О человеке, которым вправе гордиться Россия, сведений в архивах, к сожалению, сохранилось очень мало. Даже дата рождения Семена Ивановича точно не установлена. Википедия указывает предположительно «около 1707 года». Известно, что он родился в селе Мишина Поляна Белевского уезда (сейчас село в Арсеньевском районе Тульской области).
В одном из своих дневников Семен Иванович упоминает, что отец его был стряпчим, но рано ушел из жизни, и он воспитывался в семье дальних родственников. В 1714 году Семен, выдержав строгий отборочный конкурс среди дворянских детей (как их раньше называли — «недорослей»), был принят в Московскую школу математических и навигационных наук.
Это было очень престижное учебное заведение, основанное еще Петром Первым. Из его стен вышло немало прекрасных морских офицеров, ставших украшением российского флота. А во время летних каникул воспитанники, в числе которых был и Семен Челюскин, проходили практику на судах Балтийского флота. Окончив навигационную школу с прекрасными оценками, Челюскин был прикомандирован для продолжения службы на Балтийский флот. Начав службу учеником штурмана, через несколько лет он уже обучал мастерству штурмана гардемаринов.
В декабре 1732 года Сенат принял проект Великой Северной экспедиции, а Адмиралтейст-коллегия установила добровольный порядок участия в ней. Когда Челюскин узнал об экспедиции, которой надлежало найти путь через «Ледовитое море в страну Епон», нанести на карту северные берега России и «проведать, далеко ли от Камчатки лежит землица Америка», он пишет рапорт с просьбой о зачислении в ее состав.
Уже через месяц, в январе 1733 года, был готов список желающих отправиться в «Камачацкую экспедицию». В списке был и Семен Иванович Челюскин. Общим руководителем экспедиции был назначен В. Беринг. Задач перед Великой Северной экспедицией было поставлено немало, поэтому весь состав был распределен на несколько отрядов. Ленско-Енисейский отряд, куда и был зачислен Челюскин, возглавлял земляк и хороший знакомый Семена Ивановича лейтенант Василий Прончищев. Итак, судно — дубель-шлюп — спустили на воду и нарекли «Якутском», так как путь их лежал именно из этого города.
В Центральном государственном архиве Военно-Морского Флота СССР хранится вахтенный журнал дубель-шлюпа. В течение семи лет ежедневно, следуя правилу «что видим, то пишем, а чего не видим, того не пишем», делал скупые служебные записи штурман Семен Иванович Челюскин.
Август 1736 года. Впервые с моря люди увидели черные горы восточного Таймыра. Из записи тех дней:
«Подошли великие острова. Шли около тех островов миль с тридцать. И како стал туман подыматца, то увидели впереди себя и по обе стороны льды. А берег остался далеко, и не видать было. Стужи стоят великие, что человеку едва терпеть можно».
Тяжело был болен капитан Василий Прончищев. Не отапливался кубрик. На вахте уже не первые сутки стоял штурман Челюскин — других офицеров попросту не было. Он вел судно, делал ежечасно записи в журнале, не забывая о картографической съемке. Скоро льды окончательно преградили путь. Разбивая лед баграми и веслами, работая круглые сутки, команда делала отчаянные попытки вырваться из плена.
«Штиль, небо облачно и мрачно, мороз великий».
Они вырвались, но 29 августа 1736 года не стало с ними капитана Прончищева. Его молодая жена Татьяна, отправившаяся с ним в экспедицию, пережила его всего на две недели. Узнав о смерти друга, капитан придворной яхты «Декрон» Харитон Лаптев просит отправить его на «Якутск» капитаном, чтобы продолжить дело Прончищева. А пока командование отрядом принимает Семен Челюскин.
Не сумев связаться с руководителем экспедиции В. Берингом, в феврале 1738 года Челюскин пишет рапорт в Адмиралтейств-коллегию о необходимости продолжения экспедиции: «Начатое свершиться должно». Командиром дубель-шлюпки «Якутск» и руководителем отряда утверждают Харитона Лаптева. В ожидании прибытия Лаптева, Челюскин готовит снаряжение, производит капитальный ремонт дубель-шлюпа.
В 1739 году Лаптев и Челюскин пытаются пройти проделанный «Якутском» путь, но это им не удается. Следующим летом они идут на последний штурм. Дубель-шлюп окружают льды, в пробоины, заложенные мешками с продуктами, хлещет вода. На льдинах, как на плотах, добираются люди до берега. 15 августа команда покинула затонувший корабль, а 15 октября — через два месяца — люди дошли до зимовья.
На корабельном совете решено было прекратить исследования и ждать дальнейших указаний. Но Семен Иванович, несмотря ни на что, продолжал съемку берегов Таймыра, путешествуя по суше. В 1741 и 1742 годах он возглавил два санных похода, остающихся непревзойденными по протяженности маршрутов и объему проделанной работы.
9 мая 1742 года Семен Челюскин сделал запись, ставшую исторической:
«Приехали к мысу. Здесь поставлен маяк — одно бревно, которое вез с собой. Сей мыс каменный, высоты средней, около оного льды гладкие и торосов нет».
Челюскин называет его Восточным Северным мысом. Спустя сто лет, в 1843 году мыс будет переименован в мыс Челюскина.
Далее путь отряда лежал к устью Нижней Таймыры. В середине мая 1742 года на карту было нанесено все северное побережье Таймыра. Задание Адмиралтейств-коллегии для Ленско-Енисейского отряда было успешно выполнено. Только по полуострову Таймыр Семен Иванович Челюскин со своим отрядом проехал и прошел, выполняя описи, более 7 тыс. км. Это был без преувеличения большой гражданский и научный подвиг.
Так был открыт мыс, названный впоследствии в честь Челюскина его именем. Однако ни сам Челюскин, ни его современники не придали открытию никакого значения. Челюскину присвоили звание мичмана. Некоторое время он командовал придворной яхтой, затем опять служил на Балтийском флоте. Со службы по состоянию здоровья Семен Иванович ушел в чине капитана 3-го ранга и поселился с женой в деревне, где скончался в ноябре 1764 года. Место его захоронения, как указано в источниках, осталось неизвестным.
Патриот, гордость отечества, гордость земли русской ушел из жизни в полной безвестности. Прошло более двух с половиной веков со дня начала Великой Северной экспедиции, великой не только тем, что на карту были нанесены неизвестные русские земли, но и великим стремлением людей, в том числе и Семена Ивановича Челюскина, достойно послужить свой родине. И хочется надеяться, что в школе на уроках географии дети получат не только информацию о том, что именем Челюскина назван мыс — самая северная точка Евразии — и небольшой остров в Таймырской губе, но и о его патриотизме.
Карина Бахтадзе, спасибо за блестящую работу!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Карина, хорошо, что вы вспомнили об этом человеке. 5! Удачи!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Карина, вот Вы написали - "Википедия предположительно указывает «около 1707 года»". Т. е. я делаю вывод, что при подготовке материала Вы знакомились с материалами по теме статьи, опубликованными в этой энциклопедии.
Но этот источник в статье о Василии Прончищеве пишет - "Жена Прончищева Мария (по другим данным Татьяна) участвовала в путешествии..." Обратили внимание? Энциклопедия сомневается - Мария ли? И делает ссылку на другое имя.
Вы этого не делаете. Совершенно напрасно. Потому что супругу Василия Прончищева звали не Мария. Имя "Мария" - это ошибка картографов. Картографическую надпись "м. Прончищевой" (мыс Прончищевой) они расшифровали, как "М. Прончищевой" (Марии Прончищевой). Вот такой вот картографический анекдот.
А супругу Василия Прончищева звали Татьяна Фёдоровна. Её подлинное имя в 1983 г. установил студент Московского университета В. Богданов по документам Центрального государственного архива древних актов. Открытие зарегистрировано Географическим обществом ещё Союза ССР.
Родилась Татьяна Фёдоровна в 1713 г. в селе Березово Алексинского уезда в семье стряпчего Федора Степановича Кондырева. Это тоже не очень далеко от Тулы. Умерла эта женщина 12 сентября 1736 г. , о чём Семён Челюскин сделал запись в том журнале, о котором Вы рассказывали: "В начале сего 4 часа пополуночи бывшаго командира дубель - шлюпки Якуцка Прончищева волею божею жена его умре".
И ещё. Посмотрите внимательно название своей статьи. Разве она об открытии мыса Челюскина? Мне показалось - не только и не столько. Значительно больше - о Семёне Челюскине. Как человеке и исследователе.
А тема очень интересная.
Удачи Вам и всего самого доброго.
0 Ответить
Константин Кучер,
Константин, большое Вам спасибо за комментарий. Когда я работала над этой статьей, то в Интернет заглянула только, чтобы еще раз уточнить дату рождения. Так как во всех, используемых мною источниках, точной даты не было. Также везде было указано имя Марии Прончищевой. Я благодарна Вам за предоставленные сведения. Вообще мне очень помогают и редакторы и пользователи, за что выражаю всем искреннюю признательность. И теперь мне кажется, что и содержание статьи, как Вы отметили шире, чем просто открытие мыса. С уважением, Карина.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Так, Карина... Не Марией звали супругу капитана Василия Прончищева. Татьяной.
Если не очень убедительно я об этом написал в комментарии, то можно, самого Василия почитать. 25 июня 1733 г. , будучи в Москве, он подал прошение в Вотчинную коллегию, в которой, в частности, написал, что “в нынешнем 1733 году зговорил женитца на девице Татьяне Федоровой дочери Кондырева”. Это - архивный документ - РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д.10419, Л.410.
0 Ответить
Константин Кучер,
Вы правы и я исправила на Татьяну,о чем выше поблагодарила Вас, не знаю в чем получилась ошибка и почему осталась Мария.Исправим
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да ладно, Карина, это - рабочий вопрос. Просто я подумал, мало ли, может, мои доводы показались Вам неубедительными... Потому посчитал возможным привести дополнительную аргументацию. Архивную...
0 Ответить
Не за что, Карина. Только рад, если чем оказался Вам полезен.
С уважением, Константин.
0 Ответить