До революции 1917 года здесь было около пятисот освященных храмов, считая домовые церкви. Многие из них в советское время были разрушены и утрачены безвозвратно. Например, Знаменский храм, который был как раз напротив Московского вокзала и встречал всех приезжавших в столицу Российской империи. Сейчас на его месте — станция метро «Площадь восстания». Или собор Святых страстотерпцев Бориса и Глеба на Синопской набережной, воздвигнутый на месте явления святых Бориса и Глеба ижорскому старосте Пелгусию во времена Невской битвы, и являвшийся первым памятником победе на берегах Невы. И храм Рождества Христова на шестой Рождественской улице, где обычно встречали Рождество царские особы, тоже был взорван — сегодня на его месте пустой сквер. (Пока все Рождественские улицы называются Советскими, их всего 10, но уже стоит вопрос о возвращении этим улицам старого названия).
В настоящее время, если верить адресному справочнику Санкт-Петербурга, в Северной столице насчитывается более 200 храмов, с учетом подворий монастырей и домовых церквей (т.е. при больницах и других общественных учреждениях), а также костелов, кирх, мечетей, синагог. Конечно, больше всего православных храмов. И идет очень интенсивное строительство новых церквей и часовен в каждом районе города, потому что тяга к религии у народа в последнее время сильно возросла.
В нашем городе есть просто Храмы, чтимые и церковью и прихожанами, куда вход свободный для всех желающих. И есть храмы-музеи, те, что в то или иное время ХХ века были музеями и до сих пор сохраняют музейные функции, и куда, чтоб войти, надо приобрести билеты, порой довольно дорогие.
Храмы-музеи
Храмы-музеи Санкт-Петербурга у всех на слуху — информации более чем достаточно и в путеводителях, и в Интернете. Расскажу о них вкратце, для тех, кто не бывал в Петербурге и собирается поехать туда.
Самым большим православным храмом Санкт-Петербурга, который не обходит стороной ни один турист, является Исаакиевский Собор — воздвигнутый во имя преподобного Исаакия Далматского по проекту архитектора Огюста Монферрана, который отдал этому своему «детищу» сорок лет жизни — столько времени строился собор. Его освящение состоялось в 1858 году, и он стал главным храмом императорской фамилии и центром городских празднеств. «Господи, силою твоею возвеселится царь» — эта надпись на северном фронтоне собора является выражением идеи всего сооружения. Исаакиевский собор является четвертым по величине христианским храмом, уступая лишь соборам святого Петра (Рим), святого Павла (Лондон) и Санта Мария дель Фиоре (Флоренция). Внешний вид и интерьеры поражают воображение, а со смотровой площадки колоннады на высоте 43 м открывается восхитительная панорама Невы и Санкт-Петербурга. Его высота 101,5 метр, длина и ширина по 100 метров. О. Монферран уникально решил архитектурную проблему — огромный золоченый купол поддерживают массивные 100-тонные колонны из цельных глыб гранита. В соборе есть макет, на котором показано, как устанавливали колонны во время строительства.
Собор имеет богатейшее внутреннее убранство. В его отделке использовалось более двадцати видов камня, среди которых малахит, мрамор, лазурит и порфир, а также золоченые и медные скульптуры работы П. Клодта, И. Витали, Ф. Лемера. Всего на отделку храма затрачено 400 кг червонного золота, 16 т малахита, 1 тыс. т бронзы, 11,2 кв. м ляпис-лазури. В росписи купола и стен принимали участие Карл Брюллов Федор Бруни, Василий Шебуев, Петр Басин и другие выдающиеся художники. Большое место в интерьере занимает мозаика, общая площадь которой составляет около 600 квадратных метров. В мозаичной технике выполнены иконы «Тайная вечеря», «Страсти Господни», изображения святых и многое другое.
Долгие годы Собор был просто музеем, и кто постарше, помнит, что там до 1992 года висел маятник Фуко на подвесе длиной 98 метров, демонстрировавший суточное вращение Земли. Функции музея собор сохраняет и сейчас, но 17 июня 1990 года в Храме вновь состоялось торжественное богослужение и теперь богослужения совершаются регулярно, по всем Великим праздникам и воскресным дням.
В середине Невского проспекта находится один из прекраснейших храмов России, Казанский кафедральный собор. Он был построен во славу чудотворной Казанской иконы Божией Матери, покровительницы Северной столицы и царствующей династии Романовых. Перед этим образом преклоняли колена императоры и вельможи, полководцы и ученые, купцы и простолюдины. Еще в начале 18 века для хранения этой высокочтимой иконы чуть южнее нынешнего собора была поставлена деревянная Рождественская церковь, которую в народе стали именовать Казанской. Но со временем церковь обветшала, решено было поставить новый, каменный собор. Было несколько проектов и вариантов, с подачи графа А.С. Строганова был утвержден проект архитектора
Собор строился десять лет и был освящен в сентябре 1811 года. Отличительной особенностью собора является окружающая его колоннада. Со стороны Невского проспекта слегка изгибающаяся колоннада состоит из 96 колонн коринфского ордера, поставленных в четыре ряда. Эти огромные колонны составлены из блоков камня, привезённого со специальных каменоломен в Гатчине, пригороде Петербурга. Есть колоннады с северной и западной сторон, всего вокруг собора 136 колонн. Высота каждой 13 метров, толщина внизу около 4 метров, наверху — 3 метра. После Отечественной войны 1812 года собор превратился в хранилище реликвий войны. Сюда свозили военные трофеи, в том числе армейские знамёна и полковые штандарты наполеоновских войск, ключи от завоёванных городов, маршальские жезлы. 13 июня 1813 года в соборе был похоронен фельдмаршал М.И. Кутузов. В 1837 году рядом с собором установлены памятники
Я уже писала в статье о музеях, что долгие годы ХХ века собор являлся Музеем истории религии и атеизма. Но в 1998 году Казанский собор был освящён вновь и ныне является кафедральным храмом Санкт-Петербурга. О богатстве внутреннего убранства собора, его алтаре, иконах надо писать отдельную статью, все там великолепно, но лучше ведь один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Нельзя пройти мимо еще одного уникального Храма-музея, расположенного между каналом Грибоедова и Михайловским садом — Храма Воскресения Христова, который большинство называет «Спас на крови». И это название стало уже настолько привычным, что официальное название употребляется очень редко. Храм Спас на Крови (архитектор А. Парланд) построен по указанию Александра III и решению Синода в 1907 г. на месте трагической гибели императора Александра II. Храм возведен как общенародный музей-памятник Александру II, которого часто называли царем-освободителем. Своими разноцветными куполами он напоминает храм Василия Блаженного в Москве. В храме установлена сень как раз на том месте, где был смертельно ранен император. И для того, чтобы это место на набережной оказалось внутри храма, строители часть канала засыпали. Главный купол церкви возносится на высоту 81 метр. В советское время этот многострадальный храм использовали как склад, даже для хранения овощей, несколько раз пытались стереть с лица земли, поскольку он, якобы, не вписывается по архитектуре в классический стиль центра города.
Но высшая божественная сила сохранила его для нас. Когда входишь внутрь, слезы наворачиваются на глаза при виде красоты, созданной руками талантливых художников-мозаичников. Внутри храма — удивительный мозаичный ковер икон и орнаментов, покрывающий все внутреннее пространство, от цоколя до главного купола. Это единственный православный собор, мозаичное убранство которого составляет 7065 квадратных метров. Неужели у чиновников могла подняться рука, чтоб взорвать такую красоту? Спас на Крови строился около 27 лет, и столько же лет реставрировался — с 1970 по 1997 годы. Сейчас он является филиалом музея «Исаакиевский собор». Я, пользуясь своим правом бесплатного посещения всех музеев, хожу в Спас на Крови чаще, чем куда бы то ни было, вожу туда всех своих гостей, и счастлива, что есть такой Храм в Петербурге!
Уважаемая Гертруда Рыбакова! Прекрасные обе статьи… жаль, что только пока две — столько ещё церквей и соборов… и все достойны упоминания!
Хочу уточнить одну цифру: не 600, а около 500 православных храмов действовало в Петрограде на 1917 год. Все они перечислены в фундаментальном справочнике «Святыни Санкт-Петербурга: Христианская историко-церковная энциклопедия» (авторы Антонов В. В., Кобак А. В.), который издан в 2003 году.
Из этих 500 примерно половина приходится на «домовые» церкви. Их также называют неприходскими, т.к. их прихожанами были не жители окружающих кварталов, а те, кто имел отношение к учреждению или помещению, в котором домовая церковь находилась.
В числе таких домовых церквей были:
· более 40 — при городских больницах
· около 10 — при военных госпиталях
· около 25 — в «присутствиях» (государственных учреждениях)
· около 20 — во всех дворцах, включая Зимний
· около 10 — при тюрьмах
· более 10 — при фабриках и заводах
· более 15 — в высших учебных заведениях и приравненных к ним
· до 40 — в гимназиях и других средних учебных заведениях
· около 20 — в начальных училищах
· почти 70 — церквей — при богадельнях, приютах, инвалидных домах и прочих «учреждениях призрения»
Дарю Вам эти цифры для написания таких же красивых и очень нужных статей!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галина Шехмаметьева, большое вам спасибо за такой комментарий и дополнительные сведения!Сведения скопировала себе в записи.
0 Ответить
Дорогая Гертруда, не стоит благодарности. Название энциклопедии дала Вам с умыслом, чтобы побудить Вас к продолжению работы. Собственно цифры по домовым храмам я взяла из Интернета (введите по поиску в кавычках "Список храмов Санкт-Петербурга"). Также хороший источник — электронная энциклопедия www.encspb.ru
Помните, с чего начиналась скрытая агитация за смещение Яковлева? С анонимных плакатов "Город устал". За прошедшие годы город не только устал, но и ещё больше погрузился в сумерки (Поищите фильм "Петербург в сумерках"). Только благодаря общественности удалось отстоять Питер от дурацкой идеи, которую всеми силами навязывала г-жа М. - поставить фаллический символ на месте Ниеншанца!
Трепать языком о важности православия, и демонстративно заливать себе воском платье под объективами камер. И даже цитировать про "время разбрасывать камни". Но когда настаёт время собирать — вот тут-то и начинается фарисейство с тендерами и спекуляция участками.
Питер превратили в Москву. При Матвиенко он окончательно потерял лицо: из-за Новодевичьего монастыря высовывается убожество, место которому только в Нью-Йорке. Тот же "Газпром" — на 400-метровый фаллос деньги есть, а вот чтобы на месте бензозаправки восстановить ту же колокольню Новодевичьего монастыря — слабо??? Доходов лишится, обеднеет? (То, что Собчак продал эту заправку Neste, дела не меняет: "те же яйца, но в профиль")
Сколько миллионов долларов вбухано в то, чтобы вместо восстановления храма (тем более, что новые выходы из метро уже сделаны) построить рядом Сенной не пойми что. То ли Ясенево, то ли Тёплый стан. Московский капитал вгрызся в горло Питера как вампир, и впустил в кровь города яд своих "эстетических" ценностей. На Сенной порадовало только одно: убрали "малый собчачий стеклянный фаллос" с-посреди площади. Сам развалился. А сколько из-за него аварий было!
Наконец, дальше по Садовой, площадь Тургенева. Место — "квадрат" — свободно! Восстановите же храм! Ругать большевиков на словах просто, тут лексики всегда хватает. А вот на деле собрать те камни, что по безумию раскидывали — и не только большевики, а в основной части своей серая, беспартийная, озлобленная масса — на это "не хватает". Конечно, как же хватит, если одни в брегетах, а другие на Канарах.
Пусть Ваши новые статьи об утраченных и до сих пор не восстановленных крупнейших храмах Петербурга будут немым укором тем политиканам, и тем капиталистам, которые за 20 лет так и не собрались их восстановить!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галина Шехмаметьева, спасибо за ссылки и пожелания. Но в силу того, что уже возраст дает себя знать, глаза все хуже видят, да и печатать трудновато - я же не профессионал, двумя пальцами печатаю - медленно и много опечаток, все время буквы местами путаются, работаю медленно, так что на большие статьи уже нет сил. Вы , наверное, заметили, что я теперь очень редко пишу статьи. Но... как знать, может все же решусь на что-то "масштабное" Всего вам наилучшего!
0 Ответить
Как будто снова в Питере побывала. Всю жду когда наконец Казанский достроят именно по проекту Воронихина - вот такая же полукруглая коллонада должна была по-Воронихину окаймлять и южный фасад храма. Представляете, какая бы это была мошь! 2 вот такие полусферы! Там с Юга вообще все можно снести - ничего там путного нет - склады и дворы. А вот эти каменные платформы по бокам коллонады Воронихин планировать украсить скульптурами двух архангелов. До 24 года там их копии и стояли из гипса, но рассыпались. У меня есть старый интуристовский справочник-путеводитель с фотографией архангелов. Красота! А платформы до сих пор ждут их из бронзы. Вот интересно, зачем они реставрируют, а не воссоздают проект. Уж делать, так делать.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лаура Ли, Боюсь, что этого уже никогда не будет, в своё время не достроили, а теперь тем более, всегда есть причины - то денег нет, то кризис, то еще что-то...
0 Ответить
Гертруда Рыбакова, вот почему мне печально от твоих статей о Питере. Ты помнишь храм у между Варшавским и Балтийским - склад там был чего-то негодного. Это строилось на денежки общества трезвости России, на кружечные деньги с миру по нитке. Большевики разрушили. Знаю, что пытались воссоздать, но захлебнулись водовкой и не воссоздали. А его бы первого, как кружечного храма надо бы. Теперь там , вроде торговый центр, или еще какая фигня. Ты спрашиваешь сколько храмов - я тебе скажу, если по моим Гатчинам-Мариенбургам еще и остались, то там - храмы. А в Питере - торговые центры. Ты хоть Никольский возьми - торжище! Да по пальцам в Питере храмы, а церковных торговых палаток - море.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лаура, видишь что получается, служители культа, то бишь церкви, тоже стремятся заработать на чем только возможно, потому и всякого рода торговых точек в храмах и около видимо-невидимо. Я для себя уже давно отделила Бога и служителей культа, в храмы хожу, чтоб Богу помолиться, а снующих там во время службы разных "приписавшихся к церкви" стараюсь не замечать. А по подписке многие храмы в России строились раньше, а нынче вот Блокадный храм на Охте (см. 4-ю часть), тоже не народные деньги.
0 Ответить
Мне особенно нравится «Спас на крови», в отличии от многих питерских храмов в нем есть что-то истинно русское. 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я, пользуясь своим правом бесплатного посещения всех музеев, хожу в Спас на Крови чаще, чем куда бы то ни было, вожу туда всех своих гостей, и счастлива, что есть такой Храм в Петербурге!
У меня еще такого права нет, но в Спас - при любой возможности, при каждом приезде. И каждый раз смотрю и не верю глазам.
Знаете, я, конечно, не специалист в данном вопросе, но мне кажется, что Петербургу немного больше повезло. Трудно поверить. что когда-то Москву называли "тысячеглавой"....Где они сейчас, эти тысячи глав? Столько разрушили....
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя Константинова, Спасибо большое за комментарий! Не знаю, больше ли повезло Петербургу, строят сейчас очень много и храмов и часовен там, где сразу большой храм не построить. Вот почти рядом с нашим домом , на ул. Коллонтай построили новую большую церковь на месте, где в 2000 году погиб молодой милиционер от рук преступников.Но и в Москве тоже строят очень много! Я в Москве бываю довольно часто, видела новые храмы , не только Храм Христа Спасителя. Даже в Зеленограде, где подруга живет, есть две или три новые церкви, а ведь это город молодой, чисто "Дитя социализма".
0 Ответить
Гертруда, я немного и другом. Разрушено в Москве было больше - это точно. Но и строится сейчас немало. В Зеленограде тоже видела. И вообще по трассе с каждым разом прибывает...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя Константинова, Построено и строится в Москве храмов много. Но согласитесь ведь это не то что в Питере. Конечно они красивы, современные. Вот в Чертаново строят. Там даже кондиционеры предусмотрены. Обидно что разрушили. Вот это да. Ставлю свое фото храма в Питере. Правда не знаю как его зовут. Но я в Питере просто фотаю на право и на лева. Как японцы. Даже порой не замечаю как и что попадает в объектив.
0 Ответить
Светлана, абсолютно согласна, что новодел и есть новодел. Но все же лучше, чем пустота.
По поводу "фотать", - Гертруда права. Представляете, зимой сканила, пока болела, снимки 10-летней давности. на некоторые тупо смотрела и не могла вспомнить - не только что, но и где.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Светлана Хнычкова, это храм Спас на Крови, или его официальное название - Воскресения Христова. Как же вы прошли мимо такой красоты и не спросили ни у кого, что это за храм? Надо было и внутри побывать, ибо это единственный храм, столь богатый внутри - мозаичных икон и картин в таком количестве больше нет нигде! А на счет того, что вы "фотаете направо и налево" не записывая, не обижайтесь ,но так неправильно, потом ваши фото потеряют ценность, ведь память не может все удержать в голове, а вот если запишете, тогда ваши альбомы будут ценными и для вас и для тех, кто их увидит .У нас в Университетае в свое время был курс по фотоделу, и нас учили записывать, когда, где и что снимали.
0 Ответить
Гертруда Рыбакова, Я совершенно с вами согласна. Но часто просто забываю ручку и блакнот. Хотя давно ловлю себя на мысли что надо записывать. А прошли мимо, т.к. были поздно. Вот в следующий раз я обязательно побываю там сново. А езжу в Питер минимум 2 раза в год. Я люблю этот город, но климат меня там не любит.
Это в Петропавловской крепости.
0 Ответить
Светлана Хнычкова, прекрасный снимок! Платье-то напрокат брали?
0 Ответить
Гертруда Рыбакова, Да я не пройду мимо таких мероприятий в Питере ,, жаль что в Москве такое не практикуется. А так хорошо пройти по саду Питергофа в нарядах тех лет. Или вот в Петропавловской крепости.
0 Ответить