Я видел взрослых очень близко. Я даже сам повзрослел. И мне с каждым годом сложнее и сложнее рассмотреть барашка через стены ящика. И всё же я попытаюсь.
А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»:
«- Я знаю одну планету, там живет такой господин с багровым лицом. Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил. И никогда ничего не делал. Он занят только одним: он складывает цифры. И с утра до ночи твердит одно: „Я человек серьезный! Я человек серьезный!“ — совсем как ты. И прямо раздувается от гордости. А на самом деле он не человек. Он гриб».
Парадокс, с которым сталкиваются почти все, кто читал «Маленького принца», заключается в том, что эта сказка не для детей. По крайней мере, если подразумевать под детьми тех, кому не исполнилось хотя бы шестнадцати. Меня «Маленький принц» разочаровал всего лишь раз — и именно в детстве. Разочаровал именно в тот момент, когда я начал им очаровываться, с удовольствием рассматривая в удаве слона и читая о смешных обитателях разных астероидов. Но стоило Маленькому принцу попасть на землю, как динамика книги куда-то исчезла, и я сразу заскучал. Откуда мне было тогда знать, что динамика ушла ВНУТРЬ сюжета, что это не сказка-приключение, а сказка-состояние, сказка-притча? Теперь-то я понимаю, что главного глазами не увидишь, а тогда я раздраженно отложил ее в сторону…
Сегодня большинство литературоведов убеждены: «Маленький принц» — книга не для детей, а для юношества. Я тоже полюбил ее в юности. Вот только понял ли? Юношество слишком падко на романтичную пафосность, на красоту образов, на простые истины, на трагичность, в конце концов. Но проходят годы, мы взрослеем, и со взрослением приходит горечь понимания того, что что-то неуловимо уходит из наших душ — уходит безвозвратно. Экзюпери назвал эту потерю потерей детства.
«Будьте, как дети…», «Все мы родом из детства…», «Куда уходит детство…», «Детство, детство, ты куда спешишь?..» и так далее, вроде бы всем всё ясно. А мне, представьте, нет. Посмотрите на Маленького принца — он во многом совершенно не похож на ребенка. Он мудр, а ребенок мудрым быть не может по определению (он может быть только умным). Во-вторых, герой Экзюпери крайне самостоятелен и постоянно говорит об ответственности. Он живет сам на маленьком астероиде, и каждое утро приводит свою планету в порядок — выкорчевывает ростки баобабов, чистит жерла вулканов, заботится о Розе. Конечно, дети бывают разные, но основная прелесть и особенность детства заключается именно в безответственности и беззаботности. Да и вряд ли Экзюпери призывает нас к тому маразматическому состоянию, которое называется «впасть в детство». Другой сказочник — Толкин — вообще не скрывал своего раздражения, когда речь заходила о детях как особой расе. Автора «Властелина Колец» можно понять — он пытался вывести сказку из гетто детской литературы, и в своих суждениях относительно этого был совершенно прав. Но прав и автор «Маленького принца».
Что же подразумевал Экзюпери, защищая «детское» и иронизируя над «взрослым»? Он знал по своему опыту, что детству всё-таки присущи определенные неповторимые черты. Многие впоследствии вспоминают свои детские годы с характерной теплотой, а воспоминания из той поры всегда яркие и насыщенные. А ведь это потому, что они ПЕРВЫЕ. Приходят в мир дети безгрешными и чистыми — это правда. Но чисты они не в каком-то нравственном плане, а как чистый лист, впитывающий в себя цвета, запахи, слова, образы… Всё это на первых порах воспринимается очень остро и сочно. Мир для детей, как и для первобытного человека, полон загадок и одушевлен. Ребенок постоянно любопытен и удивлен. Его мировосприятие еще цельно, и не делится на научное, религиозное, корпоративное или еще какое-то… Детям знакомы страхи, но не знаком Страх. Окружающий мир для них еще пугающе велик и дети создают свои маленькие мирки-астероиды («…его родная планета вся-то величиной с дом!»), в которых творят свои ритуалы. Взрослые называют это игрой, но для ребенка — это единственный пока способ общения с окружающим миром, попытка понять его и себя, установление первых уз и правил.
А. Сент-Экзюпери «Планета людей»:
«У нас был свой мир, со своими устоями, здесь по-особенному звучали шаги и во всем был свой особый смысл, в иных краях никому не доступный. Но вот становишься взрослым, живешь по иным законам — и что остается от парка, полного теней детства — колдовских, ледяных, обжигающих? Вот ты вернулся к невысокой ограде, сложенной из серого камня, и почти с отчаянием обходишь ее кругом: как странно, что они так малы и тесны — владения, которым когда-то не было ни конца ни края… а как горько, что в этот бескрайний мир уже нет возврата, ведь возвратиться надо было бы не в парк, но в игру».
Сознание ребенка еще не засорено и очень пластично, легко открыто всему новому. Ученые давно заметили, что интересы детенышей обезьян гораздо шире и разнообразнее интересов взрослых особей, мозг которых будто бы «костенеет» в скорлупе устоявшегося полезного опыта и навыков.
К сожалению, подобное характерно и для взрослых «хомо сапиенсов». Взрослея, мы нарабатываем достаточный слой правил, предпочтений, привычек и стереотипов. Мы перестаем видеть слонов в удавах — мы видим только шляпы. Мы привыкаем к этому миру, и он для нас неотвратимо сереет и скучнеет. Мы видели закат солнца несколько тысяч раз — и он нас не удивляет. И в какой-то момент некоторые из нас — взрослых — вообще перестают СМОТРЕТЬ на закат и звездное небо. Нам показывают слишком много роз, красивых и пустых, но за них не хочется умереть. Мы перестаем чувствовать ритуалы — мы их просто отправляем. Как нужду. Мы придумываем себе развлечения, но они зачастую так же скучны и пресны — ибо не требуют от нас никаких духовных и творческих усилий. Сначала мы думаем, как найти свободное время, а потом — не знаем, как его убить. Нам стыдно, потому что мы бухаем, и мы бухаем, потому что нам стыдно. Все обитатели планет, на которые попадает Маленький принц, — король, честолюбец, пьяница, деляга — заняты глупыми и бессмысленными делами. Даже работа фонарщика, верно и стойко исполняющего свой долг, не способна принести счастья.
А. Сент-Экзюпери «Маенький принц»:
«- А для чего тебе владеть звездами?
— Чтоб быть богатым.
— А для чего быть богатым?
— Чтобы покупать еще новые звезды, если их кто-нибудь откроет.
„Он рассуждает почти как пьяница“, — подумал Маленький принц».
«- Как они спешат, — удивился Маленький принц. — Чего они ищут?
— Даже сам машинист этого не знает, — сказал стрелочник.
И в другую сторону, сверкая огнями, с громом пронесся еще один скорый поезд.
— Они уже возвращаются? — спросил Маленький принц.
— Нет, это другие, — сказал стрелочник. — Это встречный.
— Им было нехорошо там, где они были прежде?
— Там хорошо, где нас нет, — сказал стрелочник.
И прогремел, сверкая, третий скорый поезд.
— Они хотят догнать тех, первых? — спросил Маленький принц.
— Ничего они не хотят, — сказал стрелочник. — Они спят в вагонах или просто сидят и зевают. Одни только дети прижимаются носами к окнам.
— Одни только дети знают, чего ищут, — промолвил Маленький принц. — Они отдают всю душу тряпочной кукле, и она становится им очень-очень дорога, и если ее у них отнимут, дети плачут..»
Маленький принц — это тот, кто, становясь мудрым, не пожелал взрослеть. Поэтому он одинок. Поэтому он должен улететь.
См. также «Откуда „прилетел“ Маленький Принц?» >>>
Сергей Курий, замечательная статья! Лучшей здесь я, правда, не читала. Не побоюсь громких слов, но это маленький шедевр!
Так разбередила себе душу, пока читала, такое ощущение, будто Вы прочитали мои мысли.
И очень мне стало стыдно, что в детстве я это произведение забраковала, ну не пошло у меня. "Малыш и Карлсон" мне нравились гораздо больше. А теперь, прочитав Ваши выдержки, вновь захотелось вернуться к этому прекрасному произведению!
(И Вы все правильно сделали, что не скупились на цитаты. Хорошего много не бывает!)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Последняя фраза статьи напомнила мне о другой книге - "Питер Пэн" Джона Барри. А потом в голову пришел еще один "так и не повзрослевший" персонаж - Карлсон!
С Вашего разрешения, я использую материалы статьи для небольшого обзора на сайте, посвященном детскому (и не только) чтению.
0 Ответить
Владислава Меньшикова,
Конечно пользуйтесь. По сказкам, кстати, у меня уже немало написано - вот можете взглянуть здесь. Может пригодится.
А насчет Вашего утверждения, не совсем согласен. Пэн и Карлсон действительно схожи - они не повзрослели.
Принц напротив - взрослый, но не утративший в себе ребенка.
Он мудр и ответственен - эти качества не присущи детям.
0 Ответить
Сергей Курий, тем интереснее будет сравнить эти персонажи! Я работаю в детской библиотеке, мне очень пригодятся Ваши статьи. Спасибо!
Обязательно укажу автора и дам ссылку, когда подготовлю статью.
0 Ответить
Сергей Курий, Браво! Лучшая работа на "ШЖ" за последний месяц! Лично я не смог прочесть Маленького Принца ни в детстве, ни в юности - было не понятно, и это верно замечено автором. Совершенно случайно, "Принц" мне попался в 40 летнем возрасте - пару месяцев назад. Я был очарован. "Принц" - это притча для тех, кому за 40, т.е. возраста очередного Переломного возраста. Причем, по-моему, именно для мужчин. Большое спасибо автору! P.S. По-моему, не стояло перегружать статью цитатами. P.S.S. Тем, кто хочет, что-то сказать - советую перечитать "Принца"
0 Ответить
Армен Ананян,
Спасибо за столь высокую оценку!
Насчет цитат, возможно, Вы и правы. Для формата "ШЖ" оно и вправду многовато.
0 Ответить
Прав был писатель - мы в ответе за тех, кого приручили. 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Огромное спасибо всем за отклики! Читайте дальше!
0 Ответить
Сергей Курий,
Прелестная статья!
0 Ответить
Замечательная книга и очень длстойная статья.
0 Ответить
Сергей Курий, великолепная статья!
Что касается мня, то я всегда смотрю на звездное безоблачное небо, восхищаюсь закатами, восходами, луной, пением птиц по утрам, каждому лучику солнца, каждому весеннему листочку, цветочку и травинки. Я стараюсь привить такую же любовь своему ребенку. Мир так прекрасен, а большинство из нас не замечает той красоты вокруг нас, потому что погрязли в обыденности бытия.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Потрясающая статья.
В комментах она не нуждается.
Если бы в шкале было бы 10 баллов - поставила бы 10.
0 Ответить
Наталья Проценко,
Да, именно так в школе учат писать сочинения (рефераты).
Много воды, много перечислений, много цитат и минимум своего
нового. С трудом дочитал. Моя оценка 3.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Михаил Михайлов, дело ваше. Кто-то увидел здесь "реферат", кто-то - больше...
А что вы мне-то пост адресуете? Я не автор ;)
0 Ответить
Да в общем-то, мне и ответить нечего.
Не понравилось человеку - имеет полное право.
Хотя, вот в этой части статьи про Экзюпери практически все мысли мои собственные (может они конечно и новые).
0 Ответить
Наталья Проценко,
А вот в прочтении самой сказки - очень даже нуждается
Ибо тогда просто не понять о чем идет речь.
Вообще, об этом произведении наверное можно бесконечно писать и рассуждать, и все равно никто не расшифрует до конца.
Мне представляется, что это - литературный аналог картины Леонрда Да Винчи "Мона Лиза".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Володин, думаю, Вы правы.
0 Ответить