Слова «готика», «готическая культура» произошли от итальянского gotico, что значит «варварский, непривычный». Готами называли варварские племена, которые в IV веке уничтожили Римскую империю (хотя они не имели никакого отношения к готической культуре).
Примером готического стиля в средневековой архитектуре можно назвать Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris): арки и башни с заострённым верхом, витражи, высокие и узкие колонны, удлиненные по вертикали пропорции, конические крыши. Готическая скульптура уже не привязана к плоскости стены, как это было в романском искустве, но она является неотьемлемой частью оформления собора, придает ему особый вид, используя игру света и тени.
Переход к готике в живописи наступил около 1200 года в Англии, 1220-х годов в Германии и позже всего в Италии — близко 1300-го. Методы живописи остались те же, но изменились представления о том, что должно быть изображено на картине. Кроме привычных в то время изображений религиозной тематики, появлялись картины-пейзажы, натюрморты
В перод готики витраж постепенно вытеснил фресковую живопись. Цвета витражей становились ярче, как и в случае с живописью, начали появляться витражи на другие темы, кроме религиозной. Появились витражи из бесцветного стекла. Благодаря появлению светской литературы, начинал развиваться новый вид живописи — книжные миниатюры.
Готическая литература тесно связана со страшными тайнами, потусторонним миром, мрачными загадками, магией, иррациональными явлениями. Среди персонажей встречаются вампиры, оборотни, привидения и другие загадочные существа; читателя поражает мрачная, мистическая и напряженная атмосфера, в которой происходит действие. В таком стиле писали в 18-м веке Энн Рэдклиф, Мэтью Грегори Льюис, Жак Казот, Горацио Уолпоп, Уильям Годвин, в 19-м —
Полидори, Мери Шелли, Мэтьюрин, Брем Стокер, Ле Фаню, Эдгар По. Романы «Франкенштейн» Мэри Шелли и «Дракула» Брема Стокера позже приобрели самую настоящую коммерческую известность. Популярными готическими авторами 20 века стали Энн Райс и Говард Лавкрафт.
Что касается готической музыки — она совмещает в себе как сильную эмоциональную нагрузку, так и романтические мелодии и тексты. Впервые слово «готика» применили для к групам King Crimson и Van Der Graaf Generator, которые играли свою музыку еще в конце 60-х, причем не из-за сходства со средневековой музыкой, а именно из-за депрессивно-романтических текстов, напоминающих своей атмосферностью стихи и романы в готическом стиле. Группы, основанные несколько позже (80-е годы: The Sisters of Mercy, Bauhaus, Fields of The Nephilim, The Cure) придали своей музыки оттенок мистичности и, опять же, немного философии, обеспечив себе таким образом всемирную известность. В наше время готика распространилась почти во всех стилях музыки.
Как субкультура, готика начала свое развитие где-то на рубеже 70−80-х годов. Главной отличительной чертой одежды гота является черный цвет, иногда с элементами белого, синего, красного или других цветов. Бледные, словно мертвые, лица, высокая шнурованая обувь, черные повязки на запястьях и украшения оккультной тематики — тоже признаки готов. Кроме того используются такие достаточно «экзотические» аксессуары, как шипованый ошейник или контактные линзы, которые придают глазам «звериный» вид. Одежда часто бывает кожаной или под старину (средневековье).
Готами используется множество религиозных символов. Например, очень часто встречается Анкх — символ вечной жизни в египетской мифологии, кроме него — распятия, кельтские кресты, пентаграммы и перевернутые пентаграммы, символы хаоса — восьмиконечные звезды.
Тема готики выходит далеко за рамки данной статьи. Чтобы описать эту субкультуру, не хватило бы даже целой книги, так как одна из основных черт готики — индивидуальность. Каждый гот имеет много общего с другими готами, например, стиль одежды или способ мышления, но отличий между готами еще больше.
А я как раз обрадовалась, что тут больше о настоящей готике, чем о готах современных.
Просто мне они дома надоели (у меня в квартире имеет место тусовка местных готов, они все тут толпятся). А про готику в архитектуре, музыке и литературе они совсем ничего не знают. Что печально.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
"В таком стиле писали Байрон, Волпоул, Анна Райс и другие. Позже к ним присоединились Эдгар По, Кафка, Густав Майринк, котрые добавили литературной готике немного философии и чувственности"
Тут нехорошо сказано. Волпоул - эта фамилия обычно по-русски передается как "Уолпол". Анна Райс - это 20 век, и вторила она позже всех других, которые по вашим словам явились после неё. А Кафка к готике имеет вообще мало отношения, потому что его произведения - это скорее модернистский абсурдизм.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Еще была классик готического романа Анна Радклифф.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ну да, 18 век - это Энн Рэдклиф, Мэтью Грегори Льюис, Жак Казот, Горацио Уолпоп, Уильям Годвин.
19 - Чарльз Роберт Метьюрин, Джон Полдори (написавший повесть о вампире по невоплощенному замыслу Байрона), Мери Шелли, "Пиковая дама" Пушкина, Брем Стокер, Ле Фаню и т. п.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Спасибо, не знал, приму во внимание...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Можно, я сразу приму во внимание?
Готова поправить статью, если четко скажете, как должна звучать эта фраза.
0 Ответить
Готическая литература тесно связана со страшными тайнами, потусторонним миром, мрачными загадками, магией, иррациональными явлениями. Среди персонажей встречаются вампиры, оборотни, привидения и другие загадочные существа; читателя поражает мрачная, мистическая и напряженная атмосфера, в которой происходит действие. В таком стиле писали в 18-м веке Энн Рэдклиф, Мэтью Грегори Льюис, Жак Казот, Горацио Уолпоп, Уильям Годвин, в 19-м -
Полидори, Мери Шелли, Мэтьюрин, Брем Стокер, Ле Фаню, Эдгар По. Романы "Франкенштейн" Мэри Шелли и "Дракула" Брема Стокера позже приобрели самую настоящую коммерческую известность. Популярными готическими авторами 20 века стали Энн Райс и Говард Лавкрафт.
Примерно так.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Замечательно, спасибо, поправила.
0 Ответить
Примером готического стиля в средневековой архитектуре можно назвать Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris):
Не очень удачный пример.
Собор Парижской Богоматери строился в продолжение почти двух веков (1163-1330 гг.), в переходную эпоху, когда романский стиль постепенно переходит в готический. Архитектура собора Парижской Богоматери характерна для такого времени. Это уже не романская, несколько приземистая церковь, но это еще и не устремленный ввысь готический храм. Оба стиля здесь сочетались в гармоничном равновесии. Разнообразие, о котором говорит Виктор Гюго, выражается не только в бесчисленных, различных по сюжету, орнаментах. (http://www.newgulliver.ru/france/sights/sobor/)
Оценка статьи: 2
0 Ответить
Присоединяюсь. Тема близка до интимности. Здорово. Но - мало...
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Интересно и познавательно, спасибо!
0 Ответить
интересно...сама работала над этой темой. много мнений существует относительно готики современной... было бы очень интересно Ваш вариант прочесть...
0 Ответить
Интересно, но хотелось бы побольше про суб-культуру почитать.
0 Ответить
Если найдутся еще жалающие почитать об этом - напишу статью "Кто такие готы" =)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Неплохая была бы статейка... Хотя вроде и простая субкультура, но сколько о ней можно написать: море... А какая загадка внутренний мир гота!
Иногда их бывает довольно сложно понять Даже с точки зрения обыкновенного неформала
0 Ответить
Цытата:
"Нам не обязательно быть вместе, чтобы быть готами. Но, когда мы собираемся вместе, мы создаем себе отдельный мир."
Так оно и есть, готы, как мне кажется, это даже больше чем субкультура, это стиль жызни и мировозрения.
Оценка статьи: 5
0 Ответить