Ибн Эзра до 48 лет жил в Испании. Затем много путешествовал по Северной Африке и Египту, а с 1140 года — по Италии, Франции, Англии. Большинство работ он написал именно во второй период своей скитальческой жизни, причем в нарушение традиции создавал свои труды светского содержания не на арабском, а на еврейском языке.
Авраам Бен Мейер ибн Эзра, по воспоминаниям его современников, был человеком мудрым, отзывчивым, непритязательным и остроумным. Все имущество его было — «одежда на нем, да сума с астролябией, да отважное сердце и дух Божий в нем».
Мудрым юмором, а иногда и сарказмом отмечены его «шуточные песни», а также многие приписываемые ему эпиграммы. Как поэт Ибн Эзра наперекор канонам классической еврейской поэтики был близок к народным традициям. Новаторским было и использование им в стихах такой формы диалога, где участвовали животные, неодушевленные предметы и даже абстрактные понятия. Стихи его посвящены дружбе, любви и природе. Писал он и о злосчастьях, выпавших на долю его единомышленников, бросая иногда упреки самому Вседержителю:
«Были они чадами Твоими — а теперь уже нет?
Почему Ты предал их забвению на тысячу лет?
Ведь они со всех сторон окружены Зложелателями».
В то же время Ибн Эзра известен как один из последних еврейских поэтов в Испании, писавших стихи для богослужений. «Стихи, используемые в молитвословии, — писал он, — должны быть доступны народу».
В своих философских воззрениях, изложенных в «Основе благоговения» и других сочинениях, Авраам Бен Мейер ибн Эзра следовал неоплатонизму, вдохновляясь во многом идеями мусульманских мыслителей и своего соотечественника Соломона ибн Гебироля, от которого воспринял учение о субстанциях, состоящих из материи и формы. Он отождествляет Бога и все мировое целое: «Он есть все, и все исходит от Него».
Все сущее, помимо Бога, он делит на три части:
— высший мир умопостигаемых сущностей, ангелов;
— промежуточный мир небесных сфер;
— сотворенный во времени подлунный мир.
Подобно мусульманским философам, в частности Ибн Сине, Ибн Эзра утверждает, что знание Бога простирается только на общее, а единичные предметы и события ведомы ему лишь постольку, поскольку ему известно общее. Бессмертие трактуется им как соединение человеческого разума с универсальной, вселенской душой, то есть как познание вечных и неизменных истин.
Его перу принадлежит переработка повести Ибн Сины «Живой сын Бодрствующего», в которой аллегорически рассказывается о постепенном приобщении единичной человеческой души к высшему философскому знанию.
В комментариях к еврейскому каноническому тексту Библии Ибн Эзра отвергал распространенные в то время типы его толкования и выдвигал свой метод, основанный на грамматическом и семантическом подходе к тексту. Для разъяснения смысла того или иного библейского рассказа он приводит наблюдения из собственного богатого жизненного опыта.
Ибн Эзра прославился как один из первых критиков текста Ветхого завета. Анализируя Тору, или Пятикнижие Моисеево, которой открывается Ветхий завет, он доказывает, что Моисей не мог быть ее автором. Потому что во Второзаконии содержится высказывание: «И написал Моисей закон», которое недвусмысленно указывает на то, что Тора принадлежит перу другого лица, повествующего о делах и писаниях Моисея.
Он отмечает также, что глава третья той же книги Пятикнижия в рассказе об Оге, царе Васынском, свидетельствует о том, что подлинный создатель этих книг жил гораздо позже Моисея, потому что об описываемых событиях говорит как об относящихся к далекой старине. По поводу же книги Иова Ибн Эзра утверждает, что она была переведена на еврейский с другого языка и именно поэтому «неудопонятна».
Комментарии к Библии стали наиболее значительной частью творческого наследия Ибн Эзры. В последующие эпохи они породили много ответных комментариев. Спиноза в «Богословско-политическом трактате», цитируя его толкования к Книге бытия и Второзаконию, замечает, что этот мыслитель — «человек свободного ума и незаурядной эрудиции», чем предваряет собственную критику «предрассудка», касающегося авторства Торы.
Авраам Бен Мейер ибн Эзра умер 23 января 1167 года в Испании. Он написал более 80 работ по математике, астрономии и теологии. Он, возможно, был автором системы домов гороскопа, которая ныне известна как система Региомонтана. Книги Ибн Эзра оказали большое воздействие на европейских астрологов позднего Средневековья и Возрождения.
В современную эпоху его астрологические работы были впервые изданы в 1939 году. В честь этого философа и ученого назван лунный кратер Абенезра.
Интересно!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ибн Эзра прославился как один из первых критиков текста Ветхого завета.
Да уж, богоизбранному народу есть что покритиковат в ВЗ... особенно во Второзаконии, ведь там такие страсти про них написаны.... Интересно, что Ээра по поводу жестоковыйности говорил?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Не всё у нас хорошо - кое-что просто замечательно!
Оценка статьи: 5
0 Ответить