Итак, вот деревня, оккупированная немцами. Живет своей жизнью. Почти все мужики подались в партизаны. Немцы гуляют, отнимают еду у местного населения. Одна из коренных жительниц — Клавдия (Елена Яковлева) — женщина средних лет. Этот персонаж в «Кате» весьма удивителен! Прямо как Баба Яга в ступе, засела Клавдия в своей избе. И сию метаморфозу мы наблюдаем с Яковлевой после образа Каменской. Небо и Земля! А если уж копнуть глубже, в «Интердевочку»…
В «Кате» Елена Яковлева очень органично смотрится у видавшей виды деревенской печи! Удивительный колорит получается. Клавдия — простая русская женщина, но тянет не женскую лямку. Прячет раненых красноармейцев в подполе и в яме за сараем, в то время как фашисты шастают вокруг, как на променаде. А она весьма мудро старается сохранить живыми людей. Расстреляли бы ее сразу же немцы, если бы обнаружили, кого она укрывает. Да, характер, который сыграла Яковлева, можно смело интерпретировать как характер именно русской женщины.
Глядите, как Клавдия бежит за тяжело раненым немцем, которого фашисты разместили у нее в доме, и за которым она ухаживала по распоряжению комендатуры. Ведь враг он ей, ее родным, ее друзьям, всей стране! Но — человек. И вот фашисты драпают под ударами Красной Армии, свои же, немцы, грубо кидают почти умирающего подопечного Клавдии на носилки и тащат на улицу, на мороз. Спешное отступление. Клавдии бы радоваться, что избавили ее от необходимости вражеского солдата выхаживать, а она уже прикипела к умирающему фрицу душой. К болезному, окровавленному.
И бежит Клавдия с одеялом за немецкими солдатами, что несут носилки, и кричит в голос, чтобы сбавили ход, а она бы прикрыла одеяльцем ее немца. Ведь малейшая простуда — и хана тяжело больному арийцу. Но она — русская женщина — видит в нем уже не солдата армии противника, а обычного паренька, пусть и из Германии. Паренька, у кого тоже есть мать, братья-сестры. Вот какую грань выделяет, прежде всего, Клавдия/Яковлева: в ней на первом плане живет милосердие к человеку как составная часть исконно русского характера. И все это на экране Яковлева воплотила весьма достоверно. Здесь мы видим, как мастерски меняется амплуа, имидж, сущность настоящей актрисы в зависимости от съемочного антуража и роли вообще.
В «Кате» и «Каменской» Елена — совершенно разная актриса. Я полагаю, что данная перемена у Яковлевой получается естественно и легко. За плечами весомый актерский багаж, опыт, умение вжиться в роль, образ. По-моему, в «Кате» мы можем наблюдать одну из лучших ролей Елены Яковлевой.
Теперь хотелось бы поделиться неким недоумением от иного персонажа «Кати» — о Григории (Дмитрий Нагиев). Я понимаю, если бы Дмитрий играл бандита или какого-нибудь мачо. Прапорщик Задов — тоже естественно. Ведь у каждого актера все же есть некая амплитуда, по которой он двигается. В сериале «Катя» мы видим совсем другого Нагиева. Тут он играет мужчину в летах, почти деда, много настрадавшегося и какого-то обреченного. Здесь, в образе Григория, в нем живут человеческие чувства, причем самого благородного, положительного свойства.
Злая ирония судьбы, и он сам принимает решение стать старостой при фашистской оккупации. Для чего? Из двух зол выбирают меньшее. Григорий, таким образом, пытается сделать так, чтобы немцы не лютовали в деревне. При этом он тайком передает партизанам стратегически важные сведения о фашистах. Предатель ли он? Ну, с официальной точки зрения — конечно. И расплата не заставит себя ждать. Но с человеческой… Он сам, своими руками ликвидирует настоящего предателя Родины — керосинщика.
Тяжелый выбор достался персонажу Нагиева — Григорию. Впрочем, другим не легче.
Что касается непосредственно фактуры Нагиева в образе Григория, то, по-моему, она не очень убедительна. Мне кажется, оттого, что связка Нагиев — прапорщик Задов намного сильнее пока, чем Нагиев — благородный, многомерный персонаж. Поэтому пока я как зритель настороженно отношусь к роли Григория в «Кате». Есть, есть ощущение некой неувязочки из серии «фактура актера — кинематографический образ» в данном конкретном примере.
Вернемся к главной героине сериала. Вчерашней хулиганке пришлось «галопом» пройти курс взросления. Война заставила. Теперь персонаж Екатерины Шпица уже почти что настоящая женщина, хлебнувшая огромную чашу горя. Причем налили ей эту чашу не только оккупанты — фашисты, но и свои, если так можно выразиться — НКВДэшники. Катя трудится медсестрой, ассистирует на операциях и немного привыкла к крови, к смерти. Донос лишил ее мамы навсегда, немцы убили брата, отец пропал без вести и даже ее любимого — Пашку — загребли органы НКВД, обвинив того в дезертирстве. Как же, находился на территории, контролируемой врагом!
Даже могилу для взрослого мужика — Григория — приходится Екатерине копать своими хрупкими девичьими руками. Поток горестей все пребывает, все наваливается на плечи героини Екатерины Шпица. Мужик бы уже подобную ношу не выдержал, а эта хрупкая пигалица крепится, гнется, но — не ломается! Ай, молодца девонька! Будет ли ей хоть маленький кусочек радости и счастья за ее стойкость? Зрителю хочется в это верить, ибо есть чувство — заслужила Катя радости.
И она приходит — Радость. С большой буквы. Победа. Праздник со слезами на глазах. А затем ждет ее еще одна награда за стойкость. В конце концов, даже ужас когда-то заканчивается в жизни каждого человека и на горизонте появляется солнце, образно говоря. Катя увидит свое солнце, и мы не можем за нее не порадоваться.
В целом, проект Эльера Ишмухамедова и Сергея Сендыка оставляет вполне благоприятное впечатление, несмотря на некоторые недостатки. В частности, в целях экономии средств на настоящие машины, наверное, показан немецкий самолет из военной хроники, что бомбит наших раненых бойцов. Далее он смонтирован в фильм в сцену обстрела с воздуха отряда красноармейцев. Ребята-актеры падают, да, даже гул «мессершмита» вполне реален, но в целом понятно, что никакой самолет даже не пролетал над подкошенными солдатами Красной Армии. Пожалуй, есть некое странное ощущение от микса в одном проекте профессиональных актеров (Дапкунайте, Феклистов, Яковлева, Щербаков, Бабенко, Нагиев) и совсем «зеленых» ребят и девчонок. Вряд ли это так уж плохо, но все же контраст в актерской игре различных персонажей бросается в глаза.
Но, в целом, в «Кате» тематика затронута близкая каждому, хоть и далекая по годам — военная. Мне нравятся такие фильмы, да и многим моим знакомым тоже. Полагаю, что авторам сериала можно пожать руку с благодарностью.
Ну, и оценка, как обычно, по десятибалльной шкале:
Зрелищность — 8 из 10.
Любовь — 8 из 10.
Насилие — 6 из 10.
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...