Я специально занялась изучением данного вопроса. В мой список попали следующие известные личности: О. Громыко, Е. Петрова, О. Панкеева, Н. Первухина, А. Ветер, О. Безмирная, Ю. Морозова, Е. Самойлова, М. Ефиминюк, О. Мяхар, Н. Федотова и др.
Если предельно сжато, то типичный сюжет женского фэнтези строится приблизительно так (нужное подчеркнуть):
1. Главная героиня — ведьма (девушка со способностями, избранная, украденная принцесса, храбрая воительница).
2. Она попадает в параллельный мир, где обязательно в ассортименте есть гномы, драконы, тролли, вампиры, рыцари, колдуны и настоящий злодей, с которым ей, естественно, предстоит сражаться.
3. Девушку ждёт небывалый фурор среди тамошних представителей сильной половины человечества, даже если в своём мире она не пользовалась популярностью. О ней тайно вздыхают эльфы (от 1 до 3), рыцари (неограниченно), вампиры (нескольких достаточно), принцы или великие полководцы — 1 шт. Может, даже сам злодей, если он молод и привлекателен.
4. В числе друзей, приобретённых нашей героиней на тернистом пути (она стремится попасть домой,
5. Апофеозом всего становится развязка. Девушка влюбилась. Понятно это с первых страниц, но на протяжении всего повествования все (включая автора и читателя) делают вид, будто ничего не замечают, как не замечают чувств друг друга центральные персонажи. Ведут себя они странно: ссорятся, попадая в самые нелепые переделки. Шиком считается уронить товарища в кусты малины или спасти от жуткого зверя, чтобы затем всю дорогу пенять: «Боже, за что мне это наказание, надо было тебя скормить тому милому оборотню!».
6. Итогом многостраничных мучений является свадьба. Особенная черта всех произведений в стиле женское фэнтези заключается в странном нежелании главной героини выходить замуж за прекрасного принца (эльфа, коронованного вампира, царя оборотней, легендарного полководца). Из-под венца девушка буквально убегает… Но никто не позволит сорвать долгожданный happy end! Конечно, её ловят предусмотрительные подруги, упаковывают в роскошное платье и препровождают к истосковавшемуся супругу, ожидающему счастливого момента, когда законным образом сможет припомнить своей второй половинке и малинник, и оборотня, и всё остальное.
Из всех вышеперечисленных авторов, пожалуй, отдельного внимания заслуживают лишь книги О. Громыко и Е. Самойловой. Всё остальное — перепевки, комбинаторика и прочие ухищрения. Некоторые, в частности О. Мяхар и М. Ефиминюк, вовсе не скрывают того, что пишут по мотивам книг О. Громыко.
Определённой самостоятельностью отличается и О. Панкеева. Но это чтение на любителя. Весьма специфический подход с техническо-эротическим уклоном. Е. Петрову можно похвалить разве что за совершенно замечательный образ Лейны — героини одноимённого романа. Крайне милая и бесконечно ироничная стервочка.
Н. Первухина тяготеет к китайской мифологии, а вместе с тем — к А. Белянину. В серии её книг под общим названием «Ведьма» (очень традиционное название для женского фэнтези), в чертах главного персонажа мужского пола — писателя-фантаста, у которого женой становится та самая ведьма, означенная в заголовке, — явственно просматривается знакомый характер.
О. Безмирная порадует вас серией «Записки дроу по прозвищу Гром». Небольшое приятное разнообразие — в главной роли красавец тёмный эльф. Правда, в претендентках на «вечную любовь» ходит светлая эльфийка. Банально, однако…
Ю. Морозова назвала свой благославенный труд «Телохранитель для мессии». За основу взята и раздута до чрезвычайности ситуация с нежеланием выходить замуж за императора. Впрочем, надо отдать должное автору, девушку всё равно насильно обвенчали. После чего она благополучно бежала и до сих пор скитается где-то по лесам и степям чужого мира в компании воинствующих феминисток и одного горгона (горгоны-мужчины) в поисках обратной дороги домой.
А Н. Федотова, не мудрствуя лукаво, свою героиню выдала замуж за большого злодея. Точнее, его сына. В общем, за плохого парня, у которого проснулась совесть, когда он полюбил «любовью чистой» огневолосую предводительницу варваров с очаровательным мышонком на плече.
А. Ветер свою «Миледи трёх миров», вопреки жанру, снабжает мужем не из дворянского сословия. Он у неё… Кто бы вы думали? Правильно, ветер. Маг такой особый. Один из трёх братьев. И почему она выбрала именно этого — остаётся вопросом риторическим. Кстати, действие романа совершенно органично происходит в обоих мирах: и нашем, и параллельном. А во второй части дражайшая Миледи уже обзаводится малолетним наследником, приносящим массу хлопот. Дети с волшебным даром (а-ля Гарри Поттер) вообще трудно поддаются воспитанию и непопаданию во всякие страшненькие истории.
Ещё одна характерная чёрточка женского фэнтези — отождествление центрального действующего лица с собой любимой. Это прослеживается наиболее явственно у О. Громыко в серии с навязшим в зубах названием «Ведьма». Девушка носит имя Вольха — древнеславянский аналог Ольги. Кроме того, у Е. Петровой, где главную героиню так и зовут — Лена. Правда, в параллельном мире её немного переименовывают, и на свет появляется Лейна.
Резюмируя всё вышеизложенное, хочу дать совет: если вам скучно, нечем заняться, а думать совсем не можется — читайте традиционное женское фэнтези. Читайте его и тогда, когда вы одиноки, несчастны, мучаетесь тоской и ипохондрией или мечтаете о прекрасном принце. Веселее всех пишут М. Ефиминюк и Е. Петрова, несколько часов здорового смеха вам обеспечены. Только не распугайте соседей…
Судя по вашей статье (неплохо написанной, кстати) женское фэнтези - это, по сути, любовный роман в фантастическом антураже. Лично я любовные романы не люблю, и фантастические в том числе. Хотя у них есть армия поклонниц. Флаг им, как говорится, в руки. На вкус и цвет все фломастеры разные. Но! Тоже пишу фэнтези о девушке
1. (она не ведьма, но особые способности имеются) и
2. в параллельный мир героиня моя попадает (только ни с каким злодеем не сражается и
3. никакого фурора среди представителей противоположного пола не производит),
4. домой, конечно же, стремится, но титулов высоких ей никто не предлагает, да и она на вершину не рвётся.
5. влюбляться она, безусловно, влюбляется, но происходит это ещё до начала повествования и тайной ни для кого не является, хотя ссоры у них с возлюбленным случаются и в переделки они, естественно, попадают
6. замуж моя героиня пока что не собирается, но подвенечный наряд надевает, правда, во второй главе, которая кончается совсем не happy endом.
А теперь внимание вопрос: женское у меня получается фэнтези или нет? (вопрос не праздный, даже в Сети часто требуют указать жанр, а уже при отправке рукописи издательство это необходимо сделать обязательно).
0 Ответить
Не нужно терять время на чтение ненужных книг.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Замимательная статья. А вот в признаках просто переплетение признаков традиционного фэнтези и дамского романа. Вот и все "теория вопроса", имхо
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Зато многие теперь знают, что именно не следует читать
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вы прямо настолько точно описали явление Мэри Сью в современном фанфикшне, что мне стало еще более страшно, чем обычно, за наши книжные магазины. Только вот это явление - оно даже в фанфикшне не приветствуется и всячески обстебывается. А редакторы, как оказалось, это издают (сама не читала, слава богу). Печально. =_=
К счастью, среди женщин есть множество куда более адекватных и приятных авторов, не впадающих в мэрисьюизм и пишущих чудесные сюжетные истории.
Вопрос: вы как профессионал (судя по теме диплома) как к такой идее относитесь? - В сущности, и попсовые любовные романы, и попсовая же фэнтези (о кот. эта статья), и значительная часть фанфикшна (не знаю, насколько с ним знакомы, но вдруг) - об одном и том же. Лямур, причем классический (в отличие от того, кот. в хорошей литературе - со значительной проработкой психологии персонажей).
0 Ответить
Господи, и тут об этой Лейне пишут! Неужто, больше почитать нечего?
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Реклама - двигатель торговли, неужели не понятно?
0 Ответить
Я выражаю Свое Мнение: не раскрыта самая главная Тайна Женского Фэнтези - отождествление с собой, любимой, является только Следствием, разгадка не здесь...
...А так, в качестве обзора - спорно и немного "притянуто за уши" (при всем моем уважении к имеющей полное право Быть позиции Автора!), хотя достаточно любопытно.
Спасибо!
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Сколько же однотипных романов пришлось прочесть, чтобы их так систематизировать?
Спасибо, после Вашей статьи совершенно точно некоторых читать не буду, сэкономлю время на что-нибудь более полезное или интересное.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Анна писала:
"Сколько же однотипных романов пришлось прочесть, чтобы их так систематизировать?"
***
Честно, я не считала, но после Вашего вопроса задумалась... Наверное, где-то около сорока. Может, даже больше. Правда, по началу мне было просто интересно. А уж потом, на каком-то этапе, когда я поняла, что во всех романах прослеживается некое единодушие, стало любопытно именно сравнить и сопоставить.
Рада, что мои небольшие заметки кому-то оказались полезными и сэкономили время хорошим людям.
0 Ответить
фЭнтези - исправьте Христа ради.
0 Ответить
Исправила. Я встречала, как минимум, три разновидности написания этого слова: фЕнтези, фЭнтези, фентАзи. Но вот ни в одном из словарей не нашла, как же это пишется правильно.
0 Ответить
Приятно и поучительно ознакомится с женским взглядом на женское фэнтези. Только где фантастические идеи, которые предпочитают женщиниы-фантазерки? Может это вопрос не к обзору женского фэнтези, может идеи нужно искать в научной фантастике? Ждем от автора обзора женской научной фантастики
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Михаил Владимирович, мне кажется, что женской научной фантастики не бывает. Она просто научная фантастика без деления по половому признаку. В отличии от женского фэнтези, которое, действительно, существует. Во всяком случае, я с подобным явлением до сих пор ещё не сталкивалась. Каких-то отдельных черт, присущих исключительно женщинам, пишущим в стиле научной фантастики, мне обнаружить не удалось. А я всё-таки диплом писала по социальным аспектам мира будущего в научно-фантастических произведениях. Правда, основываясь на материале братьев Стругацких, а не вцелом, но литературы по данному поводу прочла достаточно для того, чтобы сделать относительно объективные выводы.
0 Ответить
Вот ты пишешь: "Причём, как в ироническом, так и во вполне положительном смыслах", противопоставляя "иронию" и "положительность". Конечно, я не писатель, но, на мой взгляд, это не противопоставимые вещи. Меня это задело, резануло, зацепило.
0 Ответить
Я подразумеваю, что ирония, как правило, высмеивает какие-то вещи. Довольно остро. Порой - болезненно. Именно в этом смысле, как мне кажется, можно употребить противопоставление "ироничный" и "положительный". Ирония зачастую жестока, хоть и существует расхожее выражение "добрая ирония".
0 Ответить
Возможно, я ни в койм случае не отбираю у тебя право авторского взгляда и авторской манеры изложения материала.
Просто я честно и правдиво изложил своё впечатление, как читателя.
Надеюсь, что мои комментарии полны корректности по отношению к тебе и твоим статьям.
0 Ответить
Да, благодарю. Для меня важны любые отклики на мои статьи. Поэтому спасибо тебе за честность и открытостьь.
0 Ответить