Пьеро моложе дон Жуана, хотя тоже родом из фольклора. Понадобился народу и такой герой, сугубо лирический, а на пустом месте ничего не случается.
Античные герои не могли позволить себе такие вольности, как быть просто грустными. Они могли быть философами, мудрецами, но по-воински принимали жизнь как есть, вникая в смысл вещей, не упиваясь своими эмоциями.
В средневековье этот типаж тоже был не характерен, изредка проглядывается в песнях трубадуров. Но поэзия трубадуров тесно связана с рыцарскими замками — а это совсем не место для «простачка» Пьеро.
Пьеро появился позже, в Италии, из простонародья. Не стоит путать его с русскими Петрушками, хотя и родственниками, и даже тезками — но разной генеалогии. Пьеро — привнесенный образ через заимствование культур.
Сначала он появился как итальянский паренек Педролино. Был он ловок, изворотлив, но часто попадал впросак и уже тогда был бит нещадно. К XVII веку этот крестьянин-мукомол стал уже более знакомым нам Пьеро, пошел в услужение к Арлекину, которому немедленно стал соперником — и в делах, и, самое главное, в любви. Вид уже тогда имел трогательно-комический: широкая рубаха с жабо, панталоны, лицо, обсыпанное мукой (профессиональное: то ли умыться забыл, то ли за своей бледностью и не замечает), дурацкая шапочка на голове.
Его хозяин Арлекин жил всегда, это — неунывающий, нерефлексирующий типчик, прощелыга-прохиндей, и оставаться ему неизменным, и жить ему вечно. Но Арлекин не может существовать без Пьеро, а Пьеро — уже намного более сложный образ, как он ни варьировался со временем, мы постоянно сталкиваемся с ним и в реальной нашей жизни.
Эти карнавальные типажи из итальянской commedia dell’arte стали не только героями многочисленных произведений, но и определенными, хорошо распознаваемыми психотипами. К XIX веку Пьеро — уже законченный меланхолик, неврастеник, неудачник, несчастный и отвергнутый возлюбленный, таким он и появляется во французском театре. Схожий образ запечатлен на знаменитом полотне А. Ватто.
Этот образ очень любили романтики. Правда, у них Пьеро иногда бунтует против существующего положения вещей, даже не столько против того, что всегда бит, сколько против банальности и замшелости окружающего мира. Бунт сам собой стихает, боль остается. Пьеро уже не просто клоун, он уже ближе к дворянской культуре, и общая субтильность остается.
Нарумяню лицо мое, лунное, бледное, /Нарисую брови и усы приклею, /Слышишь ты, Коломбина, как сердце бедное /Тянет, тянет грустную песню свою? (А. Блок «Балаганчик»)
Пьеро можно увидеть на картине Поля Сезанна «Пьеро и Арлекин», на портрете Всеволода Мейерхольда, на двойном автопортрете Александра Яковлева (Пьеро и Арлекин в одном лице — это отдельная тема). Были спектакли Мейерхольда и Таирова.
«
Не умирает Пьеро и в поэзии: Он — мальчишка, парень смелый, /Без скорлупки плод незрелый, / Вот Пьеро, Пьеро, Пьеро! (Поль Верлен).
Отдельного разговора заслуживает Пьеро Вертинского. «Русский Пьеро» с лицом, намазанном белилами, с изломом бровей, с необычными элегическими песенками — яркий декаданс во вполне крепкой плоти самого певца. Популярность необыкновенная в самые тяжелейшие времена…
Поразительно, что в сказке итальянского писателя Карло Коллоди «Пиноккио», которая являлась первоисточником «Буратино», Пьеро среди героев нет. Пьеро понадобился А. Толстому, уже в XX веке.
Где же Пьеро сейчас, кем стал? Пьеро жив и сейчас. Не всем же быть в роли героя-любовника. Арлекинов хватает, все они при деле, бизнес у них неплохо идет, и мыслями ненужными не маются, с Мальвинами-Коломбинами управляются без натуги.
А Пьеро может читать лекции в университетах или заниматься своим непосредственным занятием — играть на сцене, или даже сидеть в котельной, пописывая какие-нибудь очень неплохие тексты. И он почти всегда безнадежно влюблен, даже если это девочка с голубыми волосами, «плакса и приставала». Он ведь влюблен в свой образ, позволяющий и воспеть, и пострадать:
А он дарил ей розы, покупал ей духи,
Посвящал ей песни, читал ей стихи…
Или нелепо и еле слышно попытаться сказать самое важное любимой: Пьеро при виде Мальвины начал бормотать слова — столь бессвязные и глупые, что мы их здесь не приводим. («Буратино»).
Так и живет Пьеро: когда в мечтах, когда в меланхолии, когда и в некоторой восторженности. И никак не удается ему отделаться от Арлекина. А как убежишь от самой жизни, бурлящей, кипящей, дающей подзатыльники зазевавшимся? Только в мечты и переживания, не обязательно экзальтированные, но обязательно в лирические.
И вовсе он не слаб, как может многим показаться. Пьеро — сильная личность: а вы попробуйте прожить несколько веков с неразделенной любовью, да еще получая нескончаемые тумаки! Пьеро — не пацифист, просто у него в балаганчике жизни своя роль, к ней не выдается палка или дубинка. Но он не только страдает, он часто и созидает.
Но и без Арлекина ему трудно. Не может все-таки эта парочка надолго разлучаться:
— А ты не будешь больше драться?
— Ну нет, я еще только начал.
(«Буратино»).
Это очень смешная комедия….
Спасибо за статью, ответили на мои догадки, получила удовольствие. И меланхолик, и аристократ, и, думаю, интроверт. Почему и близок )))
0 Ответить
Спасибо.
Полагаю, что все мы периодически бываем Пьеро, особенно в минуты сплина и когда есть возможность безопасно на публике поныть на жизнь, одновременно ею восхищаясь. )
Вроде психотип в психологии более-менее описан, но безлико, без имени. И без надлежащей симпатии.)) А зря.
0 Ответить
Продолжение будет?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
нет.
0 Ответить
Галя, спасибо. Получила удовольствие от прочтения
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Валя.
0 Ответить
Галя Константинова, 5! Чудесная статья.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Обложка книги из серии "Библиотека Пьеро". Обри Бердслей.
0 Ответить
Иллюстрация Обри Бердслея к книге Даусона "Пьеро минуты"
0 Ответить
Светлана, я про Буратино не читала. В смысле каких-то исследований. Но точно знаю, что все психотипы давным-давно уже выписаны, еще в "донаучные", "допсихологические" времена. Выписаны в фольклоре, искусстве.
А Пьеро я просто очень люблю. Как себя. Я его хорошо знаю, часто вижу, понимаю.
Очень глубокая личность, и умный, и смелый на самом-то деле. И бунт на корабле может иногда устроить. И Пьеретты такие же.
Не помню сейчас, чья вот эта картина.
0 Ответить
зато вот это Пьеро Дали
0 Ответить
Галя Константинова, замечательная статья, читала с большим интересом! А раньше думала (тоже предварительно где-то прочитав) что Пьеро - это изображение меланхолического психотипа. И вообще сказка про Буратино, мол, сплошной парад психотипов: Буратино - сангвиник, Карабас Барабас - холерик, флегматик - папа Карло, кажется...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Заставляете задуматься. Не о жизни, о себе.
0 Ответить