Свою Родину наши предки всегда защищали мужественно и стойко. «Сей народ, — писал о них византийский историк Лев Диакон, — отважен до безумия, храбр и силен». Со времен общинно-родового строя перед решающими сражениями или походами, на вечевых сходах или военных советах коллективно принимались решения, которые затем неукоснительно выполнялись всеми воинами. Трусость в бою или сдача в плен традиционно считались в русской армии величайшим позором не только для самого воина, но и для его близких и родных. Выражение «по отцу и сыну честь» точно характеризовало отношения, сложившиеся на Руси. Общественное мнение осуждало неисполнение воинского долга или нарушение данного слова. Понятие о чести воина являлось фундаментом дисциплины. Издревле отличительной чертой русского воинства стало высоко развитое чувство товарищества, готовности пожертвовать жизнью «за други своя».
Важное место в традициях русского воинства отводилось клятвенному слову. Перед выступлением в поход, перед решающим боем воины давали клятву на оружии, перед Перуном или другими языческими богами, а после принятия христианства — целовали крест.
До нас дошло немало фактов высочайшей самоотверженности русичей, их верности данному слову. В историю русского военного искусства яркой страницей вошло сражение войска киевского князя Святослава в 971 году с армией византийского императора Цимисхия у крепости Доростол. Превосходящие силы византийцев два месяца осаждали крепость. Перед решающим сражением Святослав обратился к воинам: «Так не посрамим земли русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут». Воины ответили князю: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим». Они сдержали свою клятву и с честью вышли из кровопролитного сражения. Цимисхий вынужден был заключить почетный для Святослава мир.
Требования воинской дисциплины, основанные на верности воинскому долгу, готовности к самопожертвованию в бою за родную землю, обостренном чувстве воинской чести в виде неписанных традиций, наставлений и поучений передавались из поколения в поколение русских воинов.
Одним из первых русских документальных источников, в котором заложены требования воинской дисциплины, стало «Поучение» Владимира Мономаха. В нем даны рекомендации по ведению разведки, организации лагеря, управлению войсками
Исторически сложилось, что до XV века русское войско состояло из двух основных частей: профессионального ядра, которое составляла княжеская дружина, и ополчения. Дружинники были связаны клятвой на верность князю, но в мирное время могли открыто покинуть дружину и перейти к другому князю или «удалиться на покой». Но с момента выступления в поход вступало в силу правило, что каждый, покинувший дружину, — изменник и перебежчик. Он становился изгоем или карался смертью. В бою дружинники бились упорно и ожесточенно, стояли до конца, предпочитая смерть позору. «Меча изломавшие, и руками начаша битися», — писал о них летописец.
Для ополченцев, набранных из простого народа на период боевых действий, военная служба была временным явлением. Они значительно уступали дружинникам в боевой подготовке, но традиционно отличались высокой стойкостью и самоотверженностью, так как защищали родную землю и шли в бой за правое дело.
Ярким примером высочайшего мужества, самоотверженности, дисциплины и выдержки княжеских дружин и ополченцев стала Куликовская битва.
На Куликовом поле первым принял на себя сокрушающий удар наемной генуэзской пехоты и конницы Мамая передовой полк, состоящий почти исключительно из ополченцев. «Пешая русская рать, — донесли до нас летописи, — аки древеса сломишаяся и аки сено посечено лежаху». Полк погиб почти весь, но с места не сошел, выполнив свой долг до конца.
Исход битвы решил засадный полк, состоящий из конных княжеских дружинников. Им, профессиональным воинам, было нестерпимо больно оставаться безучастными свидетелями гибели в бою товарищей. Но, повинуясь приказам князя Андрея Серпуховского и воеводы Боброка, дружинники, сохраняя высокую выдержку, дождались переломного момента битвы и нанесли стремительный удар в тыл и фланг войску Мамая.
Шли века, изменялось оружие, способы ведения боя и принципы комплектования войск, но неизменными оставались традиции ревностного служения Отечеству.
В средние века в русском государстве начинают вырабатываться нормативно-правовые документы, определяющие права и обязанности военнослужащих, требования к воинской дисциплине.
В 1571 году при Иване Грозном был утвержден «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе». В нем не только были определены основные задачи сторожевой службы на границах русского государства, порядок ее несения, но и установлены меры наказания за недобросовестное исполнение служебных обязанностей.
В этом документе вопросы организации службы ставились очень жестко: «А стояти сторожем на сторожах с коня не слезая… А станов им не делати, а огни класть не в одном месте…, а в коем месте кто полднивал, и в том месте не ночевать, а кто где ночевал, и в том месте не полднивать!».
Небрежность в организации службы могла обернуться большой бедой для всего государства, поэтому «Боярский приговор» предусматривал: «А которые сторожи, не дождався себе отмены, с сторожи съедут, а в те поры государевым украинам от воинских людей учиница война, и тем сторожем быти казненным смертью…». В то же время жесткая регламентация сочеталась с большой самостоятельностью военнослужащих. Подчеркивалось, что в рамках общих положений станичники вольны «ехати, которыми местами пригоже», действовать «посмотря по люди и по делу», самостоятельно решать, как будет «податнее и прибыльнее».
Основные положение «Боярского приговора» действовали более ста лет.
Продолжение темы в следующих статьях:
Как в русской армии появились первые воинские уставы?
Как в русской армии у воинов появились не только обязанности, но и права?
"Как в Древней Руси воспитывали у воинов самоотверженность и верность клятве?"
Вот именно, что самоотверженнисть и верность клятве! А кому клялись-то и во имя кого и чего себя отвергаи? Не ради ли тех паразитов, котоыре в России во власти?
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Много веков назад весомо и гордо зазвучало имя "Русь", вышло на историческую арену новое государство, вызывая уважение у друзей и ненависть у врагов.
Сомнительная фраза, тем более для начала статьи. Статья спокойно могла бы начаться со следующего абзаца.
"Много веков" - резонно спросить - сколько это "много"? Пять? Десять? Если как хронологический маркер брать упоминание Льва Диакона - в 11 веке государство возникло? Подчеркну - в этой фразе речь идет именно о государстве, а не о некоем расплывчатом образовании, известном под современным названием Древняя Русь. Государство же возникло в конце 15-нач. 16 в., и создатель этого государства - Иван III. Кстати, и летописи, которые "донесли до нас", относятся примерно к тому же времени - государство породило и историографию.
Весомо - может звучать и для других, гордо - для кого? Для того, что самоназывается?
Исторически сложилось, что до XV века русское войско состояло из двух основных частей: профессионального ядра, которое составляла княжеская дружина, и ополчения. Исторически сложилось, что и в войне 1812 года Россия воевала так же. Конечно, иным было соотношение, но принцип сохранялся.
"На войну выйдя, не ленитесь, не надейтесь на воевод. Сторожей сами наряжайте, и ночью со всех сторон расставив охрану, ложитесь около воинов, а вставайте пораньше. Оружие не снимайте с себя второпях, не оглядевшись. Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело". Особый акцент делал на взаимоотношения воинов: "...при старших молчать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными и младшими в любви пребывать".
- между прочим, плодотворным оказывается толкование таких цитат "от противного". Рассуждайте: если в некоем документе пришлось верховному правителю все это особо прописывать - значит, реальность как раз и была такая: сторожей сами не наряжали, лагерь на ночь без дозора оставляли... Лгали, пьянствовали... При старших младшие язык высовывали. не слушали мудрых, не повиновались старшим, равных и младших в землей смешивали... В отношении "Домостроя" особенно весело читать, допустим, текст источника - и сравнивать с текстами вопросников, которые у священников были на случай исповеди.
Вот так и сейчас идеи законов рождаются: не делать то, это и этакое... Просто потому, что "то, это и этакое" - постыдное и противное общественной морали - имеет место быть. И цель закона - поставить преграду постыдному и противному.
Для историка опираться на всякие законоустановления в попытках нарисовать благостную былую жизнь - дело неблагородное и неблагодарное. Надо постоянно иметь в виду этот принцип - читать "от противного". И сравнивать с другими источниками.
Ярким примером высочайшего мужества, самоотверженности, дисциплины и выдержки княжеских дружин и ополченцев стала Куликовская битва.
Меж тем, и в тексте об этом именно дальше пишется, успех битвы был определен стратегией и тактикой, полководческим талантом.
В последней фразе - опечатка.
0 Ответить
Слава защитникам Руси-России!
Оценка статьи: 5
0 Ответить