Ранее, до его появления, лица, издающие то или иное произведение, издатели, значит, действовали при издании произведений часто по-пиратски, обманывая доверчивых творцов, для которых зачастую главным было после самого создания произведения увидеть выход его в свет. При этом реалии частенько бывали очень далеки от тех посулов, которые они давали писателям во время предварительной договоренности, причем и эта, зачастую устная договоренность, нигде не закрепленная, иногда игнорировалась последними, а бедные писатели, как правило, лишенные возможности доказать свое право на авторство того или иного произведения, в случае возникновения конфликтной ситуации, могли лишиться и тех незначительных гонораров (Гонорар — вознаграждение за труд лиц свободных профессий. Толковый словарь С. Ожегова), которые им предлагали издатели, беззастенчиво пользуясь при этом писательским бесправием.
При этом в средние века автор пытался искать защиты в царских или королевских привилегиях, целиком надеясь на монаршью милость, которая бывала и обманчивой. Зачастую писатели, пытаясь избежать неразберихи и путаницы в правовых вопросах, в коих они, явно, были не сильны, пробовали себя в роли продавцов собственных произведений, самими же и многократно переписанных.
При этом такая торговля не шла на пользу ни самому писателю, вынужденному отрываться от своего рабочего места за письменным столом в тиши кабинета и получавшему в результате лишь копеечное вознаграждение, ни почитателям его таланта, которые, получив такое «вымученное» произведение, могли и не дождаться очередного, ибо его создатель просто не мог больше творить, вымотавшись в хаотично-отчаянных попытках пристроить написанное.
Общеизвестно, что история возникновения книгопечатания и авторского права тесно переплетены и взаимосвязаны. Постепенно с развитием полиграфического искусства возникла необходимость в защите авторских прав писателя, да и издателя, поскольку книга стала носить признаки товара, стала покупаться и продаваться, а следовательно, насущной стала и проблема защиты интересов автора, создавшего произведение, и издателя, его опубликовавшего.
В 19 веке совсем не последним по своему значению стал поистине революционный поворот в общественном сознании и в его взглядах на авторский труд, на его оплату. Стали расти тиражи выпускаемых произведений, а слава и известность признанных мастеров делала невозможным скрыть от читателя настоящее имя автора и не оплатить его литературный труд, гонорары стали расти и могли уже при удачном развитии ситуации принести автору произведения совсем неплохой достаток.
В основном, во всех европейских странах к середине 19 века стала складываться система авторского права, в России же к числу первых упоминаний о начинающей складываться системе авторского права относится упоминание о законодательном акте, который регламентировал вопросы авторского права, им стал «Цензурный устав» 1828 г., содержавший специальную главу «О сочинителях и издателях книг».
Уже в 1830 г. было утверждено «Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей», а в 1877 г. Свод законов Российской империи включал в себя и нормы о авторском праве. Однако уже первые декреты советской власти были направлены на попытку реализации идеи государственной монополии на произведения литературы, на которую государство также попыталось присвоить права собственности.
До 1962 г. регулированием правоотношений в области авторского права занимались Основы авторского права и закон «Об авторском праве» РСФСР 1928 г.
В Основы гражданского законодательства 1961 г., а затем и в Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. были включены разделы о авторском праве, а с 1993 г. вступил в силу
Следует признать, что в 20 веке положение в авторском праве стало значительно лучше, и авторское право стало обеспечивать писателю с помощью вышеуказанных законодательных актов защиту его права собственности, и при этом оно стало предусматривать возможность недопущения различных нарушений, при этом учитывались и международные соглашения по вопросам авторского права. Все это, безусловно, способствовало увеличению доходов автора от публикаций, в том числе, за границей и от переводов художественных произведений авторов других государств. При этом, благодаря переводам, широкую известность стали приобретать авторы, ранее мало известные за пределами своих стран…
Благодаря развитию авторского права впервые в ходе развития истории литературы писатель смог добиваться реальной материальной независимости, при этом его труд стал более независим от необходимости выполнять заказы, к которым не лежала душа, и писать на потребу определенных заказчиков, от которых был зависим. Однако, при этом роль состоятельного заказчика, диктующего темы произведений, стала выполнять многоликая читательская масса потребителей-покупателей писательской продукции. У каждого писателя появился и «свой» читатель — тот же «заказчик», потакая литературным вкусам которого, тот или иной писатель и создает свои художественные произведения.
И это вполне естественно и обоснованно, ибо тот или иной писатель, являясь носителем определенного характера и мироощущения, всегда находит в этой многоликой массе читателей носителей одной с ним идеологии и менталитета, которые и становятся его постоянными и преданными читателями и почитателями его творчества.
Таким образом, реализуя свое авторское право, писатель находит себе единомышленников, благодарных покупателей его товара в виде литературной продукции — овеществленного плода его литературной деятельности. А поэтому своему новому повелителю-читателю писатель и старается оказать как можно больше внимания и уважения, осыпая его в своих обращениях к нему самыми лестными для читателя эпитетами, типа: мой любимый, любознательный, взыскательный, требовательный, уважаемый и прочее. А почему бы и нет? Ведь, читатель, безусловно, таких эпитетов заслуживает!
Интересная статья! 5-
----материальной независимости, при этом его труд стал более независим от необходимости выполнять заказы, к которым не лежала душа, и писать на потребу определенных заказчиков, от которых был зависим.----
Зависим, независим... Сколько раз употребляются однокоренные слова в одном предложении?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
коих они, явно, были не сильны
явно - это наречение и нисколько не уточняющее обстоятельство. Запятая не требуется.
Алсо, забавно смотрится петровская речь "ибо", "коих" прям по соседству с безграмотностью и незнанием школьной программы русского.
Пожалуйста.
0 Ответить
Хорошая статья. Знаю, что с этого сайта перепечатывают статьи в популярные газеты.....автор, естественно уже другой................сама стала жертвой перепечатки...неприятное чувство.(((
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересно. 5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить