Валентина Пономарева Грандмастер

Что праздновали и кого чтили в феврале этруски?

Этруски, как и многие другие народы, были склонны к тому, чтобы чуть ли не половину времени (а то и больше) каждого месяца посвящать духам и богам. Февраль не является исключением. К тому же это было время особое…

6 февраля

На день 6 февраля приходился праздник Туран, которая в пантеоне была матерью всего живого, богиней любви и плодоносных сил природы. Имя этой крылатой небожительницы означает «подательница». Она изображалась с голубем в руке, обвитой змеею, в сопровождении пантер.

Иногда, точнее, довольно часто рядом с Туран присутствовал лебедь, а в руки ей вкладывались цветок или ветвь. Эта благая символика, на первый взгляд, противоречит таким атрибутам, как змея и пантера, означающим связь с загробным миром. Но если учесть, что богиня любви часто упоминается в сюжетах, связанных с возрождением души, то все встанет на свои места.

12 февраля

В этот день проводились торжества в честь Аритими/Тиур. Аритими была богиней Луны. Ей посвящались так называемые вотимные дары — изображения частей тела, которые нужно было излечить. Приносились человеческие жертвы. Например, по свидетельству Тита Ливия, в 358 году до н. э. в их числе оказались 307 пленных римлян.

Культ Аритими — очень древний, а имя переводится как «медвежья богиня», т. е. восходит в образу «матери-медведицы» людского племени (жрицы ее нередко облачались в медвежьи шкуры). Неслучайно поэтому, что она отвечала за роды и младенцев, а также за перерождение души. Но она была (как позднее и Артемида) к тому же покровительницей животных. Более того, ее отождествляли с матерью самих богов.

Имея статус Великой богини, Аритими имела две персонификации, вторая из которых известна под именем Тиур. Эта ипостась близка той, что присуща римской Диане, которая почиталась не только как богиня-охотница, но и богиня света, растительности и плодородия, родовспомогательница, защитница женщин и олицетворение Луны.

Сама Тиур изображалась то в образе возницы на несущейся колеснице, то с лунным серпом на голове с углубленной в него звездой, а то и как одна голова, заключенная в лунный диск.

13 — 21 февраля

Целых девять дней длились фералии — дни поминовения усопших (сравните с римскими фебралиями. Кстати, februus значит «очищение»). Реконструировать обрядовые действия фералий, связанные с почитанием Манов — духов умерших родственников, можно как раз по римской традиции. Например, жрецы в это время выходили на улицы и хлестали прохожих ремнями из козлиных шкур (которые тоже назывались фебралиями). Кульминация Фебралий приходилась на последний день — 21 февраля.

15 февраля

На эту дату приходился праздник в честь Сельве/Сельвана — одного из этрусских богов, который, как считается, покровительствовал плодородию и дикой природе. Культ его был широко распространен и особо почитаем в бедных слоях общества. Его благодарили за удачу, исцеление, освобождение от рабства и благие сны, ему посвящались рощи.

Римляне не преминули воспользоваться образом Сельвана, и о том, как его воспринимали, сказано в сохранившейся записи: «Отчего всякое владение почитает Сильвануса? Оттого, что всякое владение имеет трех Сильванусов. Один зовется домашним и опекает хозяйство, другой — полевой, опекает пастухов. Третий же стоит на границе с лесом либо домашним владением».

Сельве был связан с культом предков, а животные, являвшиеся его атрибутами — собака, коза, змея — указывают на хтоническую сущность божества. Так что ограничивать плономочия его одним плодородием вряд ли стоит.

28 февраля

Это последний день года в этрусском календаре. Относились к нему очень серьезно, и подготовка к переходу в новый год была связана, в первую очередь, не с приготовлением пиршественного веселья, как ныне принято, а с очищением (о чем и само название месяца напоминало). Например, возле многих храмов имелись священные пруды, которые как раз и были предназначены для этого: омовение в них избавляло от скверны, напастей и проч. Словом, провожали год торжественно, но не разгульно.

* * *

Нельзя не заметить, что последний месяц этрусского года был связан с почитанием, прежде всего, тех духов и богов, которые отвечали за перерождение души и защиту дома. В ходе соответствующих ритуалов основным намерением этрусков было очищение как священнодействие, направленное на благую и успешную жизнь в дальнейшем.
Обновлено 3.02.2010
Статья размещена на сайте 1.02.2010

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: