Однако его тайная жизнь агента английской разведки требовала от него постоянных отлучек, вызвавших недовольство преподавателей и декана. И когда стало известно о его частых поездках в Реймс, где в то время находилась одна из ведущих католических семинарий, был поставлен вопрос об его отчислении из университета по подозрению в измене.
Именно в это время его портрет был снят со стены и заброшен в дальнюю кладовую, где был обнаружен в 1953 году.
Однако Кристофер не был отчислен и благополучно получил ученую степень, потому что на факультет пришло письмо, подписанное лицами самого высокого ранга. В этом письме указывалось, что Марло не только неповинен в измене, а, напротив, участвует в делах величайшей важности, о которых преподавательскому составу ничего не известно, и что ее величество будет очень недовольна, если будет опорочено доброе имя человека, сослужившего ей верную службу.
В чем же могла заключаться эта верная служба?
Реймская семинария была гнездом заговоров и покушений на жизнь Елизаветы и других неугодных папе монархов. Фанатик Жак Клеман, убийца французского короля Генриха Третьего, был выходцем из этой семинарии.
Марло был направлен в Реймс, чтобы разоблачить очередной заговор против Елизаветы. В это время их количество резко возросло: католики хотели убить Елизавету и посадить на трон Марию Стюарт.
В Реймсе Марло должен был вступить в контакт с одним из семинаристов по имени Ричард Бейнс.
Бейнс был завербован английской разведкой после того, как оказалось, что он ведет себя отнюдь не так, как подобает доброму католику. Он втайне издевался над церковными обрядами, вел кощунственные речи и нарушал посты. После того, как его изобличили и подвергли пыткам, он сознался и покаялся в своих грехах, но затаил злобу и жажду мести. И когда глава английской разведки сэр Френсис Уолсингем начал искать агентов в Реймсе, Бейнс охотно предложил свои услуги.
Именно с ним должен был сотрудничать Марло. Вначале они стали друзьями. Возможно, именно Бейнс заронил в него первые смена скепсиса и атеизма. Однако их дружба продолжалась недолго и кончилась в тот момент, когда Бейнс предложил Уолсингему в качестве добровольной услуги отравить семинарский колодец. Уолсингем с негодованием отказался, а Марло вывел бывшего друга в пьесе «Мальтийский еврей» в образе отравителя, готового на любую низость и предающего тех, кому еще вчера служил.
Этого Бейнс не простил. Мстительный и злопамятный, он решил дождаться своего часа.
Первый раз ему предоставилась возможность свести счеты в 1592 году. Вместе с Марло они были направлены во Флюшинг — бельгийский город, из которого поступало основное финансирование английских католиков. Подозревали, что там производятся фальшивые деньги.
Следовало внедриться в их среду и найти фальшивомонетчиков.
Эта миссия была провалена по вине Бейнса. Он написал донос губернатору Роберту Сидни (брату Филиппа и Мэри Сидни) о том, что его сосед по комнате Кристофер Марло занимается изготовлением фальшивых денег. Был произведен обыск и найдены станок и одна золотая монета.
Если бы донос был правдой, Марло бы ждала смертная казнь. Однако губернатор просто отправил Марло в Англию к лорду Барли, послав тому письмо — подобно тому, как Гамлет был отправлен в Англию. И так же, как в пьесе, вместо Гамлета пострадал доносчик. Бейнс и Марло обвиняли друг друга в предательстве, и Барли поверил Марло, а Бейнса отстранил от работы.
Однако Бейнс не смирился с поражением. И через год ему предоставилась другая, лучшая возможность.
Англия в то время была наводнена толпами эмигрантов-протестантов. Это привело к тому, что они занимали рабочие места, оставляя англичан без работы. И сэр Уолтер Рэли выступил с речью в парламенте, призывая ограничить въезд эмигрантов и позаботиться о коренных жителях.
А через несколько дней в центре Лондона появился плакат со стихотворением, где в самых резких выражениях эмигрантам предлагалось «убираться прочь из Англии». Внизу стояла подпись «Тамерлан» — одно из прозвищ Марло. Архиепископ потребовал срочного расследования. Начались повальные обыски среди литераторов, и одним из первых был друг и соавтор Марло Томас Кид.
В его бумагах не было найдено ничего, указывающего на причастность к сочинению возмутительной поэмы. Вместо этого был обнаружен листок с переписанным от руки отрывком из «Трактата об арианских ересях». Правда, этот трактат был опубликован официально, но архиепископу годился любой предлог. Кид был арестован и подвергнут жестоким пыткам. На дыбе он сознался, что листок принадлежит Марло, который два года назад жил с ним вместе в одной квартире и забыл листок при переезде.
Именно это и требовалось. 20 мая Марло был арестован по обвинению в причастности к арианской ереси. Однако Барли в тот же день освободил его из под-ареста, взяв на поруки.
И тут Бейнс снова появляется на сцене. Он пишет хорошо продуманный донос, в котором подробно перечисляет все еретические и кощунственные высказывания Марло (уж не приписывал ли Бейнс ему свои прежние речи, за которые раньше поплатился в Реймсе?), вспоминает о фальшивой монете, об атеистических лекциях, прочитанных в кругу Рэли и его друзей (а ведь именно с выступления Рэли в парламенте началась охота на ведьм), и говорит, что в случае необходимости он может предоставить свидетелей.
Томас Кид был выпущен на свободу, но полностью сломан — и морально, и физически. В августе, уже после официальной смерти Марло, он продолжал писать на него доносы, очень похожие на записку Бейнса. Однако это ему не помогло. Лишенный покровительства, он впал в нищету и через год умер.
Судьба Бейнса осталась неясной. В Англии было несколько человек с таким именем. Один был повешен за кражу чашки в таверне — тоже год спустя. Другой стал священником и прожил еще 16 лет.
Возможно, именно два друга-предателя стали прототипами Розенкранца и Гильденстерна.
А во втором издании «Фауста», выпущенном через много лет после «гибели» Марло, появилась сцена, в которой два приятеля, одного из которых зовут Дик (уменьшительное имя от Ричард), пытаются украсть чашку из таверны. Хозяин застает их за этим занятием, и они вызывают Мефистофеля. Тот прилетает и приходит в ярость из-за того, что два идиота, нахватавшиеся разрозненных знаний, отрывают его от дела по пустякам.
Итак, доносчики — не просто доносчики. Они — неудачливые адепты черной магии, пытающиеся подражать учителю — Фаусту — но не преуспевшие из-за своей глупости и мелочности.
А в легенде о мастере Хираме сказано, что он погиб от рук учеников за то, что отказался раскрыть им тайны, дозволенные лишь посвященным. Из-за этого храм, который строил мастер, остался незаконченным до тех пор, пока убийцы не покаются и не покинут путь тьмы ради пути света.
И когда это случится, подлинный храм, созданный из Слова, будет завершен.
В одной из статей, посвященной Марло, я прочитал, что в доносе его обвиняли в ереси, гомосексуализме и еще в том, что он утверждал, что ИМЕЕТ ПРАВО ЧЕКАНИТЬ СОБСТВЕННУЮ МОНЕТУ (что вообще-то является исключительным правом лиц королевской крови). Так вот, в "Короле Лире" обезумевший Лир произносит такую фразу: "Разве я не имею право чеканить собственную монету?" (цитирую по памяти, за дословную точность не ручаюсь).
0 Ответить
Полный текст доноса я привожу выше в комментарии 1 -"Записка" Ричарда Бейнса.
А за цитату из "Лира" - спасибо, я ее упустила из виду.
Кстати, тема клеветы,изгнания и жизни под чужим именем, в то время, как все считают героя или героиню мертвыми, - главная тема Шекспира, она присутствует в большинстве пьес, как и мнимая смерть.
В "Лире" под чужим именем скрываются даже не один, а два героя - Кент и Эдгар.
0 Ответить
Алина, супер! От "доносчики – не просто доносчики"... я просто в полном восторге. Никто не доносит просто так: корысть бывает внешней - за деньги, и внутренней - за самоутверждение... И не нужны весы, чтоб оценивать, что гаже
Оценка статьи: 5
0 Ответить
а ВАС никак не удивляет совпадение имени Хирам со словом "ХРАМ"? Ведь именно Хирам строил Храм!
0 Ответить
Вот об этом-то я и не подумала.
Но я подозреваю, что на древнеегипетском языке "Храм" назывался как-то иначе.
0 Ответить
Алина, в ранний период это были Горизонт Ра, Удовлетворение Ра и т. д.: на пьедестале - высокий обелиск, обитый наверху золоченной медью, перед ним - жертвенник. Участок обнесен стеной, расписанной специальными изображениями.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Записка, излагающая мнение некоего Кристофера Марло касательно его кощунственных суждений о религии и насмешек над словом Божьим.
читать дальше →
0 Ответить