Застольная тема
Те пословицы и поговорки, которые упоминают щи в непосредственном, прямом значении, в существенной мере связаны с ведущей ролью их в трапезе. Вот, например:
Где щи — тут и нас ищи;
Где щи да каша, там и место наше;
Щи — всему обеду голова;
Если хорошие щи, так другой пищи не ищи.
Родной отец надоест, а щи — никогда!
Если же стряпня оказалась неудачной, то народная молва ее высмеивала: камзолы зелены, а щи не солены. Если наоборот, щи были слишком кислые и пересоленные, то говорили: «Ну и щи, — на кобеля плеснешь, и шерсть соскочит». О пустых щах тоже отзывались насмешливо: «Щи — хоть голову полощи»; «Наши щи хоть кнутом хлещи»; «Хорошие щи без соли хлебаю, а в худые и соли не теряю.
О перестоявшем блюде, которому полагалось бы быть головой обеду, заявляли то с явным упреком: «Те щи худо хлебаются, которые несколько раз разогреваются»; то с юмором: «Эти щи по заречью шли, да к нам пришли»; «Эти щи из Царяграда пеши шли». Неумелых поваров припечатывали метким словечком: «Говорят — хлебы варят, а щи пекут».
Житейская тема
Щи как всем и каждом знакомое понятие использовались и для характеристики социальных взаимоотношений. Особенно часто — что естественно — кулинарный образ помогал высветить характерные черты родственных отношений, в первую очередь, семейных.
Не секрет, что при выборе будущей жены для выросшего сына у наших предков было принято обращать внимание на то, как девица умеет готовить, и этот обычай отразился в крылатом выражении: красота приглядится, а щи не прихлебаются. По поводу относительной ценности красоты жены в брачном союзе выражались и так: Татьяна не сметана, не щи ею белить. О цели брачного союза выражались: «Для щей люди женятся, для мяса за муж идут».
Собственно, главным для установления семейного лада считалось правило, которое заповедовали жениху: «Добрая жена да жирные щи — другого счастья не ищи». А там, где патриархальные устои обставлялись железными рамками, прямолинейно заявляли: чем больше жену бьешь, тем щи вкуснее (тем наварней щи). Ничего себе!
Характер супруги оценивали так: добрая жена мужа на ноги поставит, а злая и щей на стол не поставит; не та хозяйка, что красно говорит, а та, что щи варит. О непутевой хозяйке высказывались: «Досужа кума ложки вымыла и во щи слила». Было и такое грустное присловье: удобрилась мачеха до пасынка: велела в заговенье все щи выхлебать.
Хозяйственность супруга тоже порой мерили с помощью щей: баня без пара, что щи без навара.
Щи часто использовались в качестве мерила щедрости и скупости людской. Гостеприимство выражалось призывом: «Кипятите щи, чтобы гости шли!»; «От щей добрые люди не уходят». Хлебосольство подчеркивалось словами: гостю щей не жалей, а погуще лей; скаредность характеризовалась противоложным девизом: тех же щей да пожиже влей. О жадных хозяевах приглашенные к ним визитеры говорили, отправляясь восвояси: «Из больших гостей домой хлебать щей».
Бедность иносказательно преподносилась следующим образом:
Голо, голо, а луковку во щи надо;
Живем — не мотаем, пустых щей не хлебаем, хоть сверчок в горшок, а все с наваром бываем;
Пара липовых лещей, да горшок пустых щей;
Хоть пуст щей горшок, да сам большой.
В пословице, поощряющей отвагу, говорится: смелому горох хлебать, а робкому и пустых щей не видать. Вызов на ссору формулировался заявлением: «Милости просим мимо ворот щей хлебать». Известное высказывание «чтобы человека узнать надо пуд соли с ним съесть» имеет и другую форму: человека узнаешь, когда из семи печек с ним щей похлебаешь". Наконец, посмеиваясь на несостоятельным щеголем, приговаривали: «Дома — щи без круп; в людях — шапка в рубль».
В общем, народный фольклор на разные случаи жизни припас меткие высказывания, в которых фигурируют щи. И если собрать их вместе, получается довольно интересная коллекция. По крайней мере, мне так кажется. А вам?
Валентина Пономарева,
Как-то присутствовал на презентации препаратов фармфирмы
"Pfizer". Показав много интересных и убедительных слайдов об эффективности Виагры - (картинки - на зависть любому мачо), презентатор свой доклад закончил фразой: "Как Вы убедились - мы тоже не лаптем щи хлебаем!"
Вот такая она - Новая жизнь щей в 21 веке!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Василий, ну, это ж надо!
0 Ответить
С детства люблю щи из квашеной капусты. 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир, у нас сегодня как раз на обед щи из квашеной капусты с грибами. Суточные. Дочка вчера стонала, откушивая только что приготовленные, а муж, наворачивая, спрашивал, остались ли назавтра?
0 Ответить
Я тоже
0 Ответить
Влад, у этой крылатой фразы есть автор - Александр Васильевич Суворов
0 Ответить
Валентина, да чего вы спрашиваете! Всем кажется, что ваши коллекции интересны и занимательны!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Любовь, да как же не спросить народ? Видите, в результате коллекция пополняется, а это и мне интересно, и тем, кому может понадобиться.
Приходилось встречаться с мнением: "Да ну что там, собрал в кучку и назвал статьей". Но чтобы насобирать да выстроить логику, порой приходится потратить больше времени, чем на статью необзорного характера. Спасибо Вам
0 Ответить
...еще одна приговорка (тамбовская) в коллекцию: кощи-мощи, нос отрезал – бросил во щи. Давно-о-о слышала, но как сейчас помню Это про тех, кто худоват малек
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ольга, вот такого точно не слышала никогда. Растет, растет содержимое копилочки
0 Ответить
В копилку:
"Мы тоже не лаптем щи хлебаем"... Умные, дескать.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя Константинова, ум тут менее значим чем достаток. "Мы тоже не лаптем щи хлебаем"... Умные, дескать.
1. Жарг. угол., арест. Шутл.-ирон. Отбывать срок наказания в ИТУ (Исправительно-Трудовое Учреждение).
2. Разг. Неодобр. Находиться в глупом положении, в неприятной ситуации. ББИ, 296; Балдаев 2, 175.
Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп. В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина. 2007.
Также:
Хлебать щи отопком
Новг. Ирон. Жить в крайней бедности. Сергеева 2004, 226. Отопок — сношенный лапоть.
Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп. В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина. 2007.
Также:
Лапти - плетеная обувь из лыка (подкоркового слоя лип) , охватывающая только ступню ног, - на Руси были единственно доступной обувью бедных крестьян, а щи - род супа из капусты - самой простой и любимой их едой.
В зависимости от достатка семьи и времени года щи могли быть или зелеными, то есть со щавелем, или кислыми - из квашеной капусты, с мясом или постными - без мяса, которые ели во время поста или в случае крайней бедности.
Про человека, который не мог заработать себе на сапоги и более изысканную еду, говорили, что он "лаптем щи хлебает", то есть живет в страшной нищете и невежестве.
"- Вот, говорит, как ноне купцы живут, которые, когда были серыми мужиками, щи лаптем хлебали".
Н. А. Лейкин «В старом гнезде»
см. otvet dot mail dot ru/question/46026780
0 Ответить
Угумс Существует любопытная версия происъхождения фразеологизма. Продавец лаптей, чтобы продемонстрировать их качество, проводил наглядную презентацию: наливал в товар щищ или квас. Зрители могли убедиться, что лапоть не протекает. ОТК, в общем
0 Ответить
Вогт это да! Однако, и лапти когда-то делали....
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Это точно, Галя А сейчас сапожки покупаешь и не знаешь, когда потекут - причем за любые деньги. И презентаций таких теперь не делают, однако Опасаются, видимо, продавцы
0 Ответить
Надо будет придумать свою презентацию своих щей. Лаптей, правда, нет, но что-нибудь придумаем.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
У меня в кухне висят крохотные, на чайную ложку ИЛи на полчайной ложки
0 Ответить
Нет, такими лапоточками что-нибудь другое будем проверять-дегустировать.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
0 Ответить