Только что закончились съёмки фильма-сказки «Слёзы капали», и мастеру захотелось снять нечто «хулиганское». В аэропорт его провожал замечательный грузинский режиссёр Резо Габриадзе. И по дороге между ними завязался занимательный разговор: что, если стивенсоновский «Остров Сокровищ» перенести в космос? Вместо корабля и острова — ракета и планета.
Идея увлекла друзей, но Резо сказал, что на ней особо не развернёшься. Впрочем, уже садясь в самолёт, Георгий Николаевич придумал завязку: пожилой русский прораб и студент-грузин случайно встречают в Москве инопланетянина, который заблудился в космосе. И попадают на незнакомую планету. Прилетев домой, Данелия позвонил своему другу на следующий день:
— Слушай, я нашу болтовню верчу в голове — так забавно!
— Я тоже!
Габриадзе прилетел в Москву, и режиссёры увлечённо начали работать над сценарием нового фильма. По началу они и сами не представляли себе, что из этого выйдет. Так родился «Кин-дза-дза!» — самый необычный, самый афористичный, самый смелый фильм Данелии. Я даже возьму на себя смелость утверждать, что этот фильм — самая мощная оплеуха тоталитаризму, когда-либо нанесённая посредством киноискусства.
Актёры
Разумеется, в этом фильме играл Евгений Леонов. Ведь этот гениальный актёр, по собственному признанию Георгия Николаевича, являлся его талисманом. И, разумеется, он пел в фильме «Марусеньку». Эта песня тоже является данелиевским талисманом — Леонов поёт её во всех фильмах Данелии, начиная с «Тридцать три».
В фильме также снимался Юрий Яковлев. Артист лежал в больнице, когда Данелия предложил ему роль в своём новом фильме. Прочитав сценарий, Юрий Васильевич, по собственному признанию, ничего не понял, но решил сниматься из уважения к режиссёру. А ведь он был плотно занят в театре, и ему приходилось каждые 2−3 дня летать из пустыни Небит-Даг в Москву и обратно. Вот она — высшая степень доверия! И Юрий Васильевич не ошибся — роль пацака Би стала одной из самых звёздных его ролей в кино, практически его визитной карточкой, наравне с «Иваном Васильевичем».
И завершает звёздный треугольник ещё один замечательный актёр — ироничный, мужественный, какой-то до боли родной «дядя Вова» — Станислав Любшин. Эти три ярчайшие звезды сыграли в этом фильме каждый по-своему гениально. Каждый нашёл в своём герое такие черты и так их передал, что они стали в народе фольклорными персонажами, вроде трёх былинных богатырей. И хотя все герои неповторимы, у всех свои яркие, выразительные характеры, но всех их объединяет одно — циничая ирония по отношению к тому жестокому миру, в котором они волею судеб оказались. Без этого юмора на Плюке выжить нельзя, именно он их спасает из безнадёжных ситуаций, именно он помогает и нам, живущим на Плюке реальном, всамделишном.
Но не только этой великой троицей выделяется «Кин-дза-дза!». В этом фильме замечательно дебютировал в кино сын Резо Габриадзе — Леван. Его Скрипач ничуть не уступает главным героям, хотя, в отличие о них, он воспринимает всё происходящие всерёз. Как сказал Би, «молодой ещё…». Необычная внешность, грузинский акцент, горячность и искренность сделили Скрипача таким же любимым фольклорным героем, как дядя Вова, Би и Уэф.
Впрочем, искромётны и артисты в эпизодических ролях — всем запомнился разъярённый Лев Перфилов, размахивающий транклюкатором и обещающий «рассказать всем, до чего довёл планету этот фигляр ПЖ». Не менее ярко сыграла Ирина Шмелёва в роли артистки-пацачки, разъезжающей по пустыне на «тачанке». А как хорош в роли эцилоппа Валентин Букин! До чего знакомый, узнаваемый образ! Эта характерная улыбочка, мигалка на голове… Не хватает только полосатого жезла для полноты картины!
А Геннадий Ялович — тайный агент эцилоппии, потребовавший от самодеятельных артистов выступать на коленях! Кто не помнит — это «доктор наук» из меньшовского фильма «Москва слезам не верит». У Данелии в фильме снялись не только профессиональные актёры, «засветилась» вся съёмочная группа, во главе с директором картины — Николаем Мушиевичем Гаро, который сыграл самого «господина пэжэ».
Съёмка
Снимали фильм, как и предположил сначала дядя Вова, в пустыне Каракумы, в 80 километрах от Небит-Дага. Днём жара доходила до 60−70 градусов и работать было невозможно. Поэтому снимали утром до 12 часов и вечером, после 4-х и до захода солнца.
Кстати, сцену «Универсам» снимали под крутящейся сценой театра Советской Армии, а вагонетки — в тоннеле строящейся тогда станции московского метрополитена «Полянка». Сон Гедевана снимали в Ярославле (кстати, по сценарию Гедеван учился именно там, но в фильме он студент Ивановского текстильного института).
В пустыне порой случались сильные песчаные бури, уносившие с таким трудом выстроенные декорации. Инопланетный корабль «пепелац» сначала планировалось сделать действительно летающим, но потом из-за дороговизны от этой идеи пришлось отказаться. Были изготовлены три пепелаца — в натуральную величину, 40-сантиметровый и 12-санитметровый. Большой пепелац был сделан из хвоста списанного вертолёта и снабжён вертолётным винтом. Малые пепелацы перемещались по невидимой нити, так же летала в фильме и «ракета».
Кстати, железнодорожники, не разобравшись, что это за зверя им надо перевезти (в накладной было указано «груз пепелацы») отправили его вместо Кара-Кумов во Владивосток. На поиски пропавшего пепелаца Данелии пришлось подключать всесильный КГБ. Потом пепелац решили немного подкоптить, да чуть не спалили — в нём образовалась огромная дыра, которую в спешном порядке пришлось латать. Кстати, слово «пепелац» прочно вошло в русский язык для обозначения старого, ржавого, разболтанного, дребезжащего транспортного средства, которые во множестве можно встретить на дорогах снг-овщины. Прочие декорации находили в буквальном смысле слова на свалке!
Цитата Г. Данелии из статьи «Культовое Кино» Станислава Тыркина: «Однажды нам нужно было срочно снять одну из важных сцен. Я приезжаю на съемку, а на площадке — никаких декораций, один только администратор стоит. И грустно так говорит, что декорации выехали, но, скорее всего, застряли в песках. Ну, что делать? Мы сели на машину, проехали по пустыне километров сорок и напали на какую-то свалку, куда выкидывали детали от нефтяных вышек — такие ржавые, похожие на кресты! Я был в полном восторге! Но их же нужно было еще вывезти! Таксист-туркмен обещал помочь с краном. И вот останавливает он одного туркмена,
начинает его уговаривать, бурно руками размахивает, а я из всего речевого потока понимаю только „Леонов… Леонов… Леонов“. Так мы и перевезли эти два креста, в декорации из которых и сняли всю сцену».
Живописное ржавое списанное колесо обозрения привезли из Москвы. Кстати, если кто захочет найти место съёмок в Кара-Кумах, может иметь в виду этот главный ориентир. По словам режиссёра, оно и поныне там стоит, если еще не развалилось от старости.
Виктор Губерниев,
+!
Сестра читает анекдоты про международные отношения:
-Оль, слышишь, а "кацап" - это разве не из "Кин-дза-дза"?
-Нет, то, что в "Кин-дза-дза" - это "пацак"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сколь раз смотрел этот фильм и всегда услышу что то новое.
А когда увижу ГАИшника, так и представляю, когда проезжает машина со спецсигналом, они приседают, разводят руки и кричат -"КУ"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Абрамов,
Мы с дочкой 9-классницей позволяем себе не представлять, а "дуреть" не стесняясь - когда зимой по тротуару проезжает машинка с проблесковыми маячками, убирающая снег, мы по полной форме делаем "Ку" с хлопаньем по щекам и приседанием.
0 Ответить
Павел Раин, ай молодцы!
И как реагируют чатлане и эцилоппы?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Володин, грустно сказать,Владимир - скушно реагировают
0 Ответить
Ой! А где же все мои с любовью подобранные фотографии?
0 Ответить
Виктор Губерниев, вернули.
0 Ответить
Виктор Губерниев, отличная статья! Этот фильм пересек границы и стал любимым фильмом моего американского мужа, который совсем не умеет говорить по-русски, но этот ифльм для него в переводе не нуждался. А мой сын, сильно потерявший русский язык в Америке, тем не менее отлично помнит (и употребляет) слова "цаппа" и "пепелац".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
а как же слово "эцилопп" - тоже ведь вошло в обиход: "Не гони здесь, тут в кустах всегда эцилоппы с радарами стоят!"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Татьяна Павликова, Один мой знакомый, если его заставляют куда-то ехать против воли: "Это ж надо в гараж тащиться... цаппу прикручивать... пепелац на крыло ставить..."
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Виктор, отличная статья и про отличный фильм. Если не ошибаюсь, то он в 1982-м году на экраны вышел. Я, выйдя из кинотеатра незамедлительно задал себе три вопроса:
1) Странно, что его (фильм) вообще в массовый прокат пустили, может ЦК чего там не доглядело?
2) Как Данелия удалось на пустом месте изобразить СССР, да так точно, что аж мурашки по спине?
3) Не будут ли применены какие-либо санкции к Г. Данелия?
Но, по видимому, все обошлось! Фильм стал культовым. Фильм стал моим самым любимым фильмом.
Последний раз смотред фильм Г.Данелия году в 2000-м в кинотеатре. Название забыл. Там В. Кикабидзе играл роль капитана небольшого судна... Тоже классное кино.
"На поИски пропавшего пепелаца" - буковка пропущена.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Мао, ответ на ваши вопросы прост: фильм вышел не в 1982, а в 1986 году. Фильм, который вы вспомнили - "Фортуна"
0 Ответить
Виктор Губерниев, Точно! "Фортуна". Спасибо
Оценка статьи: 5
0 Ответить