Программист, типа.

          • Оу, Дима, роскошное рассуждение! И не суррогат даже. Имитировать тут сложно. Либо есть оно, либо нет. Не случайно маримбинист - один, а учеников - тьма. Так и должно быть.

            Оценка статьи: 5

            • Ха!
              Именно так! Суррогат. Потомо что дар божий - не яичница. Но для музыки достаточно. Ощущение "Я могу" дает хорошая тренировка. В том числе и воли.

              ОДна знакомая докторша мне рассказывала, что "харизме" можно научить, с чем я, конечно, не согласился. Но зато понял, почему все врачи сразу на тебя кидаются как войдешь. Харизму тренируют. А поскольку цигуна они не знают, с волей у них проблемы (курят же все), вот и изображают как могут.
              А в музыке важно именно ощущение "Я могу". А тут выходят на сцену, зажимаются и боятся собственного инструмента. Почему? Силенок не хватает. Играют на пределе возможностей. Когда штангист подходит к штанге, он тоже боится. В обморок все время падают. Тут чемпионка по прыжку с шестом сказала. А че, я на тренировках выше прыгаю. Вот оно, зерно. Тяжело в ученье - легко в бою. Суворов чтоль еще придумал.

              А настоящая харизма, конечно, реально нужна тока лидерам, которые над толпой, которые ведут куда-то во тьму времени и пространства. А в консерватории - светло, там не страшно, можно и без настоящей харизмы.

  • А общность распространяется только на пианистов, или на скрипачей и барабанщиков тоже?

  • Что-то мне никто про энергию ЦИ не говорил.....Я имею в виду - в консерватории. Как-то не случилось. И хорошо, может, тогда бы пришлось всю жизнь играть
    На самом деле все правильно.

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо.
      В консерватории уже поздно про это говорить. Это в 5-6 лет надо при постановке руки и корпуса. Ну, не про Ци, конечно. Но про то как это. Но это делают далеко не все. Наверно, не все получают традицию от древних египтян из первых рук.
      А вот то, что в консе с Ци напряг, видно по студентам. Я их там регулярно наблюдаю на отчетных концертах. Закрепощение тока что не тотальное. Нет свободы движений. Ну разве что у Доренского так, прям, свободно двигаются, что рояли того гляди упадут.

      • ну уж я бы не стала так....что в консе с Ци нелады. Все-таки - "впереди планеты всей".
        А Доренский ведь по духу шопенист, вроде, зачем роялям падать? Вроде ни к чему....Хотя сама страдала - откуда только темперамент брался , и мои маленькие ручонки выдавали "рахманинскую" мощь по полной программе. Точно - ЦИ. она самая, голубушка.

        Оценка статьи: 5

        • Да японцев и корецев в консе много. Насчет планеты не знаю, но вот континент... А с Ци все-таки нелады. У пианистов еще туда-сюда. А вот скрипачи часто зажаты. Хотя вот недавно был на Веселовском, так у него там типа второй Ойстрах есть. Я все думал, что ж он так головой трясет? А потом вечером пришел, телевизор посмотрел - а там Ойстрах - так же щеками трясет. Играл (не Ойстрах) великолепно. Таких скрипачей, думаю, по пальцам пересчитать. Но вот беда (опять чтоль цигун?). Руки у него слабые. Поиграет-поиграет - трясет, занемели пальцы.

          Так что не в консе дело, а в том кто туда идет, и откуда. База должна быть. Как цигун база для бойцов, так он же и для музыкантов. А исправлять чужие ошибки дело неблагодарное.

          А кстати, вот Шопен, типа поляк. Свободной души был человек, все на родину, наверно, рвался. Так вот где полет-то. Вот где свобода и раскрепощенность. Не у всякого композитора такое. Импровизатор ведь был, говорят. Где теперь такое найдешь?

  • Благодаря ссылке Любы Мельник попала на страницу со статьей и осталась очень довольна.

    Оценка статьи: 5

  • Сравнивать можно что угодно с чем угодно. Ясно, что и пианистам, и единоборцам нужна какая-то физическая подготовка, но... Если на практике единоборец может побеждать не только за счет силы, выносливости, скорости и техники, но и за счет наглости, то пианист, даже при отличной физической форме, за счет наглости хорошим исполнителем не станет...

    • Согласен, сравнивать можно все со всем. Поговорка была русская, ныне забытая "На бесптичье и ж... соловей".
      А наглость по-нашему называется - кураж. Вы, наверно на зал не выходили никогда. Не смотрели в глазенки десяткам, сотням, не говоря уж о тысячах людей. Стоит даже на конкурс выйти (там народу-то не много) без этой самой "наглости" - ты труп. Тока вот еще к наглости нужно еще и умение. А без наглости работают тока студийные музыканты. Им толпа все навыки портит музыкальные. Нервы у них слабые.

      Если б не "наглость" не было бы Роллин Стоунс, не было бы Битлс и проч. У последних, как раз наглости было больше чем у других. В то время несколько сотен было групп примерно одинаковых в одном тока Ливерпуле.

      Так что наглость - второе счастье везде. А борцу кроме наглости тоже нужно кое-что.

      • наглость по-нашему называется - кураж.

        ???? Разве что по-Вашему....

        Если б не "наглость" не было бы Роллин Стоунс, не было бы Битлс и проч. У последних, как раз наглости было больше чем у других. В то время несколько сотен было групп примерно одинаковых в одном тока Ливерпуле

        Ааааа - я думал, что Вы про пианистов.... А эти да, эти наглецы.

        наглость - второе счастье везде.[/I]

        Так сразу и надо было сказать, а то пианисты....

        • Юрий, ну что тут можно не понимать или понимать столь узко! Азарт, кураж, творческий экстаз, самозабвение - все то, что отличает творческого человека от нетворческого, человека вообще - от машины.

          Между прочим, ценность статьи - уже в том, что она объясняет для профанов то, что они, например, видят, но не осознают. За пределами их круга внимания и понимания, их "вселенной" существует некая часть человеческой цивилизации. В частности - цивилизации музыкальной. И в этой цивилизации равноправно существуют любые музыканты, чье исполнительское мастерство в состоянии вызвать отклик в душе зрителя, все равно какого уровня подготовки (или без таковой вообще).

          В в этом отклике - точка контакта двух миров, профанного и профессионального. Чтобы контакт состоялся, простец не должен закрываться от нового, пытаться навесить на неведомое ранее ярлык уже ведомого. Может, и здесь оказываются работающими те же методики, что объединяют этих самых пианистов и мастеров восточных единоборств )))

          Оценка статьи: 5

          • ну что тут можно не понимать или понимать столь узко!

            Вооо! Таки и я говорю, что надо ширше! И глубже! Те. в корень проблемы...

            Азарт, кураж, творческий экстаз, самозабвение -

            Супер!!! Отличная логическая цепь!
            Не знаю, осознанно или нет, но Вы пришли к этимологическому значению слова СПОРТ, которое происходит от фр. ДИСПОРТ, и значит самозабвенное, те. не свойственное человеку разумному занятие и отвлечение от полезных дел, те. диверсию.

            все то, что отличает творческого человека от нетворческого, человека вообще - от машины.

            И тут согласен! Только человеку, НОРМАЛЬНОМУ человеку, спорт, кураж, самозабвение и тп. не свойственны. Не зря же основная масса самозабвенных и азартных творцев была названа богемой??

            ценность статьи - уже в том, что она объясняет для профанов то, что они, например, видят, но не осознают.

            Люди в большинстве своем не осознают большую часть того, что они видят и слышат. И слава Богу! Если интересно, то могу глубже объяснить.

            чье исполнительское мастерство в состоянии вызвать отклик в душе зрителя, все равно какого уровня подготовки (или без таковой вообще).

            Еще А.П.Чехов говорил, что нет такого урода, который не найдет пары, и нет такой ерунды, которая не найдет почитателя...

            ....точка контакта двух миров, профанного и профессионального.

            Люба! Вы, наверно, знаете, что уже давно есть профессиональные убийцы, развратители, воры, .....

            Чтобы контакт состоялся, простец не должен закрываться от нового, пытаться навесить на неведомое ранее ярлык уже ведомого.

            В общем-то у людей от природы существует иммунитет, в тч. ко всякой нравственной и духовной заразе, но враги рода человеческого СПИД не только к физическим болезням распространяют....
            Я к тому, что добро должно распространяться, а зло не должно. И уверен, что и Вы так же считаете.

            Может, и здесь оказываются работающими те же методики, что объединяют этих самых пианистов и мастеров восточных единоборств

            Рабоают, само собой! Тут как в спорте и физкультуре, где одними и теми же средствами и методами достигаются противоположные цель.

            • ЗЫ. Нету в хранцуском такого слова диспорт. И не было. ВОт в английском есть.

              • См. этимологтю слова спорт...

                • Чесслово, уже достали эти разговоры про спорт и физкультуру - в блоге чуть не каждой статьи!

                  Юрий, радуйтесь! Вы добились своего - благодаря вашим проповедям я ухожу в профессиональный спорт. Вот и рассуждайте после этого про врагов рода человеческого, диспорт, дистресс, дисперсию, диспепсию, диверсию - про все в двойном размере.

                  Оценка статьи: 5

                  • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 13 сентября 2008 в 10:35

                    А давайте лучше уйдет Юрий... Из большого комментирования.
                    Юрий Новиков, Ваши комментарии квалифицируются как флуд и флейм, отныне в каждом обсуждении Вы можете оставить только один комментарий, а с оппонентами разбирайтесь в личке.

                  • достали эти разговоры про спорт и физкультуру

                    Люба! Извините, но Вы же взрослый человек, а говорите так же, как дети в ответ на замечания взрослых...
                    Наверно знаете и то, что когда дети выростают, то многие сами же жалуются на родителей, что те не заставили их сделать так, как надо, не заставили учиться, вести себя прилично...

                    .... вспомните историю с Евой... Ведь если бы Адам или Отец Адама хотя бы пальчиком ей погрозили ( я бы ее силой оттащили от Змия), то как бы сейчас люди жили!!!
                    А Вы в профспорт собрались.... "Выколю себе глаз - пусть у тещи зять кривой будет..."

                    • ВырОстают?!!! Это из того же этимологического словаря?
                      Нету слова диспорт во француском словаре. Откройте этот самый французский словарь и посмотрите. А что безграмотные этимологи пишут читать не буду. Слово это английское, хоть тресни. В среднеанглофранцузском было деспортер (глагол такой) из которого и произошло диспорт. В английском.

                      • В среднеанглофранцузском было деспортер (глагол такой) из которого и произошло диспорт. В английском

                        Приятно общаться с образованным человеком! Я про среднеанглофранцузский язык даже не слыхал.... Но... благородные значения слову спорт тоже не простаки приписали. И не простаки распространяют по миру БИ с той музыкой, которую Вы вспомнили.
                        Само же слово спорт уже давно стало интернациональным. У латышей от него даже глагол сделали - спортот, те. что-то вроде спортовать...

                        пс Один поп говорит, что слово спорт от слова спортить (те. испортить).

        • Ну, если вы все так буквально понимаете, то я не спорю. Не о чем.
          А на наглость покупаются тока девчонки лет 15. Выходит ваши борцы дифчонки?!!!

          • на наглость покупаются тока девчонки лет 15

            Покупаются на коварство, а наглости покоряются.

            Выходит ваши борцы дифчонки?!!!

            Не знаю, о ком Вы говорите как о НАШИХ, но почти все борцы=единоборцы умом и совестью именно дифченки, тк. борьбу ведут не со злом, а с добром, не праведными средствами, а подлостью и коварством, не с нелюдью, а сами с собой и с такими же простоками и добряками, как сами.

  • древних верования, - верованиях
    А так же - также - аналогично: Так же на правильность
    после мрачно Средневековья - мрачного

    Еще есть ошибки по мелочи, преимущественно - нехватка запятых.

    период эпохи Возрождения - лучше без "эпохи". И даже без периода -просто наступило Возрождение, в недрах которого...
    Нафиг-то оно отвергло! Европейская наука родилась из античной, греческой философии - ибо философия Греция изобрела, и за то жить ей в памяти народной.

    Итак, общее - то состояние, при котором на лицо вылезает "улыбка Джоконды". Где-то читала про снаряжение фотографа - чтоб помимо всякой аппаратуры при себе была пара футболок, поскольку после пяти минут интенсивных съемок "мастер" уже мокрый: прицелился, задержал дыхание, щелкнул - дыши, прицелился - задержал дыхание - щелкнул - дыши, ну и бесконечное шатанье вокруг объекта/субъекта съемки, поиск ракурса, видовых точек... Улыбка, именно такая - присутствует у многих, плюс выпученные глаза и устремленный непонятно куда взгляд, рыскающий, оценивающий, на ходу кадрирующий...
    (это я к тому, что сезон для фотографов-любителей настал).

    Мне очень понравилось. Длинновато, но это, как понимаю, от стремления для аудитории все разжевать. "сознание не должно быть занято..." - а оно обычно и оказывается не занято всякими посторонними проблемами. Сколько раз приходилось наблюдать, как люди перед выходом к инструменту вмиг меняются. Может, это умение переключаться, забываться - и есть планка профотбора?

    Оценка статьи: 5

    • Еще про науку

      В науке, что осталось, так это предметы конкретные. Инженерная наука, например, частично химия. А вот там где грязным пальцем трудно ограничиться, все и передохло. В той же медицине все померло после вскрытия первого трупа. Не нашли они там ничего такого, чему учились не одну тыщу лет. И поняли - все фигня. Мы наш мы новый... И понеслось...

    • Предлагаю организовать движение против запятых. Все равно все понятно, что написано.

      Мы уже где-то про науку спорили бесперспективно. На самом-то деле что-то подохло, а что-то осталось. И остались совсем-таки огрызки, вроде яблочка в руке. И непонятно куда и откуда. И понимаешь только, когда читаешь про оккультизм. А какой тут оккультизм, когда все ясно и так.

      А фотограф - тот же снайпер. Мешок оборудования, маскировка, физ.подготовка. И - скорость реакции. А это и есть профотбор. И спортсмена, и музыканта и фотографа. И достигается оно только при улыбке, а не при оскале.

      А умение переключаться должно быть свойственно всем. Кто после работы не переключается, рано или поздно оказывается в больничке. Вопрос скорости переключения.