Алексей Норкин Грандмастер

Где можно увидеть портрет первой женщины, канонизированной русской православной церковью? Начало пути

В 1101 году умер знаменитый князь Всеслав Чародей. Закончился золотой век Полоцкого княжества. Сыновья князя-оборотня не смогли оставить в истории следов, сопоставимых с трудами их отца и деда. Совсем другая судьба досталась внучке Всеслава Чародея.

Девочка Предслава родилась в семье Георгия, младшего из Всеславовичей, примерно в том же году, когда ушел из жизни ее знаменитый дед, или парой лет позже. Точная дата рождения не зафиксирована в летописях. Основываясь на косвенных данных, исследователи полагают, что это произошло с 1101 по 1104 год. Современникам Предслава известна как преподобная Ефросинья Полоцкая. Много ли мы знаем о ее жизненном пути?

В нынешнем меркантильном мире всеобщее внимание привлекают тайны и загадки, связанные с миграцией материальных ценностей. Наверное, многим Ефросинья Полоцкая известна как создательница носящего ее имя знаменитого Креста, наряду с Янтарной Комнатой вошедшего в десятку самых ценных произведений искусства, исчезнувших в годы Великой Отечественной войны.

Местоположение Креста Ефросиньи Полоцкой сейчас неизвестно. Есть только предположения. По одной версии Крест закопан где-то на территории Беларуси, по другой — спрятан в хранилище европейского банка, по третьей — осел в тайной коллекции заокеанского магната.

Крест — не единственное деяние Ефросиньи, за которое инокиня и просветительница первой среди женщин была канонизирована в лике преподобных. Преподобные в православии — подобные Христу, миряне и священнослужители, посвятившие свою жизнь служению людям и укреплению веры.

В начале прошлого тысячелетия детство на Руси было коротко. Необычное поведение Предславы делало его еще короче. Традиционным детским играм и забавам девочка предпочитала богатую княжескую библиотеку. Зерна знаний, спрятанные под кожаными обложками толстых фолиантов, попали на благодатную почву.

К двенадцати годам — возрасту невест тех лет — Предслава уже ясно представляла, чем займется в своей жизни. На Руси в то время женщине, даже самого высокого происхождения, была уготована исключительно роль спутницы мужчины, жены и матери. Но княжну, воспитанную на примерах из сочинений древних авторов, не устраивала подобная участь. В преддверии династического брака, уготованного дочери родителями, невеста неожиданно исчезла, всполошив весь княжеский двор.

Больше Предславу никто не встречал. Зато спустя короткое время семья познакомилась с молодой инокиней под новым именем — Ефросинья, полученным вместе с монашеским постригом. На постриг Предславу благословила вдова ее дяди, игуменья Романа. Свое решение Ефросинья объяснила отцу тем, что не желает исчезнуть из памяти потомков, как исчезли многие высокородные правители, но хочет прославиться на ниве служения Господу.

Долгие пять лет провела юная затворница в келье-голубце, гробнице-усыпальнице, выдолбленной в стене Софийского собора, возведенного в Полоцке ее дедом Всеславом. Лишения сглаживали усердные молитвы и книги. Ефросинья непрерывно читала, переводила и переписывала книги, которые впоследствии дарила жаждущим просвещения.

Для работы не требовалось никакого особого оборудования. Сегодня мы привыкли читать и писать за столом, но в начале XII века считалось, что писцу достаточно табурета. Рукопись размещалась не на столе, а на ладони руки, упертой локтем в колено.

После пяти лет усердного труда инокини мало кто из окружающих мог сравниться с ней по образованности и познаниям. Первый подвижнический опыт Ефросиньи завершился благословением Полоцкого епископа Илии на создание женской обители в Сельце, в то время — в двух верстах от столицы княжества.

О развитии событий — в следующей статье.

Обновлено 19.01.2010
Статья размещена на сайте 17.01.2010

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: