Ламмас — это праздник в честь Солнца, первого сбора урожая, сил природы и земли, вина, кельтский Праздник зерна. Иногда он называется праздником свадеб. Часто присутствует элемент почитания каких-либо богов Солнца и света. Солнце — главный символ Ламмаса и всего месяца в целом. Он отмечает первую жатву, когда земные плоды уже собраны и упрятаны в закрома для тёмных зимних месяцев. День идеально подходит для магических действий, направленных на богатство и процветание.
Сам же праздник, согласно древней легенде, Луг установил после смерти богини Таилтине, своей приемной матери, в её память и честь. Образ Таилтине в мифологии связан с плодородием, и само её имя имя «Tailtin» происходит от «talam» — земля. Праздник Лугнасад считался итоговым праздником аграрного цикла — как скотоводческого, так и земледельческого, и толковался в древних источниках как период, когда «земля страдает под тяжестью своих плодов». Именно этот день был началом жатвы, днем начала сбора урожая.
Ламмас отражает идею колдовского благодарения и является родоначальником современного американского Дня Благодарения. Как главные черты и обряды праздника можно назвать торжественное всех видов уборочных работ на полях и в садах, ритуальное вкушение плодов первого урожая всеми членами общины; совместное пиршество общины на вершине высокой горы; принесение в жертву богам первых плодов.
В день Ламмаса вся семья, облачившись в праздничные одеяния, выходила в поле, и глава семьи торжественно срезал первый колос. Женщины раздавали небольшие сыры, приготовленные накануне, всем, кто был на летних пастбищах. Считалось, что такие подарки должны были принести человеку счастье и процветание в следующем году.
Кроме того, накануне Лугнасада над скотом совершались разнообразные ритуально-магические действия, призванные уберечь животных от разнообразных зол и напастей. К примеру, коровам смазывали хвосты и уши смолой, произносили заклинания над выменем, вплетали в хвосты красные и синие нити, весь скот купали в море или реке.
Но главной чертой праздника можно назвать праздничный сбор всей, а иногда и нескольких общин на вершинах гор. Сперва устраивались ритуальные жертвоприношения, после чего начинались танцы, различные игры и состязания. В землю, в качестве жертвы богам, торжественно зарывали десятину от собранного в этот день зерна и часть еды, приготовленной для общей трапезы. Ритуал проводили так же на вершине горы, куда иногда приходилось взбираться по нескольку часов — в память о погребённой на высоком холме богине Таилтине.
Каравай Ламмаса, пекущийся по языческой традиции из последнего сжатого снопа, был и остается священным до наших дней. Язычники считали, что в нем живет дух зерна; ячмень, заквашенный к дню осеннего равноденствия, считался кровью бога, или духом зерна, который в популярных народных песнях звали Джоном Ячменное Зерно. Этот последний сноп жали группой из нескольких человек, одновременно опускавших серпы, чтобы никто не смог определить, кто же на самом деле убил бога зерна, хотя тот жертвовал собой добровольно ради богатых урожаев в будущем.
Кроме каравая, на Ламмас мастерили кукол, символы Матери-Земли, украшая их розовыми лентами Фригг, скандинавской Матери-богини. Эти куклы, наполненные зерном нового урожая, нужно было на всю зиму вешать над домашними очагами. Иногда их делали в форме Зерна-Матери, или рога изобилия, а иногда несколько кукол связывали узлами, чтобы обеспечить защиту.
В сельских местностях этот обычай существует до сих пор. Старое название этого времени в кельтском календаре было «Время Сделок»: собирались долги и заключались новые контракты. На Ламмас часто заключались пробные браки на год и один день — молодые люди просто брались за руки над священным камнем — они при желании могли возобновлять «контракт» ежегодно.
Естественно, традиции празднования со временем изменились. Но день, священный для наших предков, можно отметить и сегодня. Ламмас празднуется летом, а потому отмечать его лучше на природе, запасшись свежеиспеченным хлебом и охапкой колосьев. Для празднования Ламмаса пекут пшеничный хлеб, варят кашу из «семи зерен» — ячмень, пшеница, рожь, овес, пшено, горох и бобы. Кашу едят с грибами. Яблочное вино и яблочный или ягодный квас — напитки праздника. На сладкое — пироги с яблоками, ягоды, сливки.
Конечно, можно заметить, что праздник-то не славянский, а посему к нашей земле и нашим предкам не имеет никакого отношения. Однако Ламмас фактически означал начало осени, а 2 августа на наших территориях до сего дня отмечается день Ильи — день, который, по народным верованиям «лето кончает»: на Илью до обеда лето, а после обеда — осень, Петр и Павел на час день убавил, и Илья Пророк — два уволок.
Так что при символическо-календарной идентичности праздника, как мне кажется, заимствование и отдельных ритуалов празднования будет более чем уместным.
В Муми-дол пришла осень, и так надо, потому что без неё не бывает весны, а весна - это долгожданная пора новых удивительных приключений и таинственных встреч...
0 Ответить