Карина Бахтадзе Грандмастер

П. А. Катенин: за что критика ценят гении?

Участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов, Павел Александрович Катенин по возвращении на родину очень быстро оказался в рядах офицеров, недовольных «Александровым» правлением. Как и они, он собирался «искоренить зло в государстве».

Виталий Рудченко, «Костромская область, село Клусеево, усадьба П.А. Катенина, начало 19 века» Фото: Источник

Друзья свидетельствовали, что в 26 лет Павел Катенин свободно владел французским, немецким, итальянским и латинским языками, понимал по-английски и по-гречески. Его называли «живой энциклопедией», так как не было ни одного исторического факта, о котором не знал бы Павел Катенин и который не смог бы объяснить, в хронологии он никогда не затруднялся.

Любя российскую словесность, Павел Катенин написал немало стихотворений. Пробу пера Катенин начал около 1810 года. В первых своих произведениях он подражает Гесснеру, Виргилию, Оссиану. Затем увлекается переводами для постановок театра переводит трагедии Корнеля «Ариадна» и Расина «Эсеир».

Павел Александрович увлекался театром и живо интересовался новостями театральной жизни. Он с удовольствием участвовал в распределении ролей, проходил с актерами эти роли, учил их декламации и т. д.

В литературных кругах Катенин был известен как принципиальный и знающий критик. Пушкин, считая его лучшим из современных критиков, ценил Катенина даже выше А. Бестужева-Марлинского.

Катенину принадлежит популярная в то время в литературных кругах статья «Размышления и разборы», в которой он размышляет о поэзии вообще, а также дает некоторые представления о поэзии греческой, еврейской и новоевропейской.

Павел Александрович Катенин
Павел Александрович Катенин
Фото: ru.wikipedia.org

Необычайно ценил критические высказывания Павла Александровича по поводу своих сочинений Александр Сергеевич Пушкин. Перед литературными способностями Катенина преклонялся А. С. Грибоедов, говоривший, что он ему «обязан зрелостью, объемом и даже оригинальностью» своих произведений. И думается, не случайно, что именно из-под пера одного из руководителей декабристского «Военного общества» в Москве, подполковника Павла Катенина, появился своеобразный революционный гимн, являвшийся вольным переложением известного «Гражданского гимна», распевавшегося когда-то революционными французскими солдатами. Гимн дошел до нас лишь отдельными строчками:

Отечество наше страдает
Под игом твоим, о злодей!
Коль нас деспотизм угнетает,
То свергнем мы трон и царей!

Судьба Павла Катенина в дальнейшем была достаточно суровой и даже трагичной. Он храбро сражался при Бородине, Бауцене, Люцене, Лейпциге. Но смелость и принципиальность его высказываний, прежняя активная деятельность в «Союзе спасения» и в «Военном обществе» не могли пройти незамеченными. В 1820 году полковник Катенин во время очередного смотра войск осмелился перечить самому великому князю Михаилу Павловичу, и ему было предложено подать в отставку.

Существует и другая версия его отставки: «за шиканье» после выступления артистки, фаворитки петербургского генерал-губернатра Милорадовича, Семеновой.

Поселившись в своем небольшом имении Шаево Костромского уезда, Катенин переводит комедию Мариво «Les fausses confidences», которая в 1827 году была опубликована под названием «Обман в пользу любви». Там же была написана трагедия в пяти действиях «Андромаха», которая очень понравилась Пушкину. Испытывая в дальнейшем серьезные материальные трудности, Павел Александрович вынужден был вновь вернуться на военную службу. Но и там он продолжал бороться со злоупотреблениями в армии, за что через четыре года вновь был уволен со службы.

Доживая свои дни в костромском имении, Павел Александрович иногда приезжал в Москву в поисках старых друзей, и, возможно, материальной помощи. В мае 1853 года, на 61-м году жизни, писатель стал жертвой несчастного случая — был сбит лошадьми — и вскоре умер.

Могила П.А. Катенина в селе Борееве Чухломского уезда
Могила П.А. Катенина в селе Борееве Чухломского уезда
Фото: Источник

Павел Александрович Катенин остался в русской истории не только как поэт и писатель, но и как талантливый драматург, прекрасный переводчик, строгий и объективный критик, а также страстно влюбленный в театр режиссер. А его последняя работа «Воспоминания о Пушкине» воскрешает дух той далекой от нас эпохи.

Что еще почитать по теме?

Как Арина Родионовна, няня А. Пушкина, стала для поэта «наперсницей волшебной старины»?
Николай Глазков: поэт-шут и поэт-скоморох. А такое возможно?
Габриэле д`Аннунцио. Как поэт стал Поэтом?

Обновлено 2.03.2017
Статья размещена на сайте 3.11.2009

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: