Владимир Стецко Профессионал

Где появился первый метрополитен?

Метрополитен стал неотъемлемой частью любого мегаполиса. На работу большинство добирается в метро, с работы опять в метро. А метро в час пик — олицетворение ада, на мой взгляд. Подземка так прочно вошла в жизнь людей, что многие уже жизни не мыслят без метрополитена (особенно это актуально при учете заторов на дорогах). А спроси любого на станции когда и где появились первые подземки — не ответят.

В стране, где я сейчас живу, нет метрополитена, на переполненных маршрутных такси «катаемся», но вопрос о возникновении метро заинтересовал меня и вот, что я узнал.

Первая в мире подземная железная дорога была открыта в 1863 году в столице Великобритании. Дорога была построена силами подрядчика, который носил название «Столичная железнодорожная компания». Строительство метро наносило огромный удар по карману владельцев конного городского транспорта. Извозопромышленники, кэбмены, владельцы омнибусов ожесточенно сопротивлялись строительству. По их требованиям работы были ограничены, но метро все же пробило себе путь под Лондоном. Дело было доведено до конца.

В 1870 году была построена вторая линия метро, а спустя несколько лет еще две. В 1884 году все участки линий метрополитена были соединены в кольцо. Его протяженность составляла около 13,05 мили (21 километра). Количество станций лондонского метро возросло до 27.

Первые линии метро были проложены неглубоко. Лишь спустя двадцать с лишним лет со дня открытия подземки была проложена первая «линия глубокого залегания». На станции соорудили эскалаторы. В это же время началась электрификация линий. Однако паровая тяга еще долго не сдавала позиций.

Большие города начали перенимать лондонский опыт. «Сабвэи» (от английского subway) начали строиться в Нью-Йорке, Чикаго, Будапеште, Вене, Париже. Удобное и недорогое средство передвижения решительно ступило в человеческую жизнь.

В России метрополитен появился позже. История упоминает, что Государственная дума рассмотрела и утвердила проект строительства подземной железной дороги в 1912 году, однако первая мировая война помешала воплотить замысел в жизнь. Предполагалось соорудить три линии: от Смоленского рынка до Каланчевской площади; от Виндавского (Рижского) вокзала до Серпуховской площади и от Тверской заставы до Покровской заставы.
Первая шахта советского (российского) метро была заложена уже в Советском Союзе в 1931 году. А 15 мая 1935 года ровно в 7 часов утра по московскому времени в путь отправился первый состав советского метро, составленный всего из четырех вагонов. К этому времени в мире действовало двадцать метрополитенов. Кроме старого света и штатов метро уже было в Латинской Америке (кто бы мог подумать) и в Азии, в Токио.

В 1941 году было приказано уничтожить московское метро. Приказ позже был изменен, и метро разминировали. Эта дата, пожалуй, была вторым днем рождения российского метрополитена.

Сегодня метро действует во многих городах. Изменился его облик, степень комфортабельности, но «дедушкой» метрополитена навсегда останется английский «сабвэй».

Обновлено 20.02.2009
Статья размещена на сайте 4.11.2008

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • А то вот Мидоричка мне говорит: "У нас в Японии в метро повсюду фонтаны, ионизируют воздух и журчанием успокаивают нервы пассажиров, а у вас в Мосукаве нет никаких фонтанов!" Я говорю: "Как так? Есть у нас фонтаны!"
    Специально повёз её на "Римскую" показывать.

  • Вот мы с Мидоричкой побывали в музее нашего Московского Метрополитена. Наше метро самое лучшее, а наша нация - самая посещающая музеи.

  • А Metropolitan и переводится как "Столичный". А на многих станциях лондонской подземки (Tube, "труба", как называют её сами лондонцы) до сих пор стоят лифтЫ. В 1927 году в вагоне подземки родилась девочка, и родители назвали её Тереза Урсула Беатрис Элинор - первые буквы этих имён составляют слово Tube.

  • Владимир Стецко, всё верно. Нормальная статья. Для интереса хочу добавить - за два года до этого, в нашей России было отменено крепостное право. Определённо видна разница развития государств.
    Это так, к слову.
    5.

  • Нормальная, познавательная статья.
    Жители больших городов, в которые есть метрополитен, при закрытии хоть одной станции , чувствуют себя дискомфортно , как при отключенной канализации. Кстати, рентабелен в мире только один метрополиен - Лондонский.

  • А я был в старейшем в Европе метрополитене - в Будапеште.

  • Конечно интересно, но есть какая-то обрывочность.. с 5-го
    на 10-е. Экскурс о стране проживания требует либо продолжения, типа раскрытия мотивов интереса автора к девайсу отсутствующему в этой стране, либо изъятия, и т.д.

    Оценка статьи: 4

  • считаю нужным добавить, что статья не рассматривала подземные туннели некоторых стран древнего мира, использовавшиеся в религиозных и обрядовых целях...