После принятия христианства верба заняла еще более важное место, став атрибутом одного из главных православных праздников. Она заменила на Руси пальмовые ветви, которыми приветствовали Иисуса Христа перед входом в Иерусалим жители Иудеи. На предпасхальном праздничном церковном богослужении вербу торжественно освящают.
Верба, символ весны и плодородия, стала олицетворять здоровье, радость и жизнь. Освященным веточкам вербы приписывали поистине чудесные способности. Ее целебную силу издавна старались распространить на весь окружающий быт. Так, в Вербное воскресение пекли специальные пироги с пушистыми почками. Вербные почки употребляли в пищу больные лихорадкой и женщины, которые хотели излечиться от бесплодия. Из них делали порошок для лечения ран. Верили, что освященная веточка исцелит нездорового человека, если прикоснуться ею к его ногам.
А еще говорят, что если положить ветку на голову и повязать платок, пройдет головная боль. И конечно же, знаменит обычай хлестать вербными прутьями детей. При этом приговаривали, что бьет их сама Богородица, даруя им таким образом здоровье и избавляя от негативной энергии. Освященная верба — залог благополучия домашних животных. Прутиками скотину выгоняли в поля, клали под крышу хлева, угощали пирогами с вербой, чтобы защитить от болезней.
Кроме этого, на Руси верили в магические свойства вербы. Если бросить ее против ветра, успокоится буря и прекратится град. Чтобы остановить пожар, нужно кинуть в огонь. Освященные пушистые ветки хранили в красном уголке рядом или за образами. Перед тем как пойти освящать новую вербу, прошлогоднюю пускали по течению реки, втыкали в землю в огороде или недалеко от дома. Такая верба защищала посевы и жилище от нечистой силы. По старому деревенскому поверью деревце помогало распознать ведьму. В Великую субботу нужно сжечь веточку, и если вскоре придет женщина и попросит огонька, то это и есть ведьма. Наконец, верба была олицетворением храбрости. Робкому человеку советовали вколотить в стену дома кусочек ветки.
В то же время на Руси с предосторожностью относились к старым дуплистым вербам: думали, что в их ветвях резвится всякая нечисть. Однако и старое дерево может оказаться полезным. Как гласит предание, в ветках растущей у берега реки вербы живет Водяной. Одинокая девушка, мечтающая о любви, должна прийти к такой вербе, на которой еще не распустились листья, в последний день убывающей луны и прикрепить к ветке яркую ленту или часть цветной бумаги с написанной просьбой, и уйти не оглядываясь. Второй раз в этом году к этому деревцу подходить нельзя. Верили, что после того, как Водяной оплачет одиночество девушки, она непременно встретит своего возлюбленного, который и станет ее мужем.
Освященная верба способна помочь каждому человеку, с искренностью обратившемуся к ней. Для этого нужно поставить ветку в вазу, ежедневно менять воду и разговаривать с ней: о чем-то попросить, на что-то пожаловаться. Засыхающая веточка означает, что верба нейтрализует ваши неприятности и беды. Следует отнести ее подальше от дома, поблагодарить и сжечь. В случае же, если ветка пустила корни и на ней распускаются листочки, ее можно посадить и быть уверенным, что деревце исполняет вашу просьбу.
Как бы там ни было, пусть эти маленькие милые пушистики, тянущиеся к солнцу, станут для вас началом прекрасной и счастливой весны!
Спасибо за такую теплую статью... Было очень интересно читать.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Благодарю Вас, София!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А еще вербными веточками отцы били незамужчних девиц, чтобы они они вышли замуж, приговаривая: "Вербохлест, бей до слез".
Правда, я до конца не понимаю это садо-мазо.
А Вы как объясните?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена, насколько я знаю, вербой били для того, чтобы передать силу, жизненную энергию вербы человеку. Считалось, что хлест вербными прутиками прибавит здоровья и вообще "вдохнет жизнь". При этом приговаривали: "Не я бью, верба бьет". По другому источнику, верили, что через вербу человеку помогает сама Богородица.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Спасибо за интересную статью, но не могу не вставить "пять копеек", тем более, что (как мне кажется) это важное уточнение.
Освящённую вербу сажать НЕЛЬЗЯ. Её вообще в воду не ставят и корней она дать не может. Принесённую из церкви вербу ставят в красный угол за Образа.
Да и вообще, по поверью "сажающий вербу - себе заступ готовит". То есть человек умрёт как только из выросшего деревца можно будет выстругать древко для лопаты (заступа) и вырыть могилу.
С освящёнными предметами вообще необходимо обращаться осторожно и бережно. Да и просить в таком случае у Господа надо, а ни как не у веточки.
Если уж просить у дерева помощи, так у "своего", тщательно выбранного, взрослого, здорового и сильного. Как просить - Вам решать, а маленькое пособие на эту тему вот здесь https://www.shkolazhizni.ru/health/articles/10735/
Очень надеюсь, что я Вас не обидела, столь резким выступлением. Творческих Вам успехов.
1 Ответить
Ирина, благодарю Вас за дополнение, оно действительно очень важное и любопытное. Это мнение мне тоже встречалось, и поверье в том числе. Но, как я поняла, по этому вопросу допускаются разные точки зрения. Еще раз большое Вам спасибо! Вам тоже успехов!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо Екатерина.
Верба, символ весны, оживления природы, новой жизни, радости и полноты Божественной и возможно ? ... вечной !!!
Следует осторожно различать, что языческое, а что христианское, т.е. от Бога.
Веточка, часть природы, которую создал Всевышний Творец. Ему Одному слава и хвала за благодать и милость и любовь неизречённую!
... и просить только у Господа надо, чтобы не умалить Его и не слелать Ему больно. Ибо написано во всех Евангелиях:
"Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
... тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него".(Мф.7:7-11).
И ещё:
Спаситель Иисус Христос говорит до сих пор:
"Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.
Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна".(Ин.16:23-24).
Обильных всем Божиих благословений.
1 Ответить
Александр, спасибо Вам большое за прекрасный комментарий!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ага, только дерево Перуна - дуб, а верба, в первую очередь, использовалась в обряде плодородия. Первоначально этот обряд проводился исключительно мужчинами и сводился он к тому, что в определенное время года всех женщин и весь скот женского рода истязали ударами розог. Что скрывалось под этими действиями? Первобытный человек видел в розге символ полового органа, принадлежащего духу плодовитости: стоит ударить розгой женщину по ее половым органам, и она приобретает способность рожать детей. Розга, палка, пика, хлыст- все это издавна служило символом полового органа мужчины. Мужчины, наносившие удары, представлялись этими демонами воплощенным в трех деревьях, с которых были сорваны эти розги...
Женщина, принимающая в сфере своих органов удары розгами, олицетворяла активное начало процесса оплодотворения.
“Вербный обряд” совершается повсюду в одно и тоже время, а именно когда природа просыпается от зимней спячки: 28 декабря, 2 февраля, на масленице, на Пасхе, 1 мая.
В других странах жрецы переносили обряд истязания вербой на плодовые деревья и животных, в целях повышения плодовитости и защите от всяких болезней.
1 Ответить
Валерия, спасибо Вам большое за дополнение!
Оценка статьи: 5
0 Ответить